|
Салынский Афанасий Дмитриевич
[9.9.1920, Смоленск — 22.8.1993, Москва]
— драматург.
Родился в многодетной семье, воспитывался матерью (отец умер в 1923), пережил голодное детство. Старший брат и родной дядя Салынского в 1930-е были репрессированы. Окончил среднюю школу в Смоленске. С юных лет работал попеременно на заводе, шахте, стройке. 18-летним юношей был принят во вспомогательный состав и студию Смоленского областного драматического театра. Одновременно печатал статьи и заметки в местной газете «Большевистская молодежь», куда вскоре перешел на постоянную работу.
В 1940 был призван в армию, начало войны встретил в литовском г.Шяуляй.
С 1942 по 1946 служил ответственным редактором красноармейской газете «За Советскую отчизну». Война не только выявила литературное призвание Салынского, но и дала, по его словам, «направление дальнейших творческих поисков — лет примерно на двадцать пять вперед» (О жизни, драматургии, театре. С.288). В послевоенные годы (1946-54) жил в Свердловске (ныне Екатеринбург), работал редактором в издательстве, корреспондентом журнала «Огонек» по Уралу, «писал очерки, статьи, сценарии документальных фильмов» (Автобиография. С.403).
Первые пьесы Салынского — «Дорога первых» (1949), «Опасный спутник» (1952) — выросли из его производственных очерков и были посвящены судьбам уральских горняков и шахтеров. Появившись на сцене Свердловского драматического театра, они неожиданно для автора привлекли внимание центральной печати, а затем и столичных театров. С одобрительными рецензиями на свердловский спектакль «Дорога первых» выступили Б.Н.Полевой в «Правде», А.В.Караганов в газете «Советское искусство». Важное значение для начинающего драматурга имел отзыв Н.Ф.Погодина: «"Дорога первых" — хорошая пьеса, вот настоящий жизненный сюжет и много таланта. Будет писать!» (надпись на обложке свердловского издания произведения, 1950). Вскоре первая пьеса Салынского была поставлена Московским драматическим театром (1951, реж. С.Майоров), а «Опасный спутник» — Малым театром (1954, реж. А.А.Гончаров). Успех писателя в немалой степени был обусловлен его отходом от известных канонов «бесконфликтной» драматургии конца 1940-х — начала 1950-х; характеры основных персонажей его пьес (например, инженеров Селихова и Корчемного в «Опасном спутнике») раскрывались для зрителя не сразу и даже в некотором противоречии с первоначальным о них впечатлением.
С поступления в 1954 на Высшие курсы Литературного института им. М.Горького начинается московский период творческой биографии Салынского. Его новая драма «Забытый друг» (1955) — о судьбе безвинно осужденного во время войны советского офицера, вернувшегося из лагеря,— поднимала актуальную для тех лет тему попранной справедливости, очищения нравственной атмосферы в обществе. Поставленная на сцене МХАТа (1956), она находилась в одном ряду с пьесой «Персональное дело» А.Штейна, фильмом «Чистое небо» Г.Чухрая, хотя и не стала столь же известной. По свидетельству Салынского, его пьеса через некоторое время была снята с репертуара, т.к. показалась «несвоевременной» одному из тогдашних высокопоставленных руководителей (Автобиография. С.405). Кое-какие мотивы «Забытого друга» отзовутся в 1970-е в фильме «Белорусский вокзал» А.Смирнова и В.Трунина (см.: Фельдман Я. — С.81). В следующей своей пьесе «Хлеб и розы» (1957), написанной к 40-летию Октября, Салынский обратился к историко-революционному сюжету о жизни алтайской коммуны, организованной питерскими большевиками в первые годы Советской власти. Однако желание автора создать народно-героическую драму в традициях К.Тренева, Н.Погодина, В.Вишневского не было подкреплено в данном случае соответствующим уровнем разработки сценического действия и характеров.
Широкую известность Салынский принесла драма «Барабанщица» (1958), посвященная годам Великой Отечественной войны. В основе ее — ситуация «двойной» жизни героини Нилы Снижко, молодой советской разведчицы, вынужденной «быть врагом среди своих» (Избранное. Т.1. С.158). Отвергаемая всеми, кто ее окружает, в т.ч. и дорогими ей людьми, она, вопреки сложившимся обстоятельствам, выполняет свой долг до конца. Подобное самопожертвование придавало сюжету пьесы, по ощущению ее автора, «нечто похожее на библейский мотив. Праведница и толпа» (О жизни, драматургии, театре. С.292). Из многочисленных сценических интерпретаций образа Нилы ближе всего к замыслу драматурга подошла, по общему признанию, Людмила Фетисова в спектакле ЦТСА (1958).
В 1964 на основе драмы Салынского была создана опера «Ценою жизни» (композитор А.Николаев). Впоследствии Салынский обращался к военной теме в пьесах «Камешки на ладони» (1965) и «Спасение» (1985), где ему удалось создать ряд оригинальных образов советских воинов и разведчиков (Вережников, Бесавкин, Плескач и др.). В этих пьесах, как и ранее в «Барабанщице», отчетливо проявилась характерная особенность драматурга: судьбы героев войны неизменно связаны у него с проблемой доверия к человеку, с решительным неприятием подозрительности, казенного равнодушия, фальши в отношениях между людьми. Даже в произведениях Салынского о современности — сатирической комедии «Ложь для узкого круга» (1963), психологической драме «Долгожданный» (1975) и других — минувшая война неизбежно вторгается в действие, память о ней служит мерилом нравственной сущности персонажей.
