|
Кабаков Александр Абрамович
[22.10. 1943, Новосибирск]
— прозаик.
Родился в семье военного, офицера-ракетчика, в эвакуации. Вместе с семьей не раз менял место жительства. Поступил на механико-математический факультет Днепропетровского университета, хотя, по собственной характеристике, был «абсолютно гуманитарным человеком», хотел стать сценаристом. «Память была хороша, все выучил, закончил с пятерками». Работал инженером в ракетной фирме. Прожил в Днепропетровске около 10 лет, занимался КВН, писал о джазе. Потом перебрался в Москву, стал журналистом, 17 лет проработал в газете «Гудок», затем стал обозревателем «Московских новостей». Сейчас — заместитель главного редактора этой газеты.
С 1975 по 1981 Кабаков опубликовал около 100 юмористических рассказов, в основном в газетах. Был лауреатом премии газеты «Московский комсомолец», обладателем премии «Литературная газета» «Золотой теленок».
С начала 1980-х Кабаков начал, по его собственному определению, «сочинять заведомый непроходняк, без всякой цели напечатать где-либо...». В июне 1989 в журнале «Искусство кино» была опубликована одна из этих «непроходных» вещей — роман «Невозвращенец», написанный в 1988. После этой публикации Кабаков сделался не просто известным, но модным автором. Права на издание романа приобрели в десяти странах, по нему был поставлен спектакль на радио «Свобода», снят фильм, показанный по телевидению в день августовского путча. «Нью-Йорк тайме» назвала писателя «одним из первых горбачевских удачников». Сам же Кабаков относил успех первой из своих опубликованных вещей на счет конъюнктурных совпадений. По мнению критики, роман материализовывал коллективные страхи, формулировал недоуменные вопросы, вглядывался вместе с нами в тревожно зияющее будущее.
В год публикации «Невозвращенца» была напечатана за счет средств автора и первая книга его прозы — «Заведомо ложные измышления» (1989). Кроме «Невозвращенца» в нее вошли 2 части романа «Подход Кристаповича»: «До войны, по-английски» и «Линда с хлопками» (3-ю — «Вам отказано окончательно» — даже в 1989 не удалось включить в книгу по цензурным соображениям); «две джазовые легенды»: повести «Масло, запятая, холст», «Кафе "Юность"»; и «фантазия на газетные темы» — «Салон».
В одном из первых своих интервью Кабаков объяснил основной принцип своего творчества: «Все, что я сочиняю, это "заведомо ложные измышления". Как бы такая игра, когда берется совершенно реальная ситуация и к ней приспосабливается нереальное ее разрешение. Например, конкретная, всем знакомая ситуация, некрасивая, не укладывающаяся ни в один канон и вообще похожая только на нашу реальную жизнь, вписывается в рамки определенного жанра. По моей любви, жанра коммерческого — детектива, боевика, музыкального фильма-ретро, сказки для взрослых, антиутопии».
Роман Кабакова «Подход Кристаповича» — о человеке, который в одиночку мог выступать против органов госбезопасности и побеждать их, быть свободным от страха перед конторой, как он их называет, и оказался одним из первых русских боевиков.
За «Невозвращенцем» последовали публикации романов Кабакова «Сочинитель» (1990— 91) и «Самозванец» (1992). В 1993 все три романа были изданы книгой под названием «Похождения настоящего мужчины в Москве и других невероятных местах». К ним примыкает и новый роман Кабакова «Последний герой» (1995). По определению автора, эти романы — «притчи о выборе».
В одном из недавних интервью Кабаков сказал: «Главное, что меня занимает,— это социальная и политическая жизнь как некий общественный фон, на котором происходит жизнь отдельных частных людей, занятых своими проблемами... Основное во всем этом — любовь». Между тем критиков и читателей Кабакова большей частью интересует пока именно политический фон его произведений. Не случайно он заметил, что «никто не читает того, о чем я хотел написать», а «слава провидца» в глазах читателей «затмила его славу писателя».
В книгах Кабакова, особенно в «Похождениях настоящего мужчины», любовь выступает как возможность преобразования мира, даже как способ его спасения; и свой выбор герои Кабакова делают между любовью и нелюбовью как возможностью и способом существования. Правда, по мнению самого Кабакова, время его героев прошло. И его книги оказываются прощанием автора со своими героями, с их временем — сам он живет уже в другом времени.
Соч.:
Заведомо ложные измышления: повести. М., 1989;
Бульварный роман // Знамя. 1990. №4;
Подход Кристаповича. М., 1993;
Похождения настоящего мужчины в Москве и других невероятных местах. М., 1993,
Притчи о выборе // Смена. 1993.13 февр.;
Нельзя одновременно мести тротуары и заниматься литературой... // Невское время. 1996. 4 янв.
Лит.:
Плахов А. Коллективные мечтания, или Подход Кабакова // Знамя. 1990. №3.
О.И.Козлова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|