|
Дубровина Элида Михайловна
[22.6.1925, Минск — 10.4.1992, Петербург]
— поэт, публицист.
Детские годы провела в рязанской д.Поочье, отрочество — в Керчи. С началом
войны эвакуирована в Казахстан.
В 1950 окончила философский факультет ЛГУ; несколько лет работала
преподавателем на Украине; в 1955 окончательно переехала в Ленинград и стала
профессиональным литератором. Дубровина публикуется в периодических изданиях
(журналах «Нева», «Звезда», «Аврора», «Сибирские огни», альманахе «День поэзии»
и др.). Участница литобъединения при газете «На страже Родины».
Дубровина вошла в поэзию как русский лирик, искренно и с творческим мужеством
отстаивающий правду своего восприятия современности.
В 1950-60-е в поэзии Дубровиной присутствуют популярные тогда темы:
строительство ГЭС, подвиги космонавтов-первопроходцев; существенный пласт
занимают стихи военной тематики, посвященные памяти героев — Матросова,
Гастелло. Вместе с тем — неприкрашенные картины нелегкого быта учительской
семьи в рязанской глубинке 1930-х (поэма «Материнская шаль»), горечь
существования в эвакуации. Возникает мотив «святой любви» к Родине («Хлеба»),
который станет ведущим во всех последующих книгах Дубровиной.
В первых сборниках «Медуница» (1959) и «Синий лес» (1962) критика отметила
удачи: строки о родной земле, глубокую человечность («Розовое платье»), решение
темы эгоистичного, мнимого счастья («Марин-кины ромашки») и просчеты:
тяжеловесность, аляповатость (Малярова И. [Рец.] // Звезда. 1963. №5. С.213).
Сборник стихов «Белый камень» (1969) удостоился более высокой оценки: «Лирика
Дубровиной искренна и проникновенна, рассказывает ли автор о любви безногого
гармониста («Юные годы»), о подвиге сапера («Баллада о партийном билете») или о
своих погибших друзьях («Отсутствие»). Поэтесса верна себе, избегая облегченных
решений. Подвиг в ее толковании — не порыв, а трудная и осознанная победа над
частными интересами, которая по плечу только сильным духом» (Любацкая Г. [Рец.]
// Звезда. 1970. №7. С.218-219).
В книге «Вереск» (1973) Дубровина разрабатывает фольклорный пласт, создавая
стихи-сказки, стихи-легенды, причем она не стилизует народную сказку, а
органично вплавляет ее в стихотворную ткань («Зной Горыныч», «Поджигающий
закаты», «Купальница»), где явления природы воплощаются в сказочные образы.
В сборнике стихов «Лесная сестра» (1975) светлые картины детства, образы родных
людей возникают отчетливо и рельефно, озаренные сожалением об ушедшем времени,
когда были «беспечальные годы, черный хлеб, молоко и тепло пятистенной избы».
Горькая история любви — в лирической поэме «Над старою тетрадкою стихов»,
героиня которой предстает как сильная духом, волевая и гордая натура. В стихах,
посвященных прошлому Родины, необычайно широк временной диапазон: от павшего в
бою древнего русича до погибшего космонавта Владимира Комарова («Голоса»).
Ключевая мысль книги: «Я верю в силу незабвенных слов, / Я верю до сих пор, как
верят дети: / В любой беде, в любое лихолетье / Тоску и ужас победит любовь»
(«Аленький цветочек»). Главная тема книги «Росстань» (1981) — человек в его
связях с Родиной.
