|
Кин (настоящая фамилия Суровикин) Виктор Павлович
[1(14).1.1903, станция Новохоперск Воронежской губ.— 1937, в заключении]
— прозаик.
Вырос в семье машиниста-железнодорожника. Ранние годы прошли в Борисоглебске на
Тамбовщине. Начал писать еще гимназистом — эпиграммы, фельетоны для своего
рукописного журнала «Бедлам». После Октябрьской революции участвовал в борьбе
за власть Советов. При неоднократном захвате Борисоглебска белыми уходил в
подполье. Недолго работал в местной газете «Коммунист». Летом 1920 добровольно
отправился на польский фронт (об этом — незавершенный очерк Кина «Мой отъезд на
польский фронт»). Вернувшись в Борисоглебск, включился в борьбу с бандами эсера
Антонова.
В 1922 был послан в партийное подполье на Дальний Восток.
В 1923 начал литературную работу в Свердловске, затем переехал в Москву.
С 1925 выступал как фельетонист в «Комсомольской правде» и «Правде».
Популярность Кину принес роман «По ту сторону» (1-е изд. — 1928), во многом
автобиографический, материалом для которого послужило дальневосточное подполье
автора. В романе Кина — мироощущение комсомольцев первого призыва:
романтическая жажда подвига, соединение нравственной чистоты, личного
бескорыстия, способности к самопожертвованию и жестокости, прямолинейности
революционного действия («Мир для Безайса был прост. Он верил, что мировая
революция будет если не завтра, то уж послезавтра наверное. Он не мучился, не
задавал себе вопросов и не писал дневников. И когда в клубе ему рассказывали,
что сегодня ночью за рекой расстреляли купца Смирнова, он говорил: "Ну что ж,
так и надо",— потому что не находил для купцов другого применения»). В судьбе
героев (Безайса, Матвеева) отразились нравственные коллизии времени:
столкновение права на гордость, на «последнее тщеславие» и обязанность
подчиняться дисциплине; отвращение к насилию, к человекоубийству и его
совершение, неотвратимое в определенных обстоятельствах. В контексте спора
литературы 1920-х о любви, об отношении к женщине Кин чужд вульгарным решениям,
но в условиях борьбы считает чувство любви проявлением эгоизма, а поэтому
подтрунивает, иронизирует над героями, которые стыдятся своих слабостей, но не
могут их преодолеть. Повествование Кина драматично, в то же время замешано на
юморе, жизнерадостном и беспощадном, в нем «какое-то великолепное мальчишество»
(Л.Славин) и острота видения жизни.
В 1928-1930 Кин учится в Институте красной профессуры.
В начале июня 1931 от ТАСС командирован в Италию. Два с половиной года работает
при фашистском режиме.
В середине 1933 был переведен корреспондентом ТАСС в Париж. Вернулся на родину
в апр. 1936, после чего был редактором «Журналь де Моску». За границей писал
два романа: один — «Лилль» (широко задуманное историческое полотно о Первой
мировой войне; был написан на три четверти), второй остался без названия,
посвящался газетчикам 1920-х, был автобиографичен, среди главных персонажей
снова Безайс. Рукописи обоих произведений, за исключением нескольких
разрозненных отрывков, погибли, разделив участь автора.
В 1937 Кин незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.
С 1956 роман «По ту сторону» несколько раз переиздавался; неоднократно
инсценировался (1-я инсценировка — С.Карташев, «Наша молодость» — шла во МХАТе
в середине 1930-х; В.Гольдфельд, «Когда горит сердце» — 1957; в 1958 —
экранизация по сценарию В.Симукова и Ц.Кин).
Соч.:
Избранное / предисл. Ц. Кин. М., 1965;
По ту сторону / послесл. Л.Вольпе. Хабаровск, 1988.
Лит.:
Гладков А. Виктор Кин. М., 1981;
Всегда по эту сторону: Воспоминания о Викторе Кине. М., 1966.
Н.Б.Банк
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|