|
Юровских Василий Иванович
[25.12.1932, д.Юровка Долматовского р-на Курганской обл.]
— прозаик, поэт, журналист.
Из крестьян. Отец занимался промысловой охотой и рыбалкой, работал в лесничестве, передав сыну нежную любовь к природе, тонкое понимание леса и его обитателей. От отца Юровских унаследовал и чувство подлинного патриотизма: в первые дни Великой Отечественной тот ушел на фронт, был контужен, летом 1945 инвалидом вернулся домой.
Будущие темы творчества Юровских навеяны впечатлениями самого раннего детства, когда «у отца отняли землю, а в колхоз он не вступил, не захотев стать бесправным, как все колхозники». Размышляя над непростыми судьбами нескольких поколений русских людей, писатель не устает поражаться исконной талантливости отца, матери, неграмотной бабки Луки Григорьевны, которые и подвигли его к сочинительству своими рассказами о жизни. То, как «красно и сочно обо всем они говорили, да и односельчане походя рассыпали словесные богатства», внушало чувство долга: «Только знай слушай и запоминай!» (Автобиография. Отдел новейшей литературы ИРЛИ). Писатель признавался, что «смертельно, до потери сознания любил свою деревню, леса и поля, каждую былинку и сушинку. И очень хотелось рассказать о родине так, чтобы ее все, все полюбили!» Красота Слова и красота Мира в сознании Юровских слились воедино. «Все, что было печатное в Юровке, было мною прочитано. Все церковные книги, все молитвы, десятки их знал наизусть и бегал петь Рождество до шестого класса. Поэтому и был исключен из пионеров, куда недели на три вступил вопреки маме. Она у нас была глубоко верующей...» («Автобиография»).
В 1950 Юровских поступал в художественное училище в Свердловске (где встречался с П.П.Бажовым), но в итоге его «университетами» стала сама жизнь, и к настоящему образованию он шел долгими путями. Юровских был вынужден помогать семье, которая жила в крайней бедности, и только в 30 лет экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости. Впоследствии учился заочно — на факультете журналистики Уральского государственного университета и литературном факультете Шадринского педагогического института.
Начиная с 7-го класса школы и затем в армии Юровских редактирует стенгазеты и боевые листки, активно работает в армейской газете «Доблесть». В нояб. 1955 его принимают литературным сотрудником Уксянской районной газеты «По сталинскому пути». С этого момента в течение 20 лет Юровских работает в местных районных и областных газетах, городской газете «Шадринский рабочий», в разное время занимая должности ответственного секретаря, заведующего отделом, заместителя редактора.
С 1976 Юровских всецело посвящает себя художественному творчеству.
Начав еще в детстве писать стихи, зарисовки о природе, рассказы и небольшие повести, Юровских сохранил верность этим жанрам на всю жизнь. Первое стихотворение Юровских было напечатано в Уксянской районной газеты в 1952. В становлении Юровских как писателя большую роль сыграли поэты Ф.Сухов, В.Гордейчев, А.Еранцев, Я.Вахменцев, А.Виноградов, публицист и критик В.Косолапов. В 1968 Южно-Уральское книжное издательство выпускает первую книжку рассказов о природе «Снегириное утро». Затем, с редкостным постоянством в приверженности к жанрам лирической миниатюры и повести, выходят 12 книг прозы Юровских. Одновременно он печатается в журналах «Новый мир», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Урал», «Подъем», «Уральский следопыт», «Пионер», «Юный натуралист», «Литература в школе», в газете «Сельская жизнь», «Литературная Россия», за рубежом (на польском и казахском языках.).
Критики называют сущностные черты творчества Юровских: «Он удивительно зорок на все доброе и солнечное в природе и человеке» (Потанин В. Своя песня // Литературная Россия. 1980. 26 дек.); «Каждый его рассказ — "бывальщина" — это, как правило, и маленькая, свободная от дидактических нравоучений притча, раздумье об истинных и мнимых ценностях жизни. Они <...> заключены в живой образ, наполненный мыслью сердечной» (Селезнев Ю.- С.6).
