|
Солоухин Владимир Алексеевич
[14.6.1924, с.Алепино Владимирской обл.— 4.4.1997, Москва; похоронен в
с.Алепино]
— поэт, прозаик.
Родился в крестьянской семье. После окончания школы учился во Владимирском
механическом техникуме, получил специальность механика-инструменталиста. Во
время Великой Отечественной войны служил в войсках особого назначения,
охранявших Кремль.
С 1946 начал печатать стихи (первая публикация — стихотворение «Дождь в степи»
в «Комсомольской правде»), которые писал со школьных лет.
В 1946-51 учился в Литературном институте им. М.Горького.
В 1952 вступил в КПСС.
После окончания института работал разъездным корреспондентом-очеркистом, писал
репортажи о поездках по стране и загранице. Первый сборник стихов Солоухина
«Дождь в степи» (1953) написан в традиционной манере. Критика отмечала в стихах
«тонкую прелесть образа». Выходят сборник «Разрыв-трава» (1956), «Ручьи на
асфальте» (1958), «Журавлиха» (1959) и др. В ранней лирике обнаруживается
стремление к постановке таких проблем, как Родина, ее историческое прошлое и
настоящее, человек и природа. Гражданская позиция автора выявляется в стихах,
содержащих раздумья о смысле жизни, о взаимоотношениях поэта и народа
(«Партийный билет», 1948; «Колодец», 1952, и др.). В стихотворении
«Разрыв-трава» (1956) поэт отстаивал свое право на личностное видение мира.
Раздумьям о человеке в лирике Солоухина сопутствовала тема красоты земли
(«Жители земли», 1951). В сборнике «Как выпить солнце» (1961) Солоухин перейдет
к белому стиху и верлибру, откажется от рифмы и размера (позднее в книге «Венок
сонетов» (1975) он вновь вернется к нормативной поэтике).
Лирика Солоухина этих лет все больше приближалась к прозе. От очерковых книг о
проблемах сельского хозяйства («Рождение Зерно-града», 1955; «Золотое дно»,
1956) Солоухин шел к очеркам о зарубежье «За синь-морями» (1956), обернувшимся
повышенным интересом к собственной земле.
В июне 1956 Солоухин совершил путешествие пешком по владимирской земле.
Написанные на основе реальных впечатлений лирические повести «Владимирские
проселки» (1957) и «Капля росы» (1960) принесли ему широкую известность.
«Владимирские проселки» — это сорок дневниковых записей, сделанных во время
путешествия по отчему краю; «Капля росы» — портрет родной деревни Алепино,
«спроецированной на экран невозвратного детства обычного крестьянского
мальчика» (Работа. М., 1966. С.19). Солоухин считал, что как в капле можно
увидеть отражение мира, так в жизни одного села можно обнаружить нечто,
характерное для всей России. Возрожденная Солоухиным форма повествования от
первого лица «вписывалась в эпоху своей... обнаженной исповедальностью, резкой
принципиальностью в обозначении позиции»,— писал Цветов (Капля росы. П., 1983.
С.329). Повествователь подвергался самотипизации, становился лит. образом, в
котором угадывались черты современника. В предисловии к первому сборнику прозы
Солоухина Л.М.Леонов назвал автора «одним из интереснейших современных наших
писателей второго поколения» и выразил надежду, что он «еще не раз впереди
одарит нас умнейшей зрелой прозой, глубокой и звонкой стихотворной строкой»
(Лирические повести. М., 1961. С.3-4).
Значительное место после лирических повестей в творчестве Солоухина заняли
нашумевшие в ту пору острополемичные художественно-публицистические очерки
«Письма из Русского музея» (1966), «Черные доски» (1969) о древнерусском
искусстве, в которых Солоухиным подняты острейшие проблемы спасения и
восстановления гибнущих памятников старины. Размышляя о роли современного
человека в поступательном развитии жизни, Солоухин ставил и разрабатывал
проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого.
Традиционная для Солоухина тема «уважения к преданию» стала основой книг «Время
собирать камни» (1980) и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» (1988).
В последней писатель делился своими раздумьями о печальной судьбе исторических
мест, связанных с именами выдающихся деятелей русской национальной культуры
(очерки об имении Р.Державина — Званке, о блоковском Шахматове, Оптиной
пустыни, связанной с именами Гоголя, Достоевского, Толстого). Солоухин призывал
к действенному изменению создавшегося положения в отношении к культурному
наследию прошлого — памятникам старой архитектуры, живописи, музыки. В «Черных
досках», «Письмах из Русского музея», а также в «Славянской тетради» (1965)
формировалась солоухинская «философия патриотизма». Главная мысль
художественно-публицистических книг Солоухина — ответственность человека за
сохранение духовных богатств перед грядущими поколениями.
Сама жизнь, логика творческого развития писателя привели к созданию
произведений, где уяснялось разнообразие законов природы, многообразие связей
человека с миром: «Дом и сад» (1963) — об истории перестройки дома и закладки
сада; «Григоровы острова» (1963) — о приобщении героя-повествователя к
подледному лову рыбы; «Третья охота» (1967) — о «смиренной охоте брать грибы» и
«Трава» (1972) — о флоре средней полосы России. Они были созданы в период
интенсивного и целенаправленного изучения Солоухиным трудов А.Брема,
К.Тимирязева, Н.Золотницкого и др. В солоухинских записках соединились полярные
повествовательные манеры — научные и художественные, породив особую стилистику
«Травы» и «Третьей охоты». Этими произведениями Солоухин пытался возродить
утерянную способность удивляться чуду природы. Одновременно с «Домом и садом»,
«Третьей охотой» С. создал рассказы, где преобладает аналитическое начало
(«Летний паводок», «Зимний день», «Кувшинки», «На лыжне»). Пафос последнего
рассказа — в утверждении обогащающего воздействия природы на человека, в
развенчании бессмысленности самоцельных нагрузок. В этом ряду — повесть
«Прекрасная Адыгене»(1973).
