AZ-libr.ру

информационный портал





Гусев Виктор Михайлович [30.01.1909-23.01.1944]

Гусев Виктор Михайлович
       [17(30).1.1909, Москва — 21.1.1944, Москва]
       — поэт, драматург, переводчик.
       Родился в семье служащего. Окончив школу на Покровке, где с успехом выступал в школьной самодеятельности, решает посвятить себя театру и в 1925 поступает в студию при Московском театре революции (Театр им. В.Маяковского). В это время в каждом номере стенгазеты театра появляются его стихи и пародии, а на занятиях по истории и теории искусства он делает 2-часовые доклады, удивляя всех своей эрудицией.
       В 1926 Гусев поступает на поэтический цикл Высших государственных литературных курсов им. В.Брюсова (ВГЛК).
       Первая публикация Гусева — стихотворение «Волга» (1927) в отрывном календаре (по др. источникам — в приложении к «Комсомольской правде»), а также пьеса-шутка «Сказка о селедке» (в соавторстве). После этого Гусева принимают в Московское общество драматических писателей и композиторов, а также в Производственное объединение молодых драматургов (ПРОМД 1925-30), в котором состояли И.Шток, Н.Хикмет, К.Финн, Арс.Тарковский и др. Здесь издавались небольшие пьесы для самодеятельности, тексты для массовых представлений, карнавалов и т.д. Гусев входит в круг редакции журнала «Синяя блуза», которая создавала для своих многочисленных коллективов сценарии «живых газет», «каркасы» массовых зрелищ, частушки, раешники, скетчи и т.д.— в одной из книжек был даже напечатан портрет Гусева. По сюжетам фельетонов «Комсомольской правды» Гусев написал несколько водевилей.
       В 1929 по материалам злободневной заметки в «Известиях» Гусев написал (в соавторстве) сатирическую пьесу «Американский житель», а немного позднее — комедию в прозе и стихах «Закрытие Америки», которую начала готовить к постановке студия Ю.Завадского, но спектакль не был доведен до конца.
       В 1929 ВГЛК были реорганизованы, и Гусев перешел на факультет литературы и искусства в МГУ (1929-31). Его стихи начали печатать «Молодая гвардия», «Учительская газета», различные альманахах.
       В 1929 же вышла первая поэтическая книга Гусева «Поход вещей». Критика встретила ее достаточно снисходительно, автора журили за узость наблюдений. Самым резким был отзыв В.Маяковского на конференции МАПП (членом которой был к тому времени Гусев): стихи Гусева были расценены им как «грошовый романтизм, давно выкинутый из арсенала революционной поэзии» (Шток И.-С.94).
       От романтизма Гусев не откажется никогда, в отношении же «незнания жизни» критику принял: то в одиночестве, то в составе писательских бригад он объездил буквально всю страну — работал в качестве журналиста на крупнейших стройках (Кузнецкстрой, Уралмаш), руководил рабочим литературным кружком в Клину, ночевал в полевых станах кубанских колхозов, исколесил Среднюю Азию, стал своим человеком во многих подразделениях армии и флота. Не только статьи Гусева, но и его стихи все чаще появляются на страницах центральных газетах (с 1933 его будет регулярно печатать «Правда»). Новые книги его стихов «Герои едут в колхоз» (1931), «Слово бригадира» (1932), «Современники» (1933), «Гений: Поэма» (1933), «Сыновья диктатуры» (1934) вызывают теперь у критиков самые высокие оценки. «Лирические репортажи» Гусева увлекают своей искренностью, страстной верой в возможность построения нового мира. Уже самые ранние его стихи свидетельствовали об умелом владении техникой стиха, о достаточно высокой поэтической культуре (см.: Начало моей работы над стихом. М., 1933). Поэт не боится говорить о серьезном и большом весело, шутливо, остроумно, зажигательно. Не только юмор, но и достаточно язвительные сатирические ноты появляются в стихотворных политических памфлетах Гусева. В стихотворении «Герои едут в колхоз» (1930) было, например, прямо сказано о необходимости «точной цифры», которая «подкрепляет речь вождя авторитетом ржи», а в стихотворении «Современники» образ рвача и демагога из пролетариев удачно раскрывался через «шариковскую» наглую интонацию, подчеркнутую узнаваемой рифмой: «Братишка! Недаром с буржуем дрались мы! / Как видишь, советскую власть любя, / Я строю фундамент для социализма / И зарабатываю для себя».