Уже первая книга прозы Юровских «Снегириное утро» (1968), посвященная природе, переменам в настроении зимы и лета, обнаруживала глубокую связь автора с почвенным направлением русской лит-ры второй половины XX в. «Природа и человек в ней, красота мира и красота человеческого чувства — вот что занимало, тревожило и велело браться за перо сыну крестьянина, художнику»,— отмечал А.Еранцев (Еранцев А. На взлете // Молодой ленинец. 1972. 14 окт.). Следование традициям русской литературы стало творческим кредо Юровских, делом профессиональной и человеческой чести. Юровских продолжает одно из магистральных направлений русской литературы XX в., восходящее к поэзии Есенина и Рубцова, прозе Е.Носова и В.Белова, Астафьева и Распутина. «Деревенщик я, и тем и горжусь...» («Автобиография») программное заявление писателя. Часто его герои напрямую соотносятся с шолоховскими и шукшинскими «чудиками» («Обуховские, болотные», «Теоретик», «Нечистая сила»).
В восприятии читателей и критиков Юровских неизменно предстает самобытным словотворцем, хранителем и заступником родной речи: «Он поэт в прозе. Он такой писатель, каких немного на Руси по звону и сиянию родного слова, по сокровенной и простодушной выразительности дум и чувств. Он творит образ человека его же словами и делами» (Романов А. — С.164).
Лучшие рассказы и новеллы писателя прочно завоевали прежде всего детскую читательскую аудиторию. Как и для взрослого, для ребенка читать рассказы Юровских, по словам В.Астафьева,— одно удовольствие, «словносахарок сосешь» (из письма В.Астафьева к Юровских, архив автора). Возникает «ощущение,будто с асфальтированного шоссе сворачиваешь в лес, выходишь на поляну, и перед тобой расстилаются чарующие ковры трав, цветов в окрестном гомоне, пении, треске всякой видимой и невидимой живности,— так пронизаны эти рассказы светом, так по-хорошему цветист язык»,— замечает М.Лобанов (Цит. по: Шадрин-городок. 2002. №11. 25 дек. С.7).
С той же органичностью вписывается Юровских и в контекст «природоведческого» направления литературы для детей XX в., представленного именами В.Бианки, Г.Скребицкого, Е.Чарушина. Как и Бианки, Юровских любит обращать внимание читателя на «диковинки» в природе. В то же время по своему восприятию природы — скорее художественно-изобразительскому и философско-лирическому, нежели собственно научному,— Юровских ближе к М.Пришвину, а из современных ему поэтов-ровесников — к Т.Белозерову, главный авторский «посыл» которых состоит в убеждении, что чудо природы способен открыть любой внимательный ее наблюдатель, движимый чутким и бережным отношением к ней. Уникальному, неожиданному в природе в зарисовках Юровских нередко сопутствуют заглавия-загадки («Голубые зайцы», «Лесные трагедии», «Леший», «Мачеха», «Старый знакомый», «Кладовые лета»). Писатель часто начинает миниатюру с познавательной задачи: «с давних пор известно — лисица всегда норовит сцапать зайца. Но бывает и другое...» («Шалуны»). В отсчете времен года Юровских склонен следовать правилам «лесного», а не «гражданского» календаря («Перволетье»). Для многих произведений Юровских («Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Лесная газета», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Кладовая солнца», «Волчишко» и др.) можно отыскать параллели у его предшественников, и это отвечает творческой задаче писателя, полагающего, что «традиционная, консервативная русская литература <...> оберегает чистоту и сохраняет классическим лицо нашей литературы» (Федоров А. Простые истины // Шадрин-городок. 2002. №11. 25 дек. С.5). Для человека, первым потрясением в жизни которого стали «родные угодья, вся живность», а вторым — сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек», оставшаяся «любовью на всю жизнь» («Автобиография»), такая позиция закономерна.
