|
Колбасьев Сергей Адамович
[5(17).3.1899, Одесса — 30.10.1942, место смерти неизвестно (по др. данным
25.10.1937, Ленинград, в заключении)]
— поэт, прозаик.
Родился в семье чиновника; по материнской линии предками Колбасьева были
мальтийские итальянцы, так что впоследствии своим «итальянско-мальтийским»
происхождением Колбасьев объяснял как «романтические» наклонности своего
характера, так и способность к языкам (уже в юности он в совершенстве владел
английским, французским и немецким, позже изучал фарси и шведский). Мать
Колбасьева — Эмилия Петровна, урожденная Каруана — была незаурядной, одаренной
личностью, не чуждой литературному творчеству (в 1921-22 она работала
секретарем петроградского Дома Поэтов на Литейном пр.), под ее влиянием в сыне
рано сформировался интерес к искусству и литературе. Однако после окончания
петербургской гимназии Лентовской Колбасьев по совету дяди и с согласия матери
поступает в Петербургский Морской кадетский корпус (ныне — Морское училище им.
М.В.Фрунзе).
В 1917 Колбасьев прошел практику на черноморском эскадренном миноносце
«Свирепый», а в 1918 после досрочного (в связи с закрытием учебного заведения)
выпуска начал службу на линкоре «Петропавловск». Воспитанный в
либерально-демократических традициях, свойственных петербургской интеллигенции,
Колбасьев решительно встает на сторону красных и делает типичную
«революционную» карьеру «военспеца»: на эскадренном миноносце «Московитянин»
принимает участие во взятии Энзели, затем служит старшим помощником на
эскадренном миноносце «Прыткий» и принимает активное участие в боевых действиях
Волго-Каспийской флотилии; в сент. 1919 вновь на «Петропавловске» участвует в
боях за Петроград, а с июля 1919 по февр. 1922 занимает ответственные должности
в Азовской военной флотилии и в штабе действующей эскадры Черного моря.
Переломным моментом в биографии Колбасьев стала встреча летом 1921 в
Севастополе с Н.С.Гумилевым (в стихотворении Гумилева «Мои читатели» об этом
сказано: «Лейтенант, водивший канонерки / Под огнем неприятельских батарей, /
Целую ночь над южным морем / Читал мне на память мои стихи»). Колбасьев помог
Гумилеву издать книгу стихов «Шатер», а затем сопровождал его в Петроград.
Гумилев ввел Колбасьева в круг петроградской творческой интеллигенции,
объединившейся тогда вокруг издательства «Всемирная литература»; в февр. 1922
по ходатайству наркома просвещения А.В.Луначарского Колбасьев был
откомандирован для работы в этом издательстве и затем уволен в запас.
В 1922 Колбасьев вместе с Н.С.Тихоновым участвует в создании литературной
группы «Островитяне», которая выпускает одноименный коллективный сборник
стихотворений; тогда же Колбасьев издает поэму «Открытое море». Откликаясь на
выход сборника и поэмы, В.Я.Брюсов писал: «Определенной программы в стихах
островитян нет; единственное, что роднит их между собой, это — попытки выбиться
из шаблона эпигонов символизма... С.Колбасьев стремится к простоте речи, хочет
действовать на читателя сжатым реализмом своих картин; но очень часто это
приводит автора к самой несомненной прозе» (Брюсов В.Я. Среди стихов:
1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии. М., 1990. С.572). «Стихи, которые пишет
тогда Колбасьев,— вспоминал Н.С.Тихонов,— полны впечатлений Гражданской войны,
но в них, несмотря на точность морских описаний, есть излишняя сухость,
прозаичность: "Светят прожекторами. / И, кажется, крейсера. / От них не уйдешь,
пожалуй, / А уходить пора. / Что ж, держим на север, / Если нет другого пути. /
Минные загражденья? / Попробуем пройти"». (Тихонов Н.С. Морские повести и
рассказы Сергея Колбасьева // Колбасьев С.А. Поворот все вдруг. С.8). Нетрудно
увидеть в «прозаизме» Колбасьева, равно как и в его стремлении к тематической
«экзотике», влияние «школы Гумилева».
В 1923 после женитьбы на В.П.Семёновой — студийке «Института живого слова» и
участнице литера. группы «Голубой круг» — Колбасьев устраивается, благодаря
знакомству с семьей Л.М.Рейснер, на место переводчика в советском посольстве в
Кабуле (Афганистан), которое возглавлял тогда муж Л.М.Рейснер —
Ф.Ф.Раскольников. В том же году Колбасьев был отозван из Афганистана и
направлен в торговое представительство СССР в Хельсинки, где проработал до
1928.
После возвращения в Ленинград Колбасьев вновь обращается к литературной
деятельности, вступает в Ленинградско-Балтийское отделение Литературного
объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ), где скоро заявляет о себе как о
самобытном прозаике-маринисте.
В 1930 выходит его книга рассказов «Поворот все вдруг», главной темой которой
стала судьба кадрового морского офицерства в годы Гражданской войны.
В 1930-е Колбасьев создает «трилогию» — повести «Арсен Люпен», «Джигит» и
«Река»,— повествующую о становлении выпускника Морского кадетского корпуса,
пришедшего на Красный флот; в главном герое трилогии Василии Бахметьеве
угадываются автобиографические черты. Проза Колбасьев была лишена ложного
пафоса; ироничная и безупречная по стилю, она быстро завоевала популярность у
читателей, но тут же подверглась резкой критике со стороны «теоретиков» ЛОКАФа
— Вс.Вишневского, Л.Соболева и др., которые обвиняли Колбасьева в
«безыдейности» и «непонимании смысла Гражданской войны и движущих сил
революции».
В 1930-е Колбасьев, помимо художественного творчества, увлекается радиоделом,
много изобретает (среди прочего — оригинальные конструкции магнитофона и
телевизора), пишет популярные учебники по радиоделу — «Радио — нам» (1929) и
«Радиокнижка» (1931). Другим увлечением Колбасьев стал джаз: пропаганде джаза в
Советской России Колбасьев уделил много сил, в т.ч. защите Л.О.Утесова от
нападок властей; квартира Колбасьева на Моховой улице в Ленинграде стала
своеобразным «музыкальным салоном» (помимо прочего, Колбасьев собрал уникальную
коллекцию пластинок с записями джазовой музыки).
В 1935 выходит последний сборник «морских» рассказов Колбасьева — «Правила
совместного плавания», а в 1937 Колбасьев был внезапно арестован. Дальнейшая
его судьба неизвестна, равно как и точная дата смерти. Начиная с 1960-х
произведения Колбасьева неоднократно переиздавались. «Есть книги, в которых
отсутствует игра воображения,— писал Н.С.Тихонов,— они на грани воспоминаний;
кажется, что в них герои носят подлинные фамилии, эти книги хорошо передают и
дух, и цвет, и голос эпохи. Они правдивы и скромны, люди в них видны во весь
рост, и это русские люди, показанные в решающие годы своей жизни. К таким
книгам относятся и произведения Сергея Колбасьева» (Тихонов Н.С. Морские
повести и рассказы Сергея Колбасьева. С.11).
Соч.:
Поворот все вдруг: рассказы и повести. Л., 1986.
Лит.:
Черкасский Я. Моряки четырех морей, но одной революционной крови... //
Колбасьев С.А. Повести. Рассказы. Мурманск, 1981. С.3-7;
Колбасьева Г.С. Сергей Колбасьев // Жизнь Николая Гумилева: Воспоминания
современников. Л., 1991. С.315-317.
Ю.В.Зобнин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|