 |
Сурков Алексей Александрович
[ 1(13).10.1899, д.Середнево Рыбинского у. Ярославской губ.— 14.6.1983, Москва]
— поэт.
Вырос в крестьянской семье. Подобно отцу, став отходником, в Петрограде сменил
ряд рабочих профессий. Оттуда в 1918 ушел на фронт. По окончании Гражданской
войны вернулся на родину, стал селькором, избачом-политпросветчиком, работал в
волиспол-коме, был на партийной и комсомольской работе. Во второй половине
1920-х переезжает в Москву и развивает активную общественно-литературная
деятельность. В 1928 избирается в руководство РАПП, часто выступает на
литературных форумах с утверждением особого социалистического гуманизма (на I
съезде писателей, на пленуме СП и др.). Сотрудничает в ЛО-КАФ (Литературное
объединение Красной Армии и Флота).
В 1934 кончает факультет литературы Института красной профессуры. Как военный
корреспондент с 1938 по 1945 участвует и в операциях на Западном фронте
(Белоруссия), и в финской кампании, и в Великой Отечественной войне. Будучи
членом КПСС с 1925, на этом поприще особо активизируется в 1950-60-е.
В 1952-56 — член Центральной ревизионной комиссии КПСС, в 1956-66 — кандидат в
члены ЦК КПСС. Неоднократно был депутатом Верховного Совета СССР, был членом
Советского комитета защиты мира и Всемирного Совета Мира, секретарем правления
СП СССР (с 1949, в 1953-59 первым секретарем).
В 1969 удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Первые стихи Суркова были напечатаны в петроградской «Красной газете» в 1918, а
более зрелые, написанные в 1925-29, вошли в его книгу «Запев» (1930). Основной
художественный принцип Сурков воплощен в стихотворении «Герой». Если его
предшественниками (Н.Тихоновым, М.Светловым, Э.Багрицким) боец революции
рисовался в романтическом освещении, то Сурков подчеркивает будничность своего
героя. Но начисто лишенный экзотики «безымянный гвардеец восставшего класса»
тем не менее монументален: он «плечом подпирал боевую эпоху». «И совсем не
беда, что густая романтика / Не жила в этом жестком, натруженном теле. / Он мне
дорог от сердца до красного бантика, / До помятой звезды на армейской шинели».
В стихах 1930-х, вошедших в сборники «Ровесники: Вторая книга стихов» (1932),
«Родина мужественных: Третья книга стихов» (1935), «Путем песни: Четвертая
книга стихов» (1937), «Так мы росли» (1940) и многие другие, продолжался
рассказ о таких людях, но с большей конкретизацией — о кронштадтском минере
Синице, напутствующем в предсмертном слове бойцов «в последний поход»
(стихотворение «Смерть минера Синицы»), о комиссаре, бывшем путиловском
слесаре, поднимающем матросов в ночную атаку (стихотворение «Агитатор»), о
командире отряда, где «мастера войны и мира, полководцы-батраки» (стихотворение
«Командир Исаев»). О роли повествователя в таких стихах точно сказал близкий
Суркову по художественной манере поэт Н.Дементьев: «Он присутствует в своих
стихах и как действующее лицо. Это он утешает минера Синицу. Он пишет письмо
вдове убитого бойца. Путиловский парень называет его Алешей» (Дементьев Н. Об
Алексее Суркове // Красная новь. 1935. №10. С.205). В 1930-е по «социальному
заказу» создается жанр массовой песни, и Сурков принимает в этом участие. Самой
известной из созданных им тогда стала «Конармейская песня» («По военной
дороге...», 1935).
И Великую Отечественную войну Сурков начал с создания песни — «Песни смелых» с
ее заклинательным рефреном «Смелого пуля боится. / Смелого штык не берет». Но
это было создано уже и по социальному заказу, и по зову сердца. Под
стихотворением стоит красноречивая дата — 22 июня 1941. Не случайно самым
любимым в народе (и, может быть, единственным) произведением Суркова тоже стала
песня — «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь...»), созданная на передовой
(под Москвой) как письмо к жене и не предназначавшаяся для печати: во время
Великой Отечественной войны интимное и общенародное слились. Одновременно с
песнями Сурков пишет и агитационно-фельетонные стихи, создавая похожие на
Василия Теркина (но только внешне, не выходящие за рамки газетного жанра)
образы Васи Гранаткина (совм. с А.Прокофьевым и А.Безыменским), Гриши Танкина
(совм. с Ц.Солодарем). Жанр других произведений Суркова этих лет (сборник
«Фронтовая тетрадь: Июль-август 1941», «Декабрь под Москвой: Июнь-декабрь
1941», 1942, «Дороги ведут на Запад: Январь-май 1942», «Я пою победу:
1943-1945», 1946 и многие другие; Сурков опубликовал тогда 17 стихотворных
книг) не случайно определяют как лирическая хроника: с одной стороны, видно
стремление автора к хронологической точности (знаменательны даты в названиях
книг), с другой — к лирической проникновенности. Среди таких стихов выделяются
«Лес притаился, безмолвен и строг...», «Человек склонился над водой...», где
поэт воплощается в своего героя и передает движения его души. Или стих.
«Бессмертие», повествующее об угасании смертельно раненного солдата (его поэт
сравнивает с гаснущей свечой) и завершающееся обращением к умирающему: «И весь
в свеченье небосвод высокий. / И степь под снегом празднично светла. / Ты
слышишь? В травах оживают соки / От каждой капли твоего тепла». Стих,
наполняется даже философским смыслом