AZ-libr.ру

информационный портал





Горбатов Борис Леонтьевич [15.07.1908-20.01.1954]

Горбатов Борис Леонтьевич
       [2(15)7.1908, Донбасс, Первомарьевский рудник (ныне г.Первомайск) — 20.1.1954, Москва]
       — прозаик, публицист, драматург.
       В 12 лет Горбатов вошел в «детскую коммунистическую группу» и, по собственному признанию, «никогда не был беспартийным». Принимал активное участие в организации объединения пролетарских писателей Донбасса, избирался в правление ВАПП, состоял в секретариате СП СССР и т.д.
       В 14 лет Горбатов опубликовал первый рассказ «Сытые и голодные» (1922), был принят в штат донбасской газеты «Всесоюзная кочегарка» и на всю жизнь остался журналистом, работающим с редкой интенсивностью. Горбатов объехал практически всю страну, неоднократно бывал за границей. При нем задули первые домны Магнитки, пустили Днепрогэс, Соликамский комбинат. Он был на всех крупных заводах и шахтах страны, принимал участие в испытаниях и первых дальних перелетах советских самолетов, зимовал в Арктике. Будучи всю жизнь связан с армией, как офицер запаса и журналист Горбатов участвовал в высокогорных походах, был на Финском фронте и в Западной Белоруссии. Великую Отечественную войну прошел с первого и до последнего дня как военный корреспондент. Результатом этого стали многочисленные отдельные выступления и целые циклы материалов в периодической печати, объединенные затем в книги очерков и рассказов: «Горный поход», «Коминтерн» (обе — 1932), «Мастера» (1933), «Обыкновенная Арктика» (1937-40), «Письма товарищу» (1941-42, 1945), «Рассказы о солдатской душе» (1943), очерки о Югославии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Польше (1946-53), «В Японии и на Филиппинах» (1946-47, под названием «Человек из сословия "эта"» — 1953). Многие из страниц Горбатова, по словам К.Симонова, являются «драгоценными документами... истории нашего общества» (Литературная газета. 1968. 6 авг.).
       В начале творческого пути Горбатов пишет и публикует (в донбасских и центральных изданиях — «Правда», «Огонек», «Молодая гвардия») много стихотворений, но, узнав об отрицательном отзыве В.Маяковского, уничтожает уже подготовленный к изданию сборник. Впрочем, «душа поэта» навсегда останется в его прозе и даже в публицистике — критика будет отмечать в качестве сильной стороны его писательского дара органическое сочетание бытовой конкретики и взволнованных лирических отступлений, особой эмоциональности интонации, элементов романтического стиля, присутствие в прозе своего рода лирического героя. Иногда, особенно в годы Великой Отечественной войны, проза Горбатов приобретает сказовый ритмизированный характер.
       Эти элементы поэтики Горбатова в той или иной степени присущи всем его произведениям, в том числе ранним опытам приключенческого жанра: роману «Шахта номер восемь», повестям «Анкета номер 49875» и «Песня о шести» (все 1928). Известность Горбатову приносит повесть «Ячейка» (1928) — о комсомольцах 1920-х (ее проблематика будет продолжена в романе «Мое поколение», 1933). Повесть вызвала активное обсуждение в молодежной среде, выдержала более 10 изданий, была переведена на ряд иностранных языках и языках народов СССР (немецкий перевод «Ячейки» позднее попал в число книг, которые фашисты жгли на кострах). Впрочем, некоторых критиков не только 1920-х, но и 1950-х шокировали «грубые» манеры и лексика произведений Горбатова. В особенности же нелегко пришлось писателю, когда появился роман о руководстве более высокого уровня — «Наш город» (1930). Если вначале Горбатова похвалили за то, что он написал смелый роман и правильно упрекнул ряд зарвавшихся коммунистов в шкурничестве, то затем его всерьез обвинили в клевете на партийную организацию, искажении действительности и даже в троцкизме. Но, как ранее в «Ячейке» («активистка» Вера Голубкина), так и в последующем творчестве (Глеб Кружан в романе «Мое поколение», Алексей Гайдаш — в продолжении этого романа, названного именем героя, незаконченного и опубликованного уже после смерти Горбатова), он продолжал разоблачать «вождиков» — перерожденцев, ставших демагогами и бюрократами, видя в этом серьезную угрозу обществу.
       Самой яркой страницей творчества Горбатова стал период Великой Отечественной войны, когда были опубликованы повесть «Алексей Куликов, боец» (1942), с обаятельным сочетанием юмора и лиризма рассказывающая о том, как трудолюбивый пахарь становится добрым и мужественным солдатом, которого только война вынудила взять в руки оружие для защиты своей земли; роман «Непокоренные» («Семья Тараса», 1943) — о партизанской борьбе на территории оккупированного Донбасса (героико-романтический характер произведения подчеркивало открытое обращение к патриотическим традициям гоголевского «Тараса Бульбы») и, наконец, взволнованная лирическая публицистика, в первую очередь «Письма товарищу». По мотивам «Непокоренных» была создана опера Д.Кабалевского «Семья Тараса» (1950).
       С детства увлеченный театром, Горбатов обращается и к драматургии. В начале войны он попытался на материале самой любимой своей книги «Обыкновенная Арктика» создать пьесу «Закон зимовки». Пьеса не получилась. По мнению самого Горбатов, потому, что он «сдвинул время» — Арктику 1935-го изобразил как Арктику 1941-го («Автобиография»). Одновременно с работой над «Непокоренными», Горбатов пишет романтическую пьесу «Юность отцов» (герой ее — Степан Рябинин — один из персонажей «Моего поколения», в прологе и эпилоге, обрамляющих пьесу, выступает как командир эпохи Великой Отечественной войны).
       В 1956 увидела свет также написанная на военном материале психологическая драма «Одна ночь». Кроме того, Горбатов принадлежат сценарии «Непокоренные» (по роману), «Дорога на Берлин» и «Суд народов».
       В послевоенные годы был опубликован киносценарий «Донецкие шахтеры» (1950, совм. с В.М.Алексеевым), а также связанная с ним первая книга романа «Донбасс» (1951), вновь посвященная молодежи 1930-х, началу стахановского движения, правду о котором большинство читателей Горбатова узнали много позже. Но это была уже не романтическая мечта, а просто «парадный портрет» эпохи. И жизнь не оставила Горбатова срока ни для «ретуши», ни для комментария.

Соч.:
       СС. Т.1-5. М., 1955-56;
       СС. Т.1 -4. М., 1988;
       Военные годы: повести, рассказы, очерки. М., 1954.

Лит.:
       Галин Б. Борис Горбатов: Черты литературного портрета. М., 1964;
       Воспоминания о Б.Горбатове: сб. М., 1964;
       Леонов Б. Эпос героизма. М., 1975. Гл.3;
       Кузнецов М. [Вступ. статья] // Горбатов Б. Избранное. Т.1-2. М., 1980;
       Рубашкин А.И. Прямая речь: очерки. Л., 1980. С.141-147;
       Симонов К. Самый разный Горбатов // Сегодня и давно. 4-е изд. М., 1980.

К.Ф.Бикбулатова



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:43:38 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"