В книгах 1980-х нарастают чувства тревоги за судьбы Отчизны, необратимости
наступающих перемен. Дубровина постоянно воскрешает в памяти приметы уходящего:
«О милое — в репьях и цыпках, / В задоре, бьющем через край, / В родных
знаменах и улыбках! / Хоть в памяти не отцветай!» В стихи Дубровиной вплетаются
сюжеты и образы русской мифологии и истории. Стрибог и Купала, св.Ксения и
Евпатий Коловрат, Александр Невский и Степан Разин — ее персонажи, создающие
многоликий мир языческой и православной Руси. В нем поэтесса призывает черпать
энергию для отпора «безродным вихрям», сменившим «вихри враждебные». В
«Колыбельной воину» Дубровина призывает к верности заветам отцов: «А вырастешь
— будь начеку / И помни, что к счастью подкова, / А воля — не праздное слово, /
А поле — всегда Куликово, / А слово — всегда о полку!». В поэме «Сад»,
построенной на перекличке с поэзией Блока с ее пронзительным до боли ощущением
России, поэтесса вновь обращается к образу мальчика — будущего защитника
Родины.
Дубровина знает и любит русскую природу, подмечает малейшие оттенки и перемены
в ней. Наряду с природой, силой, противостоящей разрушительным ветрам истории,
выступает в поэзии Дубровиной семейный очаг, хранящий тепло поколений. «Образы
Матери, ребенка, дома в сочетании с эпитетами "родной", "теплый", становятся...
символами непреходящей жизни» (Николаева В. [Рец.] // Звезда. 1983. №11. С.
202).
Когда с началом «перестройки» стали подвергаться тотальному пересмотру ценности
русской культуры, Дубровина создает в Ленинграде Есенинский клуб, публикует
эмоционально яркие и документально аргументированные статьи в защиту русских
поэтов. В статье «Не отгорят рябиновые кисти» (Наш современник. 1987. №9)
Дубровина вскрывает корни «заговора молчания» вокруг наследия Есенина,
определяет суть культурно-идеологических процессов, протекавших в стране при
жизни поэта и после его гибели (в частности, зловещую роль А.Крученых), ратует
за создание музея Есенина в Ленинграде. В той же работе Дубровиной вступает в
полемику с Ю.Суровцевым, С.Чуприниным, Д.Самойловым, неприязнь которых к
поэтическим темам «малой родины», национальной истории, по мнению Дубровиной,
родственна давним выпадам против Есенина. Отстаивая нравственные нормы лит.
жизни, Дубровина протестует против оскорбления памяти Н.Рубцова (в годовщину
гибели которого был напечатан хвалебный отзыв о книге его убийцы), А.Пушкина
(спектакль-пасквиль реж. К.Гинкаса «Пушкин и Натали», статьи В.Фридкина,
Н.Эйдельмана).
Статья, прозвучавшая в самом начале эпохи гласности остро и ярко, вызвала поток
сочувственных читательских писем и вместе с тем обвинения со стороны
И.Луначарской (Советская культура. 1987. 31 окт.) и Н.Трифонова (Литературная
Россия. 1987. 13 нояб.) в искажении облика А.В.Луначарского. Отвечая оппонентам
(Наш современник. 1988. №3), Дубровина привела документы, подтверждающие тот
факт, что нарком просвещения не оказал действенной помощи больному А.Блоку и
бедствовавшей дочери Пушкина М.А.Гартунг.
Поэзия и публицистика Дубровиной пробуждает в душе «щемящую радость родства» со
своей страной, своей историей; ключевые строки ее поэзии: «В любой беде, в
любое лихолетье / Тоску и ужас победит любовь» (сб. «Лесная сестра»).
Соч.:
Медуница. Л., 1959;
Синий лес. М.; Л., 1962;
Жду необыкновенного. Л., 1965;
Белый камень. Л., 1969;
Голубые города: повесть / соавт. Е.А.Янишевская. Л., 1970;
Жалейка. М., 1972;
Вереск. Л., 1973;
Лесная сестра. М., 1975;
Страна апреля. Л., 1977;
Росстань. Л., 1981;
Соловьиный час. М.; 1982;
Зажги снега. М., 1982;
Огонь рябиновый. Л., 1983;
Гори ясно. Л., 1988.
Лит.:
Малярова И. Непридуманное, земное... // На страже. 1960. №3;
Сергеева И. [Рец.: Вереск] // Звезда. 1974. №10;
Ласта К. [Рец.: Лесная сестра] // Звезда. 1976. №6;
Логинов Ю. Стремленье // Аврора. 1977.№3.
А.М.Любомудров
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|