AZ-libr.ру

информационный портал





Грин Александр [23.05.1880-08.07.1932]

Грин Александр (настоящее имя Александр Степанович Гриневский)
       [11(23).5.1880, г. Слободской Вятской губ.— 8.7.1932, г. Старый Крым]
       — прозаик.
       Детство и юность Грин провел в Вятке. Отец Грин, польский дворянин, оказался в Вятской губ. после ссылки за причастность к польскому восстанию 1863; работал помощником управляющего пивным заводом, бухгалтером в земской больнице. Мать происходила из мещан; умерла в 1893, когда Грину было 12 лет. Воспитанием Грина занимались мало, однако начальное образование он получил дома. Отношения с родителями были напряженными. Грин учился в Вятском земском реальном училище, хорошо успевая по гуманитарным предметам и не успевая по точным наукам. Из этого заведения Грин был исключен за нарушение дисциплины (за «стихотворный пасквиль на учителя», подражание пушкинскому «Собранию насекомых»); впоследствии его приняли лишь в не отличающееся завидной репутацией Вятское городское училище. Грин рано начал читать, его любимыми авторами стали Майн Рид, Густав Эмар, Жюль Верн, Луи Жакольо. Однако Грину была знакома и классическая русская литература, особое впечатление произвела на Грина «Моя жизнь» А.П.Чехова.
       В 16 лет Грин оставил дом с намерением стать моряком и посвятить себя путешествиям; перепробовал много занятий: был матросом, писцом, банщиком, членом рыбацкой артели, дровосеком, сплавщиком, работал на уральских золотоносных приисках.
       В 1901 Грин отчасти по желанию отца, отчасти по своему собственному желанию оказался в солдатах — в Пензе, в 213-м Ороварийском резервном батальоне. Однако жизнь в подчинении не устраивала Грина: скоро он предпринимает неудачную попытку дезертировать. Ко времени службы относится знакомство Грина с эсерами. С их помощью Грина снова совершает побег, теперь увенчавшийся успехом. Перейдя на нелегальное положение, Грин в качестве члена подпольной эсеровской организации занимается пропагандистской работой среди артиллеристов и матросов севастопольского гарнизона.
       В нояб. 1903 Грин был арестован и просидел 2 года в севастопольской и феодосийской тюрьмах, неоднократно пытаясь бежать. После освобождения Грин продолжал участвовать в революционной работе. Дважды — в 1907 и 1910 — был сослан. После освобождения в 1912 обосновался в Петербурге. Грин встретил Февральскую революцию 1917 с восторгом.
       В 1920 служил по призыву в Красной Армии, в караульном полку, пока не заболел тифом. Из больницы вышел почти инвалидом; оказался в Петербурге без средств к существованию. В этой сложной ситуации неоценимую помощь ему оказал М.Горький.
       В 1924 Грин переезжает в Крым, живет в Феодосии и в г. Старый Крым.
       Начало творческой биографии Грина относится к 1906. Ранние произведения писателя носили традиционный реалистический характер. Первый рассказ Грина «Заслуга рядового Пантелеева» (1906), в основе которого лежал сюжет о подавлении крестьянских беспорядков, был полностью изъят из продажи. Та же участь постигла и вторую его брошюру — «Слон и Моська» (1906). Постепенно основным тематическим фоном рассказов Грин становится мотив скуки, разочарования в жизни и стремление ее изменить. Автоиронией, сомнением в биографически близком писателю герое окрашены произведения первого сборника Грина «Шапка-невидимка» (1908), главными персонажами которого являются социал-революционеры. Первым романтическим произведением Грина принято считать рассказ «Остров Рено» (1909). Матрос Тарт во время одного из плаваний оказывается на экзотическом острове. Неожиданное погружение в мир природы пробуждает в душе Тарта нестерпимую жажду свободы. Стремясь разорвать все связи с людьми, он отказывается вернуться на корабль; ради сохранения своей независимости он готов к убийству. Тарт опасен для людей, поступки его непонятны, и это приводит героя-индивидуалиста к гибели. Проблема свободной личности навсегда останется важнейшей для Грина. На протяжении всей жизни писатель будет искать ее решение, если не в реальном мире, то в мире вымышленном.
       В дальнейшем персонажи Грина начнут ощущать необходимость в других людях. Свобода как условие для сохранения своего «я» — особенно если ради нее приходится убивать — покажется им «скучной» («На склоне холмов», 1910). Наряду с рассказами, где мотив разочарования в человеке и мире достигает наивысшей силы («Окна в лесу», 1909; «Рай», 1909), будут появляться такие произведения, как «Трагедия плоскогорья Суан» (1912), «Зурбаганский стрелок» (1915), «Ли» (1916), где прослеживается стремление писателя отыскать образ свободолюбивого и деятельного героя, не замкнутого на самом себе. Этот поиск приведет Грина к созданию целого вымышленного мира, в котором его герой мог бы существовать. В рассказе «Корабли в Лиссе» (1918) впервые воссозданы черты псевдореальной страны, где будут разворачиваться события многих других гриновских произведений. Центральный персонаж рассказа Битт-Бой в противоположность героям ранних произведений Грина приносит удачу и счастье людям; в этом смысле Битт-Бой оказывается одним из предшественников Грея из феерии «Алые паруса».
