|
Стругацкий Аркадий Натанович
[28.8.1925, Батуми — 12.10.1991, Москва],
— прозаик, публицист, сценарист, переводчик.
Отец — профессиональный революционер, историк-искусствовед, за
неортодоксальность взглядов был исключен из партии в 1937. Мать — школьная
учительница, талантливый педагог. Во время войны семья Стругацких оказалась в
осажденном Ленинграде. В янв. 1942 отца и Аркадия эвакуировали по «дороге
жизни» через Ладогу, а мать с больным Борисом осталась в городе. Отец умер в
Вологде, Аркадий оказался в пос.Ташла Оренбургской обл., откуда годом позже был
призван в армию.
А.Стругацкий окончил Актюбинское минометное училище, после чего был
откомандирован в Военный институт иностранных языков, который окончил в 1949 по
специальности переводчик с японского и английского яз. До 1955 А.Стругацкий
служил на Дальнем Востоке переводчиком, после демобилизации работал в Москве в
Институте научной информации, редактором в Гослитиздате и Детгизе.
Первая публикация А.Стругацкого — повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная
совместно с Л.Петровым еще во время службы, была посвящена трагическим
событиям, связанным со взрывом водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась
«типичным для того времени примером антиимпериалистической прозы» (Кайтох В.—
С.412). А в янв. 1958 в журнале «Техника — молодежи» была опубликована первая
совместная работа братьев — научно-фантастический рассказ «Извне»,
переработанный позже в повесть.
Годом спустя вышла первая книга Стругацких — «Страна багровых туч» (1959).
Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «Путь на Амальтею»
(I960), «Стажеры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть
спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире
Полудня, мире, в котором авторам хотелось бы жить. Эти очень разноплановые
произведения отражали эволюцию мировоззрения авторов, которые на много лет
стали ведущими представителями советской фантастики, каждая новая книга которых
становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и
неоднократно многие критики сравнивали мир Стругацких с миром, представленным в
утопии И.Ефремова «Туманность Андромеды»: «В отличие от героев Ефремова, вполне
сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют
людей будущего чертами наших лучших современников» (Брандис Е., Дмитревский В.—
С.33).
Первые книги Стругацких совмещали в себе традиции приключенческой повести о
путешествии, мотив сенсационной тайны, удовлетворяли требованиям
социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг от образцов
тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои — интеллигенты,
гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед
человечеством, оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и
техники. Произведения Стругацких органично совпали с периодом «оттепели» и
отразили веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных
отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть «Возвращение
(Полдень, 22-й век)» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную
перспективу будущего человечества, представители которого — увлеченные
покорители космоса, искатели, творческие личности. По сравнению с утопией
И.Ефремова, мир Полудня «отличается пластичностью, предметностью, он гораздо
более ощутим, реален, обжит, чем величественная панорама "Туманности
Андромеды"» (Громова А.— С.305).
Но уже в повести «Далекая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа
на далекой планете в результате экспериментов ученых высветила одну из основных
тем творчества Стругацких — нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжелом
положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой
же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя
будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески?
Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от
«палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству»
(1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести
«Трудно быть богом» (1964). Формально оставаясь в рамках мира Полудня, в
повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам
современности, рисуют гротескную модель будущего потребительского общества,
которое теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития
сегодняшнего мира. Композиционно повесть является «специфически советской
антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии» (Кайтох В.—
С.503).
Оставив на время Мир Полудня, Стругацкие пишут несколько произведений, не
укладывающихся в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и
оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник
начинается в субботу» (1965) была продолжена «Сказкой о Тройке» (1968, сокр.
2-й вариант; 1989), в которой юмор уступает место жесткой сатире
бюрократического казарменного социализма. Результаты не замедлили сказаться —
опубликовавший произведение иркутский журнал «Ангара» перестал существовать, а
сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная
участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на
склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью — в 1988). Действие в
повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах — в Лесу и в
Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись
на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, не разглядела мысль
авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своем пути все, что не подходит
для новой жизни. А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций
общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных
потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных
вероятностных феноменов будущего — того будущего, которое возможно, если дать
этим эмбрионам развиться» (Лебедев А.— С.262).
Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967)
также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей,
позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть отзвуков «здесь и
сейчас», а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь,
достоинство, гордость — ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять
"право первородства" на чечевичную похлебку?» — также остался практически
незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с
неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и
в повести «Отель "У Погибшего Альпиниста"» (1970), но в ней Стругацкие еще
предприняли и рискованный эксперимент написания фантастического детектива.
Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969,
сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974). На эти
произведения обращено пристальное внимание цензуры (при подготовке «Обитаемого
острова» к публикации в первом СС в 1991 авторам пришлось восстановить более
900 изменений, внесенных в текст под давлением идеологического контроля), в
1970-е практически не выходит книжных изданий Стругацких. Повесть «Пикник на
обочине» (1972) после первой журнальной публикации 8 лет не издавалась и лишь в
1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в искаженном цензурой виде. Тема
Зоны — территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные
явления, и сталкеров, которые тайком проникают в эту Зону, получила продолжение
в фильме А.Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 по 9-му варианту сценария
Стругацких.
