|
Шишков Вячеслав Яковлевич
[21.9(3.10).1873, г. Бежецк Тверской губ. — 6.3.1945, Москва]
— прозаик.
Отец был владельцем небольшой лавки, но скоро разорился. В 1887 Шишков окончил
6-классное училище в Бежецке и поступил в Вышневолоцкое техническое училище,
которое окончил в 1892. Обязательную 2-го-дичную практику он провел в
Новгородской и Вологодской губ., участвуя в инженерно-изыскательских работах. В
это время он совершил 2-недельное путешествие по Пинеге с о. Иоанном
Кронштадтским, оставившее яркий след в его душе. В 1894 по собственному желанию
Шишков едет в Томск, где находилось управление округа железных дорог, работает
сначала рядовым техником, после экзамена на право проведения самостоятельных
изыскательских работ Шишков возглавляет экспедиции по сибирским рекам Иртышу,
Оби, Бии, Катуни, Енисею, Нижней Тунгуске, Ангаре. В автобиографии Шишков
писал: «Благодаря моей специальности мне довелось жить долгое время с простым
людом, нередко в одной палатке и питаться из одного котла. Я вплотную изучал
жизнь народа, а для писателя — это клад. Народная душа, жизнь народа, сочный и
образный язык, быт и бытие, чего же больше!» Весной 1911 во время
изыскательских работ на Нижней Тунгуске Шишков записывает 80 песен и 3 отрывка
из былин. Он услышал, по его словам, «поразительной красоты и силы мелодии» в
песнях «Угрюм-река», «Гуленька-голубчик», «Горы Змеевские» и другие (публикация
в «Известиях Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества».
1914. Т.43).
Сам Шишков начало своей литературной деятельности относит к началу 1910-х. Он
читает известному сибирскому ученому Г.Н.Потанину рассказ «Ванька Хлюст».
Потанин советует связаться со столицами и дает письмо к В.Г.Короленко.
В 1913 в журнале «Заветы» публикуются рассказы Шишков «Помолились», «Суд
скорый», «Краля».
В 1915 Шишков переезжает в Петроград, знакомится с М.Горьким, А.Ремизовым,
М.Пришвиным.
Раннее творчество Шишков вписывается в прозу начала XX в. с ее интересом к
судьбам народной России, предвидением ее грядущего обновления. Самое крупное
произведение раннего Шишкова — роман «Тайга» был одобрен Горьким и опубликован
в 1916 в «Летописи».
Для поэтики Шишкова характерно сочетание реалистического изображения быта с
тяготением к фольклорной образности и средствам романтической эстетики
(напряженный драматизм судеб героев, их повышенное эмоциональное состояние,
символика). Символичен образ тайги, сцены гибели Кедровки в огне таежного
пожара, имеющего очистительный смысл: «Русь! Веруй! Огнем очищаешься и
обеляешься. В слезах потонешь, но будешь вознесена».
На события Гражданской войны Шишков отозвался повестями «Ватага» (1923, 1-я
публ. в альм. «Наши дни», 1924) и «Пейпус-озеро». Критика вплоть до 1960-х
обвиняла писателя в поэтизации стихийности. Не принял «Ватагу» Д.Фурманов,
выразивший несогласие с трактовкой Шишковым образа главного героя повести —
«Неужели в самом деле такими зиновьями, хотя бы и косвенно, хотя бы и случайно,
хотя бы и редко, творились объективно революционные дела?» (История русской
советской литературы / под ред. П.С.Выходцева. М., 1986. С.187). По мысли
Фурманова, «опасность усугубляется тем, что написана повесть хорошо и читается
с большим захватом». Шишков же, по его словам, исследовал в «Ватаге» психологию
масс, лишенных руководства».
Повесть «Ватага» с полусказочной структурой (Шишков) художественно исследует
сибирскую пугачевщину. Анархист Зыков, глава партизанского отряда, учинивший
кровавую расправу в маленьком сибирском городке (реально — Кузнецк, севернее
Томска), для Шишкова «символ, сборный тип, черная сила, чугунный, темный, с
завязанными глазами богатырь». Это опасная, но реальная в определенных условиях
сила. «Ватага» — повесть-предупреждение.
