|
Иваск Юрий Павлович
[1(14).9.1907, Москва — 13.2.1986, Амхерст, Массачусетс, США]
— поэт, литературовед, эссеист, критик.
Отец — промышленник эстонско-немецкого происхождения (обрусевший), мать — из московского именитого купечества.
В 1920 семья переехала в Эстонию, где Иваск в 1926 окончил русскую гимназию, а в 1932 — юридический факультет Юрьевского (Тартуского) университета. Будучи студентом, начал публиковать стихи и статьи о литературе в эмигрантских журналах.
В 1932 побывал в Париже, встречался с Г.Адамовичем и Г.Ивановым, 3.Гиппиус и Д.Мережковским; сблизился с М.Цветаевой. «Стихолюб и архивист» — так охарактеризовала она Иваска и признала его одним из лучших истолкователей ее творчества. Иваск подружился в Риге с поэтом И.Чинновым и там же в 1943 женился на поэтессе-любительнице Т.Шмелинг, с которой прожил почти 40 лет, до ее смерти.
Война была причиной их переезда в Германию в 1944 со статусом ди-пи (перемещенных лиц). С 1946 по 1949 Иваск учился на филологическом факультете Гамбургского университета.
Прибыв в США в 1949, Иваск поступил в аспирантуру Гарвардского университета, которую окончил весной 1955. Тема его докторской диссерации — «Вяземский как литературный критик». Преподавал русскую литературу в Гарвардском, Канзасском, Калифорнийском, Вашингтонском (в Сиэтле) и Вандербильдском (в Нэшвилле) университетах США.
С 1969 стал профессором Массачусетского университета в Амхерсте, где он остался жить и после того, как ушел в отставку с почетным званием, до самой смерти.
Цветаевский «стихолюб и архивист» развился с годами в поэта и просветителя. Первая книга стихов «Северный берег» встретила сочувственный отзыв П.Бицилли, сумевшего в молодом поэте увидеть те черты, которые Иваск развивал и в дальнейшем: «К Баратынскому преимущественно тяготеет вся поэзия Иваска: та же "философическая" направленность, те же "гамлетовские" вопросы о смысле жизни и смерти, о значении и правах разума, та же тоска о каком-то "разрешении всех загадок", о том, что могло бы примирить сознание с действительностью». Последующие сб. его стихов испытывают влияние «парижской ноты» Г.Иванова, но отличаются от нее общей мажорностью и словесной игрой, что было замечено Г.Адамовичем в его рецензии на «Золушку»: «Со словами он делает, что хочет, играет ими с вызывающей вольностью... Есть любовь к миру, крепкое доверие ко всему доброму... В соединении с большой литературной и общей культурой это придает... стихам подкупающую, неподдельную прелесть». Адамович отмечает в них также признаки хлебниковской традиции. Он выделяет стихотворение «Гласные»: «Пели-пели-пели, / Пили-пили-пили, / Поле-поле-поле, / Пули-пули-пули, / Пали-пали-пали», и находит, что «за дразнящей игрой звуков в нем рассказана целая повесть». Самое крупное поэтическое произведение Иваска — поэма «Играющий человек (Homo Ludens)», вдохновленная образом св. Луиджи Гонзага, напечатанная в трех номерах журнала «Возрождение» за 1973 и посмертно изданная в виде книги стараниями его друзей. Поэма написана септетами с незарифмованной 7-й строкой, как бы открывающей ожидание следующей строфы, и представляет собой свободную композицию, содержащую воспоминания о московском детстве, картины псковской и германской природы, виды Европы и Америки, диалоги, словесные портреты друзей, эпизоды мемуарного характера, в т.ч. о Цветаевой и Г.Иванове, впечатления путешественника, переживания художественной красоты, литературной оценки и «похвальные листы» любимым поэтам, а также философско-религиозные размышления о жизни и литературе, об игровом начале в искусстве как о его вечном, райском элементе. Подобные же темы, но в прозе, развиваются в книге Иваска «Повесть о стихах», вышедшей посмертно в нью-йоркском издательстве «Руссика» (послесл. Д.Бобышева). Идея «ораивания» жизни получила развитие также в последнем сборнике стихов Иваска «Я — мещанин», где особенно усиливаются барочные элементы его поэтики: игра контрастов «высокого и низкого штилей», интерес к юродству, глоссолалии, звукоподражанию. Он называл это «школой необарокко» и искал последователей в современной поэзии.
Иваск собирает и выпускает в 1953 антологию «На Западе», в которой объединяет поэтов первой и второй волн эмиграции.
В 1955-1958 он был редактором нью-йоркского литературного журнала «Опыты». Вышло 9 номеров, которые, как и антология «На Западе», остались ценнейшим источником сведений об истории эмигрантской литературы. Он выпустил монографию «Константин Леонтьев» (1974), подготовил к печати книги В.Розанова, Н.Данилевского, Г.Федотова, В.Комаровского, М.Цветаевой и А.Штейгера. Множество его научных статей о русской литературе и поэзии, заметок и рецензий на новые книги напечатано в важнейших периодических изданиях Русского зарубежья. Среди критических работ выделяется содержательностью серия статей «Похвала российской поэзии», печатавшаяся с продолжениями в «Новом журнал» в 1980-х.
Машинописная книга Иваск «Поэмы и стихотворения (1933-1978)», включавшая «Играющего человека», ходила в самиздате. Подборка его стихов напечатана в журнале «Звезда» (1995. №2). Это — первая публикация Иваска в России.
Соч.:
Северный берег. Варшава, 1938;
Царская осень. Париж, 1953;
Хвала. Вашингтон, 1967;
Золушка. Нью-Йорк, 1970;
Завоевание Мексики. Холиок, 1984;
Я — мещанин. Холиок, 1986;
Играющий человек / предисл. Т.Пахмусс. Париж; Нью-Йорк, 1988;
Похвала российской поэзии / предисл. Д.Бобышева. Таллин, 2002.
Лит.:
Бицилли Л. Ю.Иваск. Северный берег // Современные записки. 1938. №66;
Горбов Я. Юрий Иваск. Хвала // Возрождение. 1967. №186;
Адамович Г. Игорь Чиннов. Партитура. Юрий Иваск. Золушка // Новый журнал. 1971. №102;
Евдокимов В. Игра пера и подвиг вдохновенья: Маньеризм и трагизм «Играющего человека» // Вестник РХД. 1978. №127;
Блинов В. Памяти Ю.П.Иваска // Русская мысль. 1986. 14 марта;
Перелешин В. Юрий Иваск // Новый журнал. 1986. №163;
Бобышев Д. В. Муза Иваска // Звезда. 1995. №2.
Д.В.Бобышев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|