В конце 1950-х — в 1960-е Солоухин широко обращался к малому жанру, создал
рассказы «Девочка на урезе моря», «Ледяные вершины человечества», «Варвара
Ивановна» и др., в которых отражены актуальные нравственно-этические проблемы,
исследующие усложняющиеся связи человека в совр. мире.
Автобиографический роман «Мать-мачеха» (1964) — первый опыт в этом жанре. Он
посвящен жизни послевоенного студенчества. Главный герой — деревенский парень,
сержант Митя Золушкин, несущий службу в столице. Он поступает в Литературный
институт им. М.Горького, попадает в необычную среду. Прослежен трудный процесс
вживания героя в городской мир, причем героя-поэта. Душа Золушкина искала
простоты и естественности отношений. Солоухину важно было показать в герое
рождение художника.
В начале 1960-х Солоухин пережил духовный перелом: «...я... начал прозревать и,
точнее сказать, прозрел». История этого «прозрения» рассказана писателем в его
романе «Последняя ступень (Исповедь вашего современника)» (1976-95). Солоухин
назвал свой роман «главной книгой», которая, по его словам, была написана в
1976 «без оглядки» (т.е. без самоцензуры) и пролежала в столе писателя почти
двадцать лет (одна из глав романа под названием «Читая Ленина» была
опубликована в немецком издательстве «Посев» в 1988). Весь роман издан в 1995.
Ознакомившийся с ним еще в рукописи Л.Леонов заметил: «Вообще ходит человек по
Москве с водородной бомбой в портфеле и делает вид, что там бутылка коньяку»
(Последняя ступень... С.7). «Опальное» произведение Солоухина — это
исповедальный роман о мучительном пути прозрения русского писателя-самородка, о
судьбе России в XX в., сущности советского строя и образа жизни в эпоху
«застоя», о роковых национальных вопросах «Что делать?» и «Кто виноват?».
Пафосом «прозрения» отмечены и острокритический рассказ «Похороны Степаниды
Ивановны» (1967, опубликован в «Новом мире» в 1987), и повесть о детстве «Смех
за левым плечом» (1989), и статья «Наваждение» (1991), книга о В.И.Ленине «При
свете дня» (1992), повесть «Соленое озеро» — о трагической истории хакасского
народа.
Солоухин пробовал свои силы в разных жанрах: от первого стихотворения «Дождь в
степи» до «Венка сонетов» — сложной формы из пятнадцати сонетов. Известные
стихи Солоухина «Мужчины» и «Лозунги Жанны д'Арк» положены на музыку. Писатель
считал, что в «пределах своей профессии нужно уметь решать любые задачи», как
он решал их в жанровых рамках рассказа, новеллы, лирической миниатюры («Камешки
на ладони», 1977), поэмы, романа, киносценария.
В 1983-84 издательством «Художественная литература» было выпущено СС писателя в
4 т. В 1995 начат выпуск 10-томного СС.
Солоухин — лауреат Государственной премии РСФСР им. М.Горького. В 1975 в Польше
за книгу «Встреча с иконами» Солоухина была присуждена премия ПАКСа им.
Володжимера Петшаки. Книги писателя переведены на многие европейские языки. Сам
он известен еще и как талантливый переводчик.
С 1958 по 1981 Солоухин был членом редколлегии журнала «Молодая гвардия», в
последние годы своей жизни — членом редколлегии журнала «Наш современник».
Соч.:
СС: в 4 ч. 1983-84;
СС: в 10 т. М., 1995. Т.1-3;
Смех за левым плечом: Книга прозы. М., 1989;
При свете дня. М., 1992;
Соленое озеро // Роман-газета. М., 1994. №15;
Последняя ступень: Исповедь вашего современника. М., 1995;
И вечный бой: Стихотворения. Венок сонетов. М., 1999;
[Избранное] М., 1999;
Разрыв-трава: [стихи]. М., 2001;
Не прячьтесь от дождя: Рассказы разных лет. М., 2003.
Лит.:
Кудрова И. Рассказы Владимира Солоухина // Новый мир. 1964. №4;
Кучеренко. Посмотрим объективней // Октябрь. 1967. №3;
Цветов Г. Художественно-публицистическая проза Вл.Солоухина // Жанрово-стилевые
поиски советской литературы 70-х годов. Л., 1981. Вып.2;
Леонов Б. Свидание с талантом // Владимир Солоухин. Мать-мачеха. Роман.
Рассказы. М., 1980. С.5-22;
Овчаренко А.И. Подведение итогов // Новый мир. 1985. №7. С.239-245;
Барабаш Ю. «Тайная любовь» Гоголя? Мифы старые и новые // Вопросы литературы.
1987. №1;
Аксенов В. Почта «Огонька» // Огонек. 1991. №32;
Лесневский С. «Все уходит в будущее» // Литературная газета. 1997. 9 апр.;
Бондаренко В. Хранитель России // Литературная Россия. 1997. №15;
Копейкин А. Предпоследний певец деревни // Русская мысль. Париж. 1997. 10-16
апр.;
Симонова И. Последняя ступень Владимира Солоухина // Независимая газета. 1997.
14 мая.
В.Н.Запевалов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|