|
Суворов Георгий Кузьмич
[19.4.1919, с.Абаканское Енисейской губ. (ныне Красноярский край) — 13.2.1944,
переправа через р.Нарву; в 1958 братская могила, в которой был похоронен
Суворов, перенесена в г.Сланцы Ленинградской обл.]
— поэт.
Родился в крестьянской семье (в роду по материнской линии были хакасы); в 1933
поступил в Абаканское педагогическое училище, не окончив которое (по
материальной причине), в 1937 уезжает работать в сельскую школу учителем
начальных классов. В это время знакомится со старым сибирским поэтом Иваном
Ерошиным, оказавшим заметное влияние на начинающего поэта. Летом 1939 Суворов
поступил на факультет русского языка и литературы Красноярского педагогического
института, но в окт. 1939, с 1-го курса, был призван на срочную военную службу,
которая проходила в Омске. Здесь Суворов активно участвует в литературной
жизни; его наставником становится Л.Мартынов, который печатает в «Омской
правде» развернутый отзыв о его стихах под заглавием «Поэт-красноармеец»
(приводится в книге Ю.Полякова).
С сент. 1941 Суворов на фронте; начав Великую Отечественную войну рядовым
красноармейцем, дослужился до звания лейтенанта; в основном воевал на
Ленинградском фронте, командовал взводом, был корреспондентом дивизионной
газете «За Родину». Большое значение для поэтической судьбы Суворова имело его
знакомство с Н.Тихоновым, который стал для молодого поэта настоящим кумиром.
Тихонов рассказал о Суворове в очерке «Ленинград в сентябре».
Поэтическое мировосприятие Суворова, каким оно успело раскрыться в его военных
стихах и трех небольших поэмах («Невская баллада», «Сибиряк на Неве» и
«Золото»), является героико-романтическим, родственным художественному
мировосприятию Н.Тихонова, но вместе с тем отличающемуся от него особенностями,
обусловленными как индивидуальным характером и жизненным опытом молодого
сибирского поэта, так и общим пафосом борьбы с фашизмом. По словам
А.Твардовского, в годы Великой Отечественной войны шел «Смертный бой не ради
славы, / Ради жизни на земле». Автор «Василия Теркина» рассказал об этом
кровавом, страшном бое эпически и реалистически, с учетом своего жизненного
опыта, а Суворов по-своему — лирически и романтически, причем его романтика
проявилась не только и не столько в наполнении некоторых образов (звезды, свет,
заря, весна, цветы и т.д.) символическим смыслом, сколько в страстном
устремлении лирического героя к идеальному будущему, ради которого он готов
пожертвовать собственной жизнью. Идя в бой, идя на смерть, он не кричит: «За
Родину, за Сталина!» — а вспоминает «Кедров голубые облака, / Ясную голубизну
Сибири», «зарю над Ладогой», «полночь над седой Невой», памятные с детства
«леса, поляны, гати, / Алые туманы на заре,— / Те места, где битвы гулкий вал /
Белизны слепящей не измял». Идя в разведку, он в мечте вызывает образ «края
золотоликого» — свою Сибирь, свою тайгу, причем с живыми подробностями,
приобретающими символический смысл: «О неужели, упоен мечтою, / Я вызвал аромат
моей страны... / Брусника каплей крови предо мною / Горит у корня срубленной
сосны. / С какою дикой радостью приник я / К брусничным зорям, тающим в траве.
/ Но мне пора. Иду. В глазах брусника, / Как бы далекой родины привет». Перед
лицом смерти у лирического героя С. обостряется жажда жизни («Сочилась кровь, и
свет бежал из глаз...»), чувство любви к женщине («Теткин ручей»), чувство
вечной, неистребимой красоты природы («Хоть день один, хоть миг один...»,
«Цветы, цветы... Как много их...») и осознание бытийной значимости своей миссии
— воина «ради жизни на земле» («Мы вышли из большого боя...» и др.). Такими
«самыми светлыми в мире» («Пусть прошлый год злых непогод...») воинами, идущими
на смерть ради жизни «на этом свете» («Мы вышли из большого боя...»), являются
его фронтовые друзья и товарищи, которым посвящены мн. его стих. Тема фронтовой
дружбы, весьма широко представленная в поэзии военных лет, воспета и Суворовым.
В стих. «Есть в русском офицере обаянье...», посвященном полковнику Путилову,
сказано: «Он как отец,— и нет для нас дороже / Людей на этом боевом пути. / Он
потому нам дорог, что он может, / Ведя на смерть, от смерти увести».
Поэтическим памятником своим боевым друзьям и самому себе можно считать самое
известное стихотворение Суворова. «Еще утрами черный дым.клубится...» (1943),
посвященное М.Дудину. Т.Хмельницкая, а вслед за ней Ю.Поляков справедливо
считают это стихотворение Суворов ответом на самое известное стихотворение
М.Дудина «Соловьи» (1942). Такие стихотворения-пароли, по которым можно сразу
определить своеобразие поэтических голосов их авторов, были у большинства
молодых поэтов фронтового поколения. Стихотворение-пароль Суворова завершается
словами: «Мой милый друг, а все-таки, как быстро, / Как быстро наше время
протекло... / Свой добрый век мы прожили как люди — / И для людей». Определение
«добрый век» можно посчитать парадоксальным, если отнести его ко всему
трагическому XX столетию или иметь в виду только физическую гибель миллионов
людей во время войны с фашизмом, но Суворов говорил не о всем XX столетии, а о
«своем добром веке», о «добром веке» лучших людей из своего фронтового
поколения, которые творили добро, борясь с мировым злом фашизма, которые
умирали ради бессмертия одухотворенной и прекрасной жизни на земле.
Соч.:
Слово солдата: стихотворения / вступ. статья Н.Тихонова и М.Дудина. Л., 1954;
Звезда, сгоревшая в ночи: Стихи и письма Георгия Суворова. Воспоминания о нем /
сост., предисл. и прим. Л. Решетникова. Новосибирск, 1970;
Письма Георгия Суворова Леониду Мартынову / публ. и вступ. заметка В.Уткова //
Звезда. 1988. №9.
Лит.:
Хмельницкая Т. Слово солдата: [рец.] // Звезда. 1945. №1;
Банк Н. Памяти поэта // Молодой Ленинград: альм.: сб.:1. Л., 1955;
Алексахина И. Слово солдата: [рец.] // Звезда. 1955. №2;
Сурков А. О «Сонетах гнева» // День поэзии. М., 1966;
Поляков Ю. Между двумя морями: Книга о поэте. М., «Молодая гвардия», 1983;
Поляков Ю. Повесть о поэте Георгии Суворове // Поляков Ю. Соч.: в 3 т. М.,
1997. Т.2.
М.Ф.Пьяных
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|