|
Гусаров Дмитрий Яковлевич
[4.10.1924, с.Тулубьево Великолукского р-на Псковской обл.— 7.8.1995,
Петрозаводск]
— прозаик, журналист.
Родился в семье деревенского кузнеца. В начале войны семья эвакуировалась на
Урал в г.Ирбит, и 17-летний Гусаров поступил на работу в электросварочный цех
завода автоприцепов. Неоднократно обращался в военкомат, заявляя о желании быть
в рядах воюющей армии. Наконец летом 1942 в составе команды из 50
комсомольцев-добровольцев Свердловской обл. прибывает в Карелию, где получает
направление в партизанский отряд «Боевые друзья». Вначале служит рядовым
бойцом, вскоре назначается командиром отделения разведвзвода. Там получает
первую нелегкую закалку, постигает подлинную драматическую сущность войны.
В марте 1944 в бою с гарнизоном противника в деревне Конда в Заонежье Гусаров
был тяжело ранен; на излечение был направлен в госпиталь в Архангельске. Оттуда
был для долечивания отпущен на Урал, в Ирбит, где жила его мать (отец еще в
1942 был тоже мобилизован и погиб при освобождении Харькова). В Ирбите Гусаров
до конца войны работал на мотоциклетном заводе.
В 1946, окончив вечернюю школу рабочей молодежи, поступает на филологический
факультет ЛГУ. Одним из мотивов такого выбора было определившееся влечение к
литературной работе: еще в 1945 г. он публикует свой первый рассказ «Два случая
одной жизни», написанный в Ирбите и принятый в редактируемом П.П.Бажовым альм.
«Уральский современник» (№11).
Продолжая литературную работу, Гусаров еще в студенческие годы (правда, после
неоднократных возвратов и переделок) закончил и опубликовал в журнале «На
рубеже» повесть «Плечом к плечу» (1949). В том же году принят в СП СССР.
Близость к Карелии, которая стала для Гусарова второй родиной, определила очень
многое в его последующей жизни. После окончания ЛГУ он в 1951 получает
направление на работу в редакцию журнал «На рубеже» (Петрозаводск).
В 1965 журнал становится межрегиональным и получает название «Север».
С 1954 и до конца жизни Гусаров был главным редактором журнала.
С Карелией, со многими решающими событиями ее истории в XX в. связана и
творческая судьба самого Гусарова. Прежде всего это подтверждается его
повестями и романами о партизанском движении в Карелии в годы войны.
В 1953-57 вышли две книги романа Гусаров «Боевой призыв», где показана жизнь
карельских партизан, их сражения на оккупированной, но не сдавшейся земле. В
сущности, это были первые повествования о партизанской Карелии, ее трудной и
суровой судьбе. Роман неоднократно переиздавался. Партизанская тема, ставшая
главной в литературной работе Гусарова, по-новому продолжена в романе «Цена
человеку» (1963). Хотя действие его происходит уже в мирное время, в 1953,
герои романа — лесозаготовители, в прошлом партизаны, сражавшиеся в одном
отряде,— не раз возвращаются мыслями, памятью о пережитом к военным годам. И
это во многом определяет их сегодняшнее поведение, жизненный выбор и решение
совр. проблем. Роман также переиздавался, был переведен на чешский язык; на его
основе была написана пьеса «Любить и верить», поставленная Петрозаводским
драматическим театром.
На время отойдя от непосредственной работы над партизанской темой, Гусаров
пишет «Три повести из жизни Петра Анохина» (1968), руководителя олонецких
большевиков. Новым здесь является не только герой и историческая эпоха, но и
подход писателя к самому материалу. Гусаров погружается в изучение архивных
источников, подлинных документов, связанных с подпольной работой, со всей
историей жизни и гибели своего героя. Д.Гранин, откликаясь на это сочинение
Гусаров, писал, что оно «соединяет в себе биографическое повествование,
оригинальное по событиям и авторскому почерку, и историческое исследование...».
Эта книга была переиздана в Москве и в Петрозаводске.
Завершив работу над повестями об Анохине, Гусаров возвращается к партизанской
теме, заново всматриваясь в давно привлекавший его внимание поход партизанской
бригады Григорьева. Она с боями прошла 600-верстный путь через леса, болота,
озера, вынеся 26 жестоких боев с захватившими Карелию войсками противника.
