AZ-libr.ру

информационный портал





Крапивин Владислав Петрович [14.10.1938]

Крапивин Владислав Петрович
       [14.10.1938, Тюмень]
       — прозаик, поэт, сценарист, журналист.
       Родился в семье педагогов. Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета им. А.М.Горького (1956-61). Работал корреспондентом газеты «Вечерний Свердловск» (1961-62), литературным сотрудником и заведующим отделом (1962-65) журнал «Уральский следопыт» (Свердловск).
       В 1965 ушел на творческую работу.
       С 1964 член СП СССР. Почетный гражданин г.Екатеринбурга (1993), в котором проживает с 1956.
       Первые рассказы и стихи Крапивин написал еще в детстве. Официальный литературный стаж Крапивин начинается с рассказа «Восьмая звезда» (1959), опубликованного в газете «Вечерний Свердловск».
       В 1962 в Свердловске вышла первая книга Крапивина — сборник рассказов «Рейс "Ориона"».
       В 1961 в Свердловске Крапивин был создан детский отряд «Каравелла», которым впоследствии руководил в течение 30 лет. Профиль отряда — журналистика, морское дело, фехтование, киносъемка. Под руководством Крапивина отрядом было издано несколько художественно-публицистических сборником — «Чем крепче ветер» (1972), «Море в конце переулка» (1976), «Барабанщики, вперед!» (1986). Отряд существует до настоящего времени; ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер». Сюжеты, связанные с «Каравеллой», использованы в некоторых книгах Крапивина.
       Вся жизнь и творчество Крапивина связаны с детьми. Причин этому несколько. Можно отметить «недоигранное» военное и послевоенное детство: чтобы компенсировать, «продлить эту замечательную пору, сохранить ее в себе, а себя в ней», молодой автор и выбрал детскую тематику. Сыграла свою роль семейная «педагогическая жилка», еще одной причиной стала «Каравелла». А когда на одном из съездов писателей Крапивин узнал, что «детских» авторов почти в 20 раз меньше, чем «взрослых», он решил, что «изменять детской тематике было бы просто дезертирством». В одном из своих интервью Крапивин сказал: «Я писал и собираюсь писать именно для детей. И о детях. Улавливаете нюанс? По-моему, то, что пишется о детях, должно интересовать всех. Дети — это наше будущее, это будущее мира. Показывая взаимоотношения взрослых и детей, строя художественные модели "дети в мире взрослых", "взрослые в мире детей", "дети и взрослые в мире необыкновенного", можно рельефно, наглядно показать важнейшие проблемы» (Интервью с лауреатом // Книжное обозрение. 1983. 30 дек.).
       До конца 1970-х в творчестве Крапивина в основном преобладала реалистическая линия: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Образы летящих коней, шпаги, горнов и барабанов, парусников создавали и создают особую, узнаваемую атмосферу в его книгах. Практически во всех ранних произведениях существует пара главных героев: малыш и подросток. «Они оба нужны друг другу, Крапивин это не выдумал, а точно подсмотрел в жизни. Малышу необходима опора, защита, пример, и с какой восторженной благодарностью хватается он за руку, протянутую старшим! Но, оказывается, и старшему нужен младший. С помощью малыша подросток крепче верит в свои силы, в правильность и нужность того, что он делает» (Петухова А.- С.235).
       Герои ранних книг Крапивина — «Оруженосец Кашка» (1965), «Та сторона, где ветер» (1966), «Тень Каравеллы» (1970) — просто жили, учились в школе, ссорились и мирились с друзьями, возвращались в дома, где их любили и ждали. Конфликты, возникавшие в этих книгах, носили житейски-бытовой характер. Однако время шло, и параллельно с ростом мастерства автора также происходили перемены и в обществе — не всегда к лучшему. В трилогии «Мальчик со шпагой» (1974), в основу которой легли реальные события, происходившие с отрядом «Каравелла», один из сюжетообразующих конфликтов уже находится на качественно ином уровне — это противостояние детского объединения и представителей власти, причем правота отнюдь не на стороне последних. Тема конфликта мира детства и мира взрослых, облеченных властью над детьми, в дальнейшем стала одной из определяющих в творчестве Крапивина.
       Одна из самых известных и эмоциональных повестей автора — «Трое с площади Карронад» (1979). Мечта главного героя — жить в городе у моря — сбылась после достаточно печальных событий. Славка и его мама переезжают к морю после того, как ссора мальчика с отчимом едва не завершилась трагедией. Но мама продолжает любить человека, которого сын ненавидит. Наиболее полно тема внутрисемейного конфликта раскрыта в романе «Журавленок и молнии» (1981). Юре Журавину (Журке), главному герою романа, в наследство от дедушки достались редкие (и дорогие) старинные книги.
       Отец же искренне не понимает увлечения сына. И однажды, когда семье срочно понадобились деньги, отец украдкой сдает одну книгу в магазин. Когда же правда вскрылась и Журка обвиняет отца в воровстве, выведенный из себя Журавин-старший решает «проучить» непокорного сына дедовским способом — жестокой поркой... «Семья в творчестве Владислава Петровича всегда была той пристанью, где герои в самых критических ситуациях могли найти помощь. <...> Здесь иная позиция. Потому и адресован роман взрослым. Право, им поучительно знать, какими они выглядят в глазах детей, понять, как трудно создается и как легко теряется доверие» (Мешавкин С. — С.184).
       Несмотря на положительные в целом критические отзывы о творчестве Крапивина, описание конфликта «отцов и детей» с позиций ребенка вызывало у ряда рецензентов несогласие с позицией писателя. «Уже сейчас мальчишки у В.Крапивина с трудом находят общий язык со взрослыми, даже с родителями. <...> Более того, "воспитанные" В.Крапивиным в соответствующем духе, они, с его явного поощрения развивающие в себе не доброту, а непримиримость, проявляют самую настоящую жестокость и агрессивность, начинают вести себя подобно волчатам: на грубость отвечать грубостью, на хамство — хамством» (Разумихин А,— С.152). Позиция критика отражает взгляды «официальной педагогики» того времени. В детской литературе конца 1970-х спор ребенка и совр. общества не мог быть выписан прямым образом без того, чтобы так или иначе не подвергнуться осуждению. Это показывает судьба повести «Колыбельная для брата» (1978), в которой описан конфликт со школой несправедливо обвиненного в воровстве и подвергнутого незаконному обыску подростка. Журнал «Пионер», в котором было опубликовано произведение, в ряде городов изымался из школьных библиотек, а в издательстве «Детская литература» книга вышла только в 1987.
       Самое объемное из произведений Крапивина — художественно-историческая трилогия «Острова и капитаны» (1987), в которой описана первая российская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф.Крузенштерна, а также связанные с ней события, разворачивающиеся уже в наше время.
