|
Караваева Анна Александровна
[15(27).12.1893, Пермь — 21.5.1979, Москва]
— прозаик, драматург.
Родилась в семье служащего.
В 1911 с медалью окончила гимназию, после чего 2 года работала учительницей в
одном из сел под г.Кизел.
В 1913-16 училась на историко-филологическом факультете Высших (женских)
Бестужевских курсов в Петербурге.
В начале 1920-х Караваева приехала с мужем, военным комиссаром, в Барнаул, где
работала преподавателем в совпартшколе и Единой трудовой школе.
В 1922 вышел первый рассказ Караваева «Под искрами», в котором повествовалось о
борьбе с рабством в Древнем Риме. По мотивам алтайских впечатлений Караваева
издала сборник стихов «Чертополошье» (1923).
В 1920-е Караваева преимущественно публиковалась в журнале «Сибирские огни» и
газете «Красный Алтай» (рассказы, стихи, очерки и статьи). Караваева — типичный
представитель социалистического реализма в литературе. Первые произведения
Караваева в основном посвящены проблеме взаимодействия «старого» и «нового»
мира (повесть «Флигель», 1923), жизни советской деревни и нравственным
проблемам, возникшим после революции у крестьян (повесть «Двор», 1926; в 1927
по повести снят кинофильм «Красавица Харита»), проблеме социального неравенства
в деревне (повесть «Медвежатное», 1926).
В 1925 вышла историческая повесть Караваевой «Золотой клюв», в которой речь
идет о работе крепостных на золотых приисках во времена Екатерины II (в 1929 по
повести был снят одноименный кинофильм), в 1927 — повесть «Берега» и роман
«Юность на Грязной».
В 1926 Караваева стала членом Коммунистической партии.
В 1928 переехала в Москву.
Центральным произведением в довоенной прозе Караваевой стал роман «Лесозавод»
(1928), в котором рассказывается о возрождении промышленного государственного
предприятия, при этом Караваева акцентирует внимание на благотворном влиянии
строительства на быт и психологию крестьян.
Более поздние произведения Караваевой посвящены дореволюционной демократической
интеллигенции, комсомольцам эпохи Гражданской войны и рабочим. В центре
внимания писательницы оказываются проблемы нравственного воспитания молодого
поколения: «Рассказы о познании» (1934), сб. рассказов «Крутая ступень» (1934),
роман «Лена из Журавлиной рощи» (1938). Караваева также немало внимания уделяла
проблемам борьбы за равноправие женщин: «Огонь на мачте» (1927), «Восхождение»
(1937), «Розан мой, розан...» (1940).
В 1931-1938 Караваева занимала должность главного редактора журнала «Молодая
гвардия».
С 1934 входила в правление СП СССР. Во время Второй мировой войны Караваева как
корреспондент газеты «Правда» находилась на Урале (1941-43).
Из публицистических заметок Караваевой о работе эвакуированных военных заводов
«Сталинские мастера» («Уральские мастера»), написанных во время работы на Урале
(1943), в 1943-50 выросла трилогия «Родина» (Сталинская премия 3-й степени за
1950; Государственная премия СССР за 1951), объединившая 3 романа, посвященных
героическому труду людей в тылу в дни Великой Отечественной войны: романы
«Огни» (1943), «Разбег» (1948), «Родной дом» (1950).
Кроме того, Караваева является автором сборником рассказов о судьбах первых
комсомольцев «Первое поколение» (1959), «производственного» романа о советских
машиностроителях «Грани жизни» (в 1961 опубликован в газете «Целинный край», в
1963 выходит отдельным изданием), книги дневников «Вечнозеленые листья» (1963).
Караваева писала также пьесы: «Двор» (1930); «Свой дом» (1934); «Черные брови —
знакомый человек» (1947); «Гордая Ксения» (1952) и др.
Участие Караваевой в международных конгрессах (например, Караваева была
делегатом Международного конгресса писателей в защиту культуры, 1935), встречи
с деятелями культуры (А.Серафимовичем, А.Фадеевым и др.) отражены в книгах
«Повесть о пропавшей улице. Июнь в Париже» (1936), «Во Франции» (1946), «Свет
вчерашний» (1964) и др. Караваева — автор воспоминаний о Н.Островском (1937),
Матэ Залке (1938), Б.Левине (1940), П.Бажове (1953) и др.
В 1930-60-х произведения К. пользовались популярностью у читателей и вызывали
одобрение критики (Замошкин Н. // Новый мир. 1926. №7; Лежнев А. // Печать и
революция. 1926. №2), однако впоследствии критики стали отмечать слишком
буквальное выполнение Караваева указаний партии о необходимости воспитательного
воздействия литературы, вследствие чего возникала надуманность конфликтов и
гротесковость характеров героев.
Караваева была награждена 6 орденами, в т.ч. орденом Ленина, а также медалями.
Соч.:
СС: в 5 т. М., 1957-58;
По дорогам жизни: Дневники, очерки, воспоминания. М., 1957;
Автобиография // Советские писатели. М., 1959. Т.1.;
Двор: Повесть. Лесозавод: роман. М., 1961;
Избранные произведения: в 2 т. М., 1988.
Лит.:
Фриче В. Оторванные куски // Фриче В. Заметки о современной литературе. М.; П.,
1928;
Гоом Л. В борьбе за пролетарское мировоззрение (Анна Караваева) // На
литературном посту. 1929. №19;
Шагинян М. Темы военного тыла // Литература и искусство. 1944. 30 сент.;
Крупеников Л. // Новый мир. 1947. №10;
Либединский Ю. Трилогия о рабочем классе // Выдающиеся произведения современной
литературы 1950 года. М., 1952;
Скорино Л. Анна Караваева // Скорино Л. Семь портретов. М., 1956;
Тычинская Г.Л. Основные этапы творческого пути А.Караваевой // Ученые записки
Московского областного педагогического института. 1957. Т.54;
Либединский Ю. Живая душа // Огонек. 1958. №51;
Генина М. ...Вливается в труд моей республики // Знамя. 1964;
Дробот Г. Свет немеркнущий // Москва. 1964. №11;
Некролог // Литературная газета 1979. 30 мая;
Шенфельд И. // Русская мысль. 1979. 28 июня;
Караваева В. // Москва. 1983. №12.
М.В.Смирнова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|