После «Барабанщицы» Салынский постепенно становится видным литературным деятелем: секретарь правления СП (с 1959), председатель Всесоюзного совета по драматургии театра, кино и телевидения, главный редактор журнал «Театр» (1972-82), неизменный докладчик по вопросам драматургии на многих писательских съездах и пленумах. Такое положение закрепило за ним репутацию «государственного драматурга», который, однако, был способен на неожиданный поступок: по утверждению А.Смелянского, Салынский «был единственным, кто "воздержался", когда А.Солженицына изгоняли из Союза писателей» (Литературная газета. 1995. 20 сент. С.8). Впрочем, это не изменило упомянутой репутации Салынского, подкрепленной в значительной мере его собственным творчеством. Во второй половине 1960-х ведущее место в пьесах Салынского заняли образы секретарей обкомов и райкомов, проблемы партийной деятельности, которые, при всей их кажущейся новизне, освещались в привычном для советской литературы духе: хорошие коммунисты-руководители противопоставлялись не очень хорошим или откровенно плохим (комедия «Мужские беседы», 1967; драма «Мария», 1969, и др.). Прикосновение к данной теме обернулось для автора неожиданным осложнением: доведенный до генеральной репетиции спектакль «Мужские беседы» в Московском театре им. Е.Вахтангова (реж. Р.Н.Симонов) из-за якобы чрезмерной его остроты не был разрешен к выпуску. Эта неудача в какой-то степени была предопределена несогласованностью проблематики и жанра пьесы: попытка обсуждения серьезных вопросов партийной и хозяйственной жизни в комедийном аспекте явно не получилась у Салынского. Зато его пьеса «Мария», премьера которой состоялась в Московском театре им. В.Маяковского (1970, реж. А.А.Гончаров), не только заполнила сцены большинства театров страны, но и по-своему способствовала возрождению «производственной» темы в драматургии 1970-х (пьесы И.Дворецкого, Г.Бокарева, А.Гельмана и др.). Писатель не закрывал глаза и на некоторые тревожные симптомы советской действительности тех лет. В пьесе «Летние прогулки», поставленной Малым театром (1974, реж. Л.Хейфец), он запечатлел специфическое и отнюдь не безобидное общественное явление, определенное им самим как «нравственное отшельничество» (Автобиография. С. 408).
Завершающий этап творчества Салынского открывает драма «Молва» (1980), в которой писатель, верный идеалам социалистической революции, сумел взглянуть на некоторые ее стороны критическим взглядом. Прослеживая судьбы основных персонажей пьесы — землеустроителя Али Батюниной и телефонного мастера Ивана Шишлова, занятых преобразованием маленького пос. Птюнька в «светлый город», Салынский стремился извлечь актуальные уроки из российской истории первых лет нэпа. Творческой удачей драматурга, по мнению критики, явился образ Шишлова, беспартийного энтузиаста, строителя нового быта, мечтающего, в духе героев Андрея Платонова, «преобразовать солнечный свет в радостную энергию души» (Избранное. Т.2. С.47). За бескорыстной революционной одержимостью этого героя автор разглядел и представил зрителю социально опасный тип «неистового ревнителя», идущего к своей цели ложным путем, в конце которого — неизбежная трагедия. Постановка «Молвы» А.А.Гончаровым в Театре им. В.Маяковского и И.Унгуряну в ЦТСА стала заметным явлением театральной жизни начала 1980-х. Чуть позже пьеса была удостоена Государственной премии СССР по литературе (1984). Некоторые произведения Салынского данного периода не привлекли внимания столичных театров, но были поставлены на периферии: драма «Спасение» — в Ярославском театре им. Ф.Волкова (1985), комедия «Воздушный поцелуй», где автор по-своему продолжил тему «лжи для узкого круга»,— в Челябинском театре им. Цвиллинга (1988). Последнее из опубликованных драматических сочинений Салынского — одноактная пьеса «Сегодня я стану женщиной» (Совр. драматургия. 1990. №3). Писатель активно работал и в кинодраматургии, по его сценариям были сняты фильмы «Хлеб и розы» (1960), «Человек с будущим» (1961), «Взорванный ад» (1967), «Сибирячка» (1972), а также телесериалы «Личное счастье» (1976), «Шофер на один рейс» (1981).
Соч.:
Избранное: в 2 т. М., 1988;
Забытый друг: сб. пьес. М., 1960;
Пьесы / послесл. Н.Громова. М., 1966;
Драмы и комедии / послесл. А.Якубовского. М., 1977;
О жизни, драматургии, театре. М., 1982;
Советские писатели: Автобиографии. М., 1988. Т.5.
Лит.:
Фельдман Я. Драматургия Афанасия Салынского. М., 1976;
Театр. 1996 [Без номера. Выпуск журнала целиком посвящен памяти А.Д.Салынского].
В.Л.Муромский
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|