       При всем своем интересе к остроте и сюжетности школьной и семейной тематики, Крапивин в конце концов стал ощущать ее ограниченность. Не в последнюю очередь в связи с этим направленность творчества автора меняется, он все чаще обращается к фантастике и сказке, утверждая, что ему «стало тесно в трехмерном пространстве». Так появляются самые известные его произведения — трилогия «В ночь большого прилива» (1969-77), роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне» (1983) и цикл сказочно-фантастических повестей «В глубине Великого Кристалла» (1987-91).
       Трилогия «В ночь большого прилива» — одно из произведений, определивших лицо и архетипы всей дальнейшей фантастико-философской прозы Крапивина. Здесь озвучен один из базовых постулатов фантастики Крапивина: дружба является одним из основных законов мироздания. В число главных героев впервые вводится взрослый персонаж (но не потерявший способности к детскому мироощущению). Тем самым помимо традиционной связки героев К. «малыш — подросток» вводится новая: «подросток — взрослый». Здесь же в творчестве Крапивина впервые появляется тема параллельных миров, многовариантности их развития, условий и возможности их сближения и даже соединения.
       Еще один типичный для фантастики Крапивин персонаж — ребенок, обладающий паранормальными способностями, появляется в романе «Голубятня на желтой поляне». Сюжет книги, как неоднократно заявлял Крапивин в различных интервью, родился из сна о мальчике, неожиданно возникшем в закрытом пространстве рубки звездолета. Приключения разведчика космоса Ярослава Родина и его юных друзей на далекой планете постоянно держат в напряжении, заставляя сопереживать героям романа.
       Цикл повестей о мире Великого Кристалла — «Оранжевый портрет с крапинками» (1985), «Выстрел с монитора» (1988), «Гуси-гуси, га-га-га...» (1988), «Застава на Якорном Поле» (1989), «Крик петуха» (1989), «Белый шарик матроса Вильсона» (1989), «Лоцман» (1990), «Сказки о рыбаках и рыбках» (1991), «Кораблики» (1993), «Синий Треугольник» (2001) — достаточно разнороден. Это множественность параллельных миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином времени и объединенных общими героями — детьми и взрослыми, которые наделены способностью проникать в иные миры. В основе сюжета каждого из произведений цикла — судьба одного или нескольких таких героев. На примерах вымышленного мира автор рассматривает достаточно серьезные проблемы мира реального — защита детей от насилия, дети и война, дети и произвол власти, детская беспризорность.
       Ряд критиков особо выделяет в цикле одно из самых нетипичных произведений Крапивина — антиутопию «Гуси-гуси, га-га-га...». «Социальная система "машинной демократии", казавшаяся такой незыблемой и единственно верной, пытается подмять под себя бывшего рекламщика. <...> Блистательно прописанная ломка психики обывателя перед лицом смерти, религиозная тема, пожалуй, впервые появившаяся на страницах книг Крапивина, жесткий и динамичный сюжет ставят "Гусей..." на одну полку с самыми знаменитыми антиутопиями нашей фантастики» (Байкалов Д. Черные зеркала Кристалла. С.10).
       Продолжением цикла о Великом Кристалле стал цикл «Сказки и были Безлюдных Пространств», к которому можно отнести почти все фантастические произведения Крапивина, написанные начиная с 1993. Безлюдные Пространства — это места, которые в какой-то степени сами по себе разумны, где сказочное неразделимо связано с настоящим, где сон постоянно перетекает в явь, где время и расстояния живут по совершенно своим законам, ничего общего не имеющим с законами нашего мира. Места, куда можно уйти от зла и ненависти, места, где герои могут умереть не насовсем... Вопрос об обратимости смерти, о возможности существования по ту сторону часто возникает в поздних произведениях писателя («Лето кончится не скоро», 1994; «Полосатый жираф Алик», 1998; «Лужайки, где пляшут скворечники», 1999).
       В период с 1979 по 2002 Крапивин было написано большое количество рассказов и повестей мемуарного характера, объединенных позднее в 2 сб.— «Шестая бастионная» (1984, 1996) и «Золотое колечко на границе тьмы» (1992-94).
       В 1999 вышел сборник «Синий краб», представляющий из себя наиболее полное собрание стихов и песен Крапивина. Ранее часть из них входила в прозаические произведения автора, некоторые печатались в журналах, репертуарных и песенных сб., использовались в телепостановках и фильмах. Из поздних реалистических произведений Крапивина следует отметить романы «Давно закончилась осада...» (1999), «Семь фунтов брамсельного ветра» (2003) и «Воздух той давней ночи (Стеклянные тайны Симки Зуйка)» (2004).
       О проблемах современной детской литературы Крапивин размышляет во многих интервью: «И что особенно тревожно: мне герои... не кажутся примером для подражания или носителями высоких духовных качеств. <...> Что еще у меня в современных книжках для детей и юношества вызывает досаду? Сознательное или несознательное стремление автора оказаться на одном уровне с читателями, как бы присесть перед ними на четвереньки, говорить их языком. Я понимаю: можно смотреть на мир глазами своих юных героев, даже если эти герои эдакие крутые тинейджеры, с соответствующим мировоззрением, но нельзя терять свое авторское лицо, свою оценку происходящего, свою точку зрения, которую читатель должен как-то в конце концов осознать. А когда мировоззрение автора и этих тинейджеров совпадает, то нравственный уровень книги резко катится вниз» (Литературная газета. 2002. №10. 13-19 марта).
       За активную литературную деятельность и работу с детьми Крапивина была присуждена премия Ленинского комсомола (1974), он награжден знаком ЦК ВЛКСМ имени А.Гайдара (1983), орденом Трудового Красного Знамени (1984), орденом Дружбы народов (1989), несколькими медалями.
       В 1980 Крапивин получил звание отличника народного просвещения РСФСР. Крапивин — призер Всесоюзного конкурса на лучшее художественное произведение для детей (1967, 1970), лауреат литературной премии «Аэлита» (1984), литературной премии губернатора Свердловской обл. (1999), Российской литературной премии им. Александра Грина (2001), литературной премии «Малая Урания» (2001), литературной премии им. разведчика Николая Кузнецова (2003), Всероссийской литературной премии им. Д.Н.Мамина-Сибиряка (2003). Несколько фестивальных наград получил фильм «Колыбельная для брата», снятый по одноименной повести Крапивина.
       Произведения Крапивина включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей», в японскую 26-томную серию «Избранные сочинения русских писателей для подростков». Книги Крапивин неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, французский, испанский, румынский, персидский и другие языки. Ряд произведений был экранизирован.
       Официальная страница Крапивина в Интернете www.krapivin.ru.