Несмотря на то что штабные офицеры ошиблись, не учитывая всех трудностей
похода, задание было выполнено в самых суровых условиях. Героизм,
самоотверженность, огромные усилия позволили бойцам бригады пройти этот путь до
конца, хотя и ценою неимоверно тяжелых потерь. Из 593 партизан и партизанок (в
бригаде были и женщины) в живых осталось лишь 119 человек,— израненных,
изголодавшихся, обессиленных, но прорвавшихся к своим. В новом романе писатель
стремился свести вымысел к минимуму, опираясь на все доступные ему документы,
воспроизвести всю трагическую правду о походе, сражениях, прорывах, о гибели, о
пропавших без вести, умерших от ран и голода. Трагедия войны показана в романе,
названном «За чертой милосердия», без всяких прикрас. Писатель отвергает
пропагандистский глянец, и в этом отношении его проза близка сочинениям Василя
Быкова, Константина Воробьева, Виктора Астафьева...
Роман «За чертой милосердия» стал главной книгой Гусарова. Он неоднократно
переиздавался, был переведен на иностранные языки, в т.ч. на финский, и издан в
Финляндии. Читатели и критики соседней страны, когда-то вовлеченной в
трагический конфликт, оценили «неподкупный реализм» русского писателя. Сам
Гусаров, приступая к работе, понял, что перед ним, по его словам, «открылись
такие события судьбы, коллизии, что я сразу понял — у меня нет не только права,
но и необходимости что-то придумывать, фантазировать, искусственно подгонять в
заранее придуманные сюжетные рамки».
Эта книга была осуществлением главного и давнего замысла: после войны Гусаров
долгие годы думал о григорьевском походе как своего рода средоточии драмы
войны. И весь его партизанский опыт стал необходимым подспорьем в осмыслении и
изображении этого события. Роман был встречен в русской литре 1980-90-х с
пониманием, получил поддержку писателей-фронтовиков, что явствует не только из
статей в печати, но также из многих писем современников, полученных Гусаровым и
опубликованных в журнале «Север» уже после смерти Гусарова.
Помимо собственно писательского творчества, Гусаров как редактор «Севера» сумел
сделать его одним из самых интересных и серьезных журналов России; журнал имел
свою программу, проводил самостоятельную линию. В «Севере» были опубликованы
мн. первоклассные произведения Ф.Абрамова, Д.Балашова, В.Белова, Д.Гранина
В.Личутина, В.Маслова, К.Паустовского, дневники М.Пришвина, а также переводы
лучших произведений карельских писателей. Как писатель и как руководитель
«толстого» журнала Гусарова, по словам С.Залыгина, отстаивал «достоверность и
точность», стремился к правде, к глубокому пониманию пережитого и
происходящего.
Гусаров — лауреат Государственной премии Республики Карелии; награжден многими
орденами и медалями; заслуженный работник культуры РСФСР и Карельской АССР.
Соч.:
Избранные соч.: в 2 т. М., 1981.
Лит.:
Дюжев Ю. Дмитрий Гусаров. Очерк творчества. Петрозаводск, 1984;
Аннинский Л. Логика истории и логика характеров // Литературная газета. 1957. 8
июня;
Миролюбов Р. Цена человеку // Ленинская правда. 1964. 23 июня;
Хайлов А. Герои не уходят // Дон. 1964. №12;
Симонов К. Письма товарищам // Дружба народов. 1977. №10;
Андреев Ю. Эффект достоверности // Новый мир. 1977. №10;
Рогощенков И. Воля творить жизнь. Петрозаводск, 1979;
Бондаренко В. Жажда истины // Литературная Россия. 1981. 13 марта;
Залыгин С. Собеседования. М., 1982;
Рубашкин А. Правда сущая // Звезда. 1984. №5;
Гранин Д. До самой сути // Ленинская правда. 1984. 3 окт.;
Богатко И. Партизанская судьба // Литературная Россия. 1984. 12 окт.;
Гранин Д. [Послесл.] // Гусаров Д. Три повести из жизни Петра Анохина.
Петрозаводск, 1986.
В.М.Акимов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|