       Герои «Алых парусов» (1923) Ассоль и Грей принадлежат роду особых людей. Они обладают даром «иного» видения мира. Их мысли и чувства непонятны окружающим, как непонятны были поступки Тарта из «Острова Рено». В то же время это новые герои — исключительные натуры, которым доступно счастье делать чудеса «своими руками».
       В 1920-е Грин начинает писать романы, главным героем которых остается человек, привносящий в реальный мир идеальное начало. Однако в это время мотивы разочарования вновь начинают звучать в его творчестве.
       В 1923 был опубликован первый роман Грина «Блистающий мир» — в определенном смысле антитеза феерии «Алые паруса». В основу романа положена прежняя коллизия: исключительная личность и обыкновенный мир. Незаурядность героя «Блистающего мира» Друда — человека, умеющего летать, скрыта в его кристально чистой душе, не знающей честолюбия, жажды власти и собственничества. Но в отличие от феерии «Алые паруса» «Блистающий мир» лишен оптимистического финала. Герой, с которым связаны надежды на лучшее, гибнет, и это вызывает сомнение в возможности достичь идеала.
       В 1925 выходит роман «Золотая цепь». Сюжетная ситуация, возникающая в нем, является своеобразным типологическим продолжением той, которая была смоделирована Грином в «Алых парусах». К началу действия центральный персонаж романа Ганувер уже осуществил мечту возлюбленной: подчиняясь законам фантазии, построил удивительный дом-дворец. Более того, как и в «Алых парусах», в финале произведения торжествует любовь. Однако по стечению обстоятельств именно это время становится последним для Ганувера. Трагическому завершению его участи противостоит только течение жизни (судьбы других персонажей), которая не останавливается с его уходом.
       Роман «Бегущая по волнам» (1928) — одно из самых сложных и семантически насыщенных произведений писателя. Важнейшим тематическим планом в нем вновь оказывается мотив неосуществимости мечты. Обретение идеала происходит в лучшем случае лишь частично, а следовательно, остается иллюзорным. Только художнику доступна возможность уловить эту иллюзию.
       Трагическое мироощущение, поддерживаемое трудными обстоятельствами жизни писателя — материальной неустроенностью, болезнью и духовной неудовлетворенностью,— выразилось и в последнем романе Грина, имеющем символическое название «Дорога никуда» (1930). Его романтический герой «много мог бы сделать, но в такой стране и среди таких людей, каких, может быть, нет!». Спустя 2 года после выхода этого произведения Грин скончался.
       Дореволюционная критика, за немногим исключением, не признавала таланта Грина, считая его произведения подражанием зарубежной приключенческой литературе. Грин главным образом приходилось печататься в малоизвестных изданиях. После революции Грин часто оставался все так же одинок. Он не признавал литератрной борьбы, не стремился быть членом какой-либо группировки. Лишь в конце 1930-х появилось несколько критических статей (К.Зелинского, М.Шагинян, К.Паустовского), в которых признавалась непреходящая ценность гриновского наследия. Сложное отношение к Грин давало себя знать и в послевоенные годы, что отразилось даже в запрете переиздавать его произведения. Однако несмотря на это романтическое творчество Грин всегда привлекало читателя, подтверждая его уникальность.

Соч.:
       СС: в 6 т. М., 1980.

Лит.:
       Воспоминания об Александре Грине. Л., 1972;
       Ковский В. Романтический мир Александра Грина. М., 1969;
       Паустовский К.Г. Жизнь Александра Грина // Паустовский К.Г. СС: в 8 т. Т.8. М., 1970;
       Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество. М., 1980;
       Кобзев Н.А. Роман Александра Грина. Кишинев, 1983;
       Загвоздкина Т.Е. Жанровая специфика повествования А.Грина // Жанры в литературном процессе. Вологда, 1986;
       Литвинов Е. Некоторые особенности повествования в прозе Александра Грина // Идейно-художественное многообразие советской литературы 60-80-х годов. М., 1991;
       Изергина Н., Кобзев И. Неизданные автографы А.С.Грина // Крым-90: альм. Симферополь, 1990;
       Козлова Е. А. Метафорическая изобразительность в маринистике К.М.Станюковича и А.С.Грина // Забытые и второстепенные писатели XVII—XIX веков как явление европейской культурной жизни. Т.1. Псков, 2002.

В.Ю.Вьюгин



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:43:32 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"