Соч.:
       СС: в 30 т. М., 2000-01;
       Семь фунтов брамсельного ветра: роман. Екатеринбург, 2003;
       Стража Лопухастых островов: роман-сказка. М., 2003;
       Колесо Перепёлкина: повесть. М.: 2003;
       Воздух той давней ночи: роман. М., 2005;
       Нарисованные герои: повести. СПб., 2005;
       Прохождение Венеры по диску Солнца, Топот шахматных лошадок: романы. М., 2005.

Лит.:
       Петухова А. Друг, которому семь // Детская литература. М., 1974. С.232-251;
       Баруздин С. Владислав Крапивин // Баруздин С. Заметки о детской литературе. М., 1975. С.258-262;
       Глотов В. Шпага Крапивина // Учитель для сына. Размышления журналиста. М. 1985. С.30-52;
       Липовецкий М. Пусть сильнее станет сказка // Детская литература. 1987. №5;
       Липовецкий М. В одеждах романтики // Литературное обозрение. 1988. №5;
       Лукьянин В. Счастье быть человеком // Урал. 1988. №8. С.152-156;
       Мешавкин С. Мальчишки Вселенной // Урал. 1988. №10. С.177-185;
       Разумихин А. Правило без исключений, или Прозрачная злость и интеллигентные мальчики Владислава Крапивина // Урал. 1988. №8. С.149-152;
       Вайкалов Д. Черные зеркала Кристалла // Крапивин В. СС. Т.5. С.5-12;
       Байкалов Д. Люди живых миров // Крапивин В. СС. Т.21. С.5-10;
       Гришин К., Лукьяненко С. Мушкетер ищет фею // Крапивин В. СС. Т.23. С.5-14;
       Тараканов Б. Все, что помнится — было // Крапивин В. СС. Т.27. С.5-12.

К.К.Гришин



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:43:20 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"