Герои повести «За миллиард лет до конца света» (1976) поставлены перед жесткой
необходимостью выбирать между возможностью творить или уйти в небытие. «Тут все
всерьез — перед нами повесть-размышление о том, какое же место занимает человек
в мироздании. О выборе пути» (Смелков Ю.— С.269). Тогда же был написан роман
«Град обреченный» (1975, опубл. в 1988-89), в котором предпринята попытка
«построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для
самых широких слоев нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся
социальной реальности, исследовать различные фазы его "жизненного цикла"»
(Амусин М. Иллюзии и дорога // Октябрь. 1989. №6. С.204), и в частности,
драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в
коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для
целого поколения. «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же
точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты
над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы
добрыми побуждениями... Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро,
породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло — и тем более опасное,
что оно-то по-прежнему считает себя добром...» (Чупринин С. — С.221-222). Для
этих произведений, как и для романа «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986)
характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман
«Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя
повесть «Гадкие лебеди» (1967; опубликована на Западе без согласия авторов).
В критике отмечалось, что миру, созданному Стругацкими, «недостает богатства,
тонкости и глубины человеческих отношений». Если бытовая речь персонажей
естественна, то их отвлеченные рассуждения на моральные темы порой «тусклы и
выспренни, словно взяты из газетной статьи» (Васюченко И.— С.220,221).
«Фантастам близки их герои, истово работающие, чуждые корысти. И, однако, от
повести к повести все очевиднее, что, обедняя свой внутренний мир в надежде
стать богами, магами, они чем дальше, тем больше смахивают на... упрощенные
модели человека». Благодетели человечества, «свой образ жизни они считают
единственно достойным и полны презрения ко всему, что находится за пределами их
штудий» (Там же.— С.224). «Пренебрежение к человеку, если он не борец передовых
рубежей», наводит на мысль о разделении Стругацкими человечества на
«сверхлюдей, которым все позволено, и просто людей, чей удел подчиняться» (там
же. С.221).
Очередное обращение к Миру Полудня — романы «Жук в муравейнике» (1979; премия
«Аэлита», 1981) и «Волны гасят ветер» (1985) — подвело окончательный игог
утопическому видению. Никакой технический прогресс не принесет счастья
человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет
избавиться от «внутренней обезьяны», — таков вывод многолетнего исследования
возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощенные
злом, или Сорок лет спустя» (1988) — многопланового повествования, исследующего
задачи Учителя на примере двухтысячелетней истории человечества. «Смысл всех
этих экскурсов в прошлое видится вот в чем. Один Учитель (даже экстра-класса)
не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убежденности необратимо
подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать
свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать
это он не может!» (Снегирев Ф.— С.125). Роман представляет собой «калейдоскоп
ситуаций и эпизодов, переосмысливающих, порой иронически травестирую-щих
канонические религиозно-исторические сюжеты. Здесь и вольная трактовка образа
Иоанна Богослова, отождествленного к тому же с Агасфером, и конспективный
вариант истории Распятого в изложении весьма неканоничного Иуды» (Амусин М. В
зеркалах будущего // Литературное обозрение. 1989. №6. С.39).
Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера,
или Невеселые беседы при свечах» (1990) — предупреждение излишне
оптимистическим надеждам новейшего времени.
А.Стругацкий написал несколько произведений в одиночку, под псевдонимом
С.Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2;
1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть
«Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993). Никита Воронцов попадает в
кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо
по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в
реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также
неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.
Стругацкие также являются авторами ряда киносценариев: «Чародеи» (1978, по
мотивам сказки «Понедельник начинается в субботу»), «Отель "У Погибшего
Альпиниста"» (1980), «Пять ложек эликсира» (1985; экранизирован под названием
«Искушение Б.»), «День затмения» (1987, по мотивам повести «За миллиард лет до
конца света»), «Туча» (1987, по мотивам повести «Гадкие лебеди»), «Жук в
муравейнике» (1986).
Стругацкими под псевдонимами С.Бережков, С.Витин, С.Победин были осуществлены
переводы с английского романов А.Нортон, Х.Клемента, Дж.Уиндэма.
А.Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов Акутагавы
Рюноскэ, романов Абэ Кобо, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё,
средневекового романа «Сказание о Ёсицунэ».
Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах (более
500 изд.).
Именем Стругацких названа малая планета, открытая в 1977.
Соч.:
СС: в 12 т. М., 1991-93;
СС: в 12 т. Донецк, 2000-03.
Лит.:
Громова Л. Двойной лик грядущего // Альманах НФ. М., 1964. Вып.1. С.270-309;
Брандис Е., Дмитревский В. Мир будущего в научной фантастике. М., 1965;
Лебедев А. Реалистическая фантастика и фантастическая реальность // Новый мир.
1968. №11. С.261-266;
Смелков Ю. Мужество выбора // Дружба народов. 1977. №6. С.265-269;
Чупринин С. Предвестие // Знамя. 1989. №1. С.210-224;
Васюченко И. Отвергнувшие воскресенье (Заметки о творчестве Аркадия и Бориса
Стругацких) // Знамя. 1989. №5;
Снегирев Ф. Время Учителей // Советская библиография. 1990. №1. С.123-129;
Шестопалов О. Тридцать лет спустя // Стругацкий А., Стругацкий Б. Хромая
судьба; Хищные вещи века. М., 1990. С.474-492;
Амусин М. Братья Стругацкие. Иерусалим, 1996;
Вишневский Б. Аркадий и Борис Стругацкие. Двойная звезда. СПб., 2003;
Кайтох В. Братья Стругацкие // Стругацкий А., Стругацкий Б. СС. Т.12, доп.
Донецк, 2003. С.409-670;
Potts S. W. The Second Marxian Invasion: The Dialectical Fables of Arkady and
Boris Strugatsky. San-Bernardino, 1991;
Howell Y. Apocalyptic Realism: The Science Fiction of Arkady and Boris
Strugatsky. Peter Lang Publishing, 1995.
В.И.Борисов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|