Сурков Алексей Александрович [13.10.1899-14.06.1983]

Сурков Алексей Александрович
       [ 1(13).10.1899, д.Середнево Рыбинского у. Ярославской губ.— 14.6.1983, Москва]
       — поэт.
       Вырос в крестьянской семье. Подобно отцу, став отходником, в Петрограде сменил ряд рабочих профессий. Оттуда в 1918 ушел на фронт. По окончании Гражданской войны вернулся на родину, стал селькором, избачом-политпросветчиком, работал в волиспол-коме, был на партийной и комсомольской работе. Во второй половине 1920-х переезжает в Москву и развивает активную общественно-литературная деятельность. В 1928 избирается в руководство РАПП, часто выступает на литературных форумах с утверждением особого социалистического гуманизма (на I съезде писателей, на пленуме СП и др.). Сотрудничает в ЛО-КАФ (Литературное объединение Красной Армии и Флота).
       В 1934 кончает факультет литературы Института красной профессуры. Как военный корреспондент с 1938 по 1945 участвует и в операциях на Западном фронте (Белоруссия), и в финской кампании, и в Великой Отечественной войне. Будучи членом КПСС с 1925, на этом поприще особо активизируется в 1950-60-е.
       В 1952-56 — член Центральной ревизионной комиссии КПСС, в 1956-66 — кандидат в члены ЦК КПСС. Неоднократно был депутатом Верховного Совета СССР, был членом Советского комитета защиты мира и Всемирного Совета Мира, секретарем правления СП СССР (с 1949, в 1953-59 первым секретарем).
       В 1969 удостоен звания Героя Социалистического Труда.
       Первые стихи Суркова были напечатаны в петроградской «Красной газете» в 1918, а более зрелые, написанные в 1925-29, вошли в его книгу «Запев» (1930). Основной художественный принцип Сурков воплощен в стихотворении «Герой». Если его предшественниками (Н.Тихоновым, М.Светловым, Э.Багрицким) боец революции рисовался в романтическом освещении, то Сурков подчеркивает будничность своего героя. Но начисто лишенный экзотики «безымянный гвардеец восставшего класса» тем не менее монументален: он «плечом подпирал боевую эпоху». «И совсем не беда, что густая романтика / Не жила в этом жестком, натруженном теле. / Он мне дорог от сердца до красного бантика, / До помятой звезды на армейской шинели».
       В стихах 1930-х, вошедших в сборники «Ровесники: Вторая книга стихов» (1932), «Родина мужественных: Третья книга стихов» (1935), «Путем песни: Четвертая книга стихов» (1937), «Так мы росли» (1940) и многие другие, продолжался рассказ о таких людях, но с большей конкретизацией — о кронштадтском минере Синице, напутствующем в предсмертном слове бойцов «в последний поход» (стихотворение «Смерть минера Синицы»), о комиссаре, бывшем путиловском слесаре, поднимающем матросов в ночную атаку (стихотворение «Агитатор»), о командире отряда, где «мастера войны и мира, полководцы-батраки» (стихотворение «Командир Исаев»). О роли повествователя в таких стихах точно сказал близкий Суркову по художественной манере поэт Н.Дементьев: «Он присутствует в своих стихах и как действующее лицо. Это он утешает минера Синицу. Он пишет письмо вдове убитого бойца. Путиловский парень называет его Алешей» (Дементьев Н. Об Алексее Суркове // Красная новь. 1935. №10. С.205). В 1930-е по «социальному заказу» создается жанр массовой песни, и Сурков принимает в этом участие. Самой известной из созданных им тогда стала «Конармейская песня» («По военной дороге...», 1935).
       И Великую Отечественную войну Сурков начал с создания песни — «Песни смелых» с ее заклинательным рефреном «Смелого пуля боится. / Смелого штык не берет». Но это было создано уже и по социальному заказу, и по зову сердца. Под стихотворением стоит красноречивая дата — 22 июня 1941. Не случайно самым любимым в народе (и, может быть, единственным) произведением Суркова тоже стала песня — «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь...»), созданная на передовой (под Москвой) как письмо к жене и не предназначавшаяся для печати: во время Великой Отечественной войны интимное и общенародное слились. Одновременно с песнями Сурков пишет и агитационно-фельетонные стихи, создавая похожие на Василия Теркина (но только внешне, не выходящие за рамки газетного жанра) образы Васи Гранаткина (совм. с А.Прокофьевым и А.Безыменским), Гриши Танкина (совм. с Ц.Солодарем). Жанр других произведений Суркова этих лет (сборник «Фронтовая тетрадь: Июль-август 1941», «Декабрь под Москвой: Июнь-декабрь 1941», 1942, «Дороги ведут на Запад: Январь-май 1942», «Я пою победу: 1943-1945», 1946 и многие другие; Сурков опубликовал тогда 17 стихотворных книг) не случайно определяют как лирическая хроника: с одной стороны, видно стремление автора к хронологической точности (знаменательны даты в названиях книг), с другой — к лирической проникновенности. Среди таких стихов выделяются «Лес притаился, безмолвен и строг...», «Человек склонился над водой...», где поэт воплощается в своего героя и передает движения его души. Или стих. «Бессмертие», повествующее об угасании смертельно раненного солдата (его поэт сравнивает с гаснущей свечой) и завершающееся обращением к умирающему: «И весь в свеченье небосвод высокий. / И степь под снегом празднично светла. / Ты слышишь? В травах оживают соки / От каждой капли твоего тепла». Стих, наполняется даже философским смыслом.
       В послевоенные годы Сурков много путешествует в составе литературных и общественных организаций. Видит и Иран, и Англию, и Китай, и Индию... На основе впечатлений от поездок создает книги «Миру — мир!» (1950), «Восток и Запад» (1957), «Песни о человечестве» (1961). И хотя первая была удостоена премии (правда, Сталинской), нигде за рамки прикладной политической публицистики поэт не выходил. Общественный темперамент Суркова заглушил поэтический. В жанре литературной критики он написал ряд статей, составивших книгу «Голоса времени: Заметки на полях истории литературы. 1934-1965» (1965). Переводил с украинского, белорусского, венгерского, урду и других языков. Занимался и редакторской работой: он ответственный редактор «Литературной газеты» (1944-46), журнал «Огонек» (1945-53); с 1962 по 1975 — главный редактор «Краткой литературной энциклопедии» (8 томов). Писал вступительной статьи к поэтическим книгам, в частности Демьяна Бедного и Анны Ахматовой.

Соч.:
       СС: в 4 т. М., 1965-66;
       СС: в 4 т. М., 1978-80;
       Эстафета дружбы: стихи зарубежных поэтов / пер. А.Суркова. М., 1968;
       После войны: стихи 1945-1970 годов. М., 1972;
       Шаги времени: Стихотворения, маленькие поэмы, песни. М., 1983.

Лит.:
       Кулинич А. Алексей Сурков. Киев, 1953;
       Владимиров С., Молдавский Д. Стихи Алексея Суркова. Л., 1956;
       Гринберг И. Поэзия Алексея Суркова. М., 1958;
       Резник О. Алексей Сурков. 3-е изд. М., 1979.

Г.В.Филиппов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:50 UTC