В автобиографии Шишков заметил: «Юмор мне дан от природы. Я им пренебречь не
мог». Юмор особенно ярко выразился в 120 «шутейных рассказах», которые были
созданы в период между 1918 и 1927. Шишков печатался в журналах «Красный
перец», «Смехач», «Бегемот», «Бузотер». «Шутейные рассказы» посвящены деревне,
писателя привлекает бытовая сатира, написаны «шутейные рассказы» в сказовой
манере, они зачастую строятся на фольклорной основе, главенствует стихия
народного юмора. Важное место среди сатирических произведений занимает повесть
«Дикольче».
В письме Горькому от 20 апр. 1926 Шишков сообщает, что пишет «с большими
перерывами по году и больше» роман «Угрюм-река», что внешне роман совпадает с
«Делом Артамоновых»: там также изображены три поколения купцов. Но самое
главное, по словам писателя,— Угрюм-река, т.е. жизнь в широком понимании этого
слова. 1 -я часть романа впервые опубликована в «Сибирских огнях» в 1928.
Отдельным изданием «Угрюм-реки» вышло в 1933, роман имел большой читательский
успех. «Угрюм-река» — роман о русском капитализме — стоит в одном ряду с
произведениями Д. Мамина-Сибиряка, А.Серафимовича, А.Куприна, М.Горького. В
центре «Угрюм-реки» история Прохора Громова, талантливого, энергичного
сибирского предпринимателя, помечтавшего завоевать, подчинить себе огромный
край. Он поставлен писателем в ситуацию выбора: честь, любовь, долг или
признание, богатство, золото. Шишков прослеживает эволюцию героя, которая
завершается духовным крахом, болезнью, сумасшествием, гибелью. Эпоха взята в ее
главных противоречиях: «капитал с его специфическими запахами и отрицательными
сторонами» и рабочее движение 1900-х, позиция интеллигенции и многие другие.
Образы-символы вносят дополнительные штрихи в реалистическое изображение
русского капитализма и объяснение причин духовного краха Прохора Громова
(башня, с которой Громов осматривает свои владения; волк, охраняющий героя, и
др.). Реалистичен и природный мир романа — описания огромных пространств
Сибири, Угрюм-река с ее буйным нравом, порогами, валунами. Картинам природы
придано и символическое значение (Угрюм-река — символ жизни, тайга —
первозданная основа жизни и т.д.). В «Угрюм-реке» углубился фольклоризм
писателя. Образы Анфисы и мертвой тунгусской шаманки Синильги во многом
опираются на фольклорные источники (русская лирическая песня, сибирские
былинки). Шишков широко использовал легенды, предания, песни, народную драму
«Лодка». «Угрюм-река» не была принята Горьким: он считал, что многое у Шишков
идет от традиций авантюрного романа. Вероятно, горьковская критика объясняется
тем, что сам он в это время работал над «Жизнью Клима Самгина» и
руководствовался иными творческими принципами.
Шишков до войны жил в Пушкине, под Ленинградом. По пятницам у него собирались
друзья: А.Толстой, К.Федин, К.Петров-Водкин, О.Форш, Е.Замятин, М.Пришвин,
И.Соколов-Микитов, Л.Раковский, Ю.Шапорин, Д.Френкель и многие другие.
Долгие годы были отданы работе над книгой о Емельяне Пугачеве. Психологическим
толчком к работе над темой крестьянской войны XVIII в. послужила повесть
«Ватага». Шишков решает развернуть некоторые линии, наметившиеся в «Ватаге».