       С середины 1930-х популярность Гусева возрастает в связи с его обращением к песенному жанру: степная кавалерийская «Полюшко-поле» (1934 в тексте либретто оперы «Тихий Дон») благодаря умелому использованию фольклорных традиций большинством современников прямо воспринималась как «своя» — русская народная. Своеобразным знаком мужества стала песня «Были два друга в нашем полку» (1935; более известен утесовский вариант названия: «Служили два друга...»). Песни Гусева появлялись и во мн. киносценариях.
       В середине 1930-х Гусев пишет пьесы в стихах. Самая триумфальная пьеса Гусева «Слава» (1935) была поставлена во многих театрах страны и за рубежом. Пьеса была интересна развернутой в ней нравственной атмосферой, размышлениями не только о природе героизма, но и дискуссией о подлинных гуманистических ценностях.
       В 1938 была закончена комедия «Дружба», в 1940 — пьеса о преемственности революционных традиций — «Сын Рыбакова» (в 1953 поставлена Н.Акимовым в Ленинградском театре комедии; опубл. 1955). Накануне войны была завершена молодежная лирическая комедия «Весна в Москве» (в одном только Московском театре драмы прошло свыше 600 спектаклей) и еще более популярная лирическая комедия «Свинарка и пастух» (одноименный фильм был снят И.Пырьевым в самом начале войны осенью 1941).
       В конце 1930-х уже сложившаяся литературная бригада «Последних известий» на радио (А.Сурков, В.Луговской, Ю.Олеша, Л.Кассиль, А.Жаров и др.) привлекла Гусева к работе в открытом эфире. По свидетельству современников, Гусев стал подлинным мастером радиорепортажа и радиодраматургии.
       В конце июня 1941 Гусев был назначен начальником Литературного отдела Всесоюзного радиокомитета. Широко известными в годы Великой Отечественной войны стали стихотворение «Сестра» (1941), «Мать и сын» (1942), «Василий Павлович» и др. Гусев успел написать две комедии: «Москвичка» и «Твоя песня» (обе — 1942), аллегорическую драму «Сыновья трех рек» (1943) и киносценарий «В шесть часов вечера после войны», повторявший основные ситуации и даже отдельные реплики комедии «Москвичка» (кинофильм был снят И.Пырьевым в 1944).
       Будучи тяжело больным, превозмогая страдания, Гусев работал ночи напролет, как будто чувствуя, что срок его жизни ограничен 34 годами. Он успел написать 8 больших пьес, несколько одноактных, 5 киносценариев, либретто 2 опер, несколько сотен стих, и песен. Он очень много работал как переводчик — ему принадлежат целые антологии киргизской, туркменской, узбекской поэзии, стихов таджика Лахути, белоруса Купалы, казаха Жумагалиева и др. Последним, уже не реализованным его замыслом была пьеса о победе «Светлый город». Он не дождался премьеры пьесы «Сыновья трех рек» в Театре В.Маяковского, не узнал, что почти через 10 лет после его смерти будет поставлен «Иван Рыбаков», доработанный его другом И.Винниковым. Наконец, Гусев не успел увидеть пожалуй, самое лучшее из своих произведений — кинофильм «В шесть часов вечера после войны». Гусев был художником романтического видения мира, и именно это объясняет его поэтику — приподнятость, светлый лиризм, радостную устремленность к лучшему, что свойственно всем его произведениям.

Соч.:
       Соч.: в 2 т. М. 1955;
       Слава: Стихи, песни, пьесы. М., 1975;
       СС: в 4 т. М., 1979.

Лит.:
       Реформатская Н. Поэт В.Гусев // Красная новь. 1934. №1;
       Шток И. Виктор Гусев // Рассказы о драматургах. М., 1967;
       Потапов Н. У микрофона — Виктор Гусев // Встречи без стенограмм. М., 1971;
       Банников Н. Виктор Гусев // Гусев В. Стихи. Песни. Пьесы. М., 1975;
       Сурков А. Виктор Гусев // Гусев В. СС. в 4 т. М., 1979. Т.4.

К.Ф.Бикбулатова



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:54 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"