Превосходный живописатель речек, птиц, восходов и закатов русской природы, Юровских не только мастер лаконичной прозы в духе Чехова и Пришвина. С помощью безличных и назывных предложений, преобладающих в его прозе, Юровских удается «остановить мгновенье», в слове, как в картине, зафиксировать чудо красоты мира. Юровских стремится подчеркнуть глубокую взаимную зависимость человека от природы. В автобиографическом рассказе «Снегириный куст» герой-ребенок, заметив беспокойство птиц, чуткой душой и безошибочной детской логикой постигает закон, связующий все живое: «Они плачут потому, что ягоды ихние, а мы с тобой едим? Оставим им, а то они с голоду умрут...» (Снегириное утро. С.11). Этот акцент Юровских может по-некрасовски сместить на рачительно-хозяйское отношение к «братьям нашим меньшим», как в рассказе «Старый знакомый». Речка Крутишка из рассказов Юровских станет «таким же светоносным символом, как тургеневский "Бежин луг" или "Байкал Распутина"»,— полагает В.Ганичев в письме к автору (Роман-журнал XXI век. 2000. №10. С.2).
«Чадолюбие» в самом широком смысле этого слова — качество прозы журналиста и писателя Юровских, единодушно отмечаемое читателями и критиками. Именно оно послужило причиной предложения председателя правления СП России В.Ганичева включить в учебную хрестоматию по литературе рассказы Юровских как лучшего из писателей, пишущих сейчас о природе, поскольку «трепетность» и «нежность» его творческой манеры, удивительное «полифоническое многоголосие <...> не в состоянии воспроизвести ни один симфонический оркестр» (Ганичев В. Юровских — Пришвин сегодня!).
Юровских — член Союза журналистов (1957), член СП РСФСР (1975), Почетный гражданин города Шадринска (1999). Лауреат премии журнала «Наш современник», дипломант Всероссийского конкурса на лучшую книгу для детей (за книгу «Синие пташки-пикушки»), лауреат Большой литературной премии России (вручена в 2002) за рассказы из книги «Родные».
Соч.:
Снегириное утро. Челябинск, 1968;
Певучая речка. Челябинск, 1974;
Материнское благословение. М., 1979;
Журавлиные корни. М., 1979;
Веснозапев. Челябинск, 1980;
Синие пташки-пикушки: Лирическое повествование в рассказах. М., 1981;
Сыновний зов. Челябинск, 1982;
Столешница. Челябинск, 1986;
Родня. М., 1988;
Родное гнездовье. М., 1990;
Три жизни. Челябинск, 1990;
Родные. Шадринск, 1999;
Утротворец. Шадринск, 2002.
Лит.:
Василий Иванович Юровских: библиографический указатель. Шадринск, 2002;
Крупин В. О сверстниках // Кольцо забот. М., 1982. С.83-90;
Селезнёв Ю. Своя песня // Юровских В. Сыновний зов. Челябинск, 1982. С.5-7;
Акимова А., Акимов В. Координаты психологической прозы // Акимова Д., Акимов В. Семидесятые, восьмидесятые: проблемы и искания современной детской прозы. М., 1989. С.88-104;
Потанин В. Песенный дом Василия Юровских // Советское Зауралье. 1992. 25 дек.;
Романов А. В какой стороне счастье? // Романов А. Искры памяти. Вологда, 1995. С.164-166;
Ганичев В. Юровских — Пришвин сегодня! // Исеть. 2002. 4 янв.;
Шадрин-городок. 2002. 25 дек. №11 [спецвыпуск, посвященный В.Юровских];
Фёдорова В. Свой среди своих: О прозе Василия Юровских // Российский писатель. 2004. №1. С.11.
О.И.Тиманова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|