Работая над «Ватагой», Шишков пришел к мысли, что у «зыковщины» времен
Гражданской войны и «пугачевщины» есть сходные черты. В 1938 Шишков публикует
1-ю книгу «Емельяна Пугачева»; в 1941 создает новую редакцию, более глубокую по
осмыслению исторических событий XVIII в. Это произведение Шишкова наиболее
изучено, ему посвящено много диссертаций, статей. Видные ученые-историки —
Е.Тарле, А.Предтеченский, И.Базилевич — отметили высокую степень исторической
достоверности в «Емельяне Пугачеве».
А.Толстой советовал Шишков развернуть тему Пугачева в большое полотно, в
котором могла бы найти широкое отражение народная жизнь. Шишков, осуществляя
свой замысел, пришел к такой форме, которая, не будучи ограниченной вымышленным
сюжетом, позволяла вести исследование «корней, предпосылок, окружения,
последствий пугачевского движения». «Как-то странно складывается "Пугачев": ни
повесть, ни роман. Впрямь становлюсь историком, бывают страницы, когда не
выхожу из фактов, а за ними как-то сами собой следуют и воображаемые люди и
воображаемые события. Так я еще не писал, да и другие тоже, кажется, так не
писали, я, по крайней мере, таких случаев не знаю» (Неопубликованные
произведения. Воспоминания о Шишкове. Письма. С.210). Жанр своего произведения
Шишков определил как историческое повествование. Традиции Шишкова впоследствии
были продолжены В.Шукшиным, Д.Балашовым, В.Пикулем, В.Чивилихиным и другие
историческими романистами.
Наряду с детальными описаниями быта в «Емельяне Пугачеве» важное место занимают
лирические размышления. При характеристике Пугачева, образ которого показан в
развитии, становлении, Шишков опирается на фольклорные представления о герое,
активно используя песни и сказания о Разине и Пугачеве.
В годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде Шишков читает на
радио, пишет для газет, выступает в госпиталях. Им написаны книги о русской
военной доблести — «Слава русскому оружию», «Партизан Денис Давыдов»,
«Партизаны Великой Отечественной войны 1812 года». После переезда в Москву (15
сент. 1942) Шишков написал 14 рассказов, они составили книгу «Гордая фамилия».
Шишков награжден орденом «Знак Почета» и медалью «За оборону Ленинграда».
М.Пришвин, оценивая творчество Шишкова, справедливо сказал: «Шишков очень
хороший народный писатель».
Соч.:
Соч.: в 10 т. М., 1974;
Соч.: в 8 т. М., 1983;
СС: в 8 т. / вступ. статья В. Черкасова-Георгиевского. М., 1996;
Дикольче: Сатирические повести и рассказы. Новосибирск, 1981; М., 1985;
Пейпус-озеро: Роман, повести, рассказы, воспоминания, автобиография. М., 1985;
Алые сугробы: повести и рассказы. Л., 1990;
Мой творческий опыт... М., 1979;
Неопубликованные произведения. Воспоминания о Шишкове. Письма. Л., 1956.
Лит.:
Воспоминания о В.Шишкове. М., 1979; 2-е изд. 1987;
Бахметьев Вл. Вячеслав Шишков: Жизнь и творчество. М., 1947;
Богданова А. Вячеслав Шишков: литературно-критический очерк. Новосибирск, 1953;
Изотов И. Вячеслав Шишков: критико-биографический очерк. М., 1956;
Яновский Н. Вячеслав Шишков: очерк творчества. М., 1983;
Кочетов В. В.Я.Шишков и народное поэтическое творчество. М., 1981;
Проблематика и поэтика творчества В.Я.Шишкова: К 110-летию со дня рождения
писателя: сб. Калинин, 1983;
Проблематика и поэтика творчества В.Я.Шишкова: сб. Тверь, 1991;
Проблематика и поэтика творчества В.Я.Шишкова: сб. науч. трудов / отв. ред.
В.А.Редькин. Тверь, 1995;
Редькин В.А. Вячеслав Шишков: Новый взгляд: Очерк творчества В.Я.Шишкова.
Тверь, 1999;
Творчество В.Я.Шишкова в контексте русского литературы XX века: материалы
научной конференции. Тверь, 1999.
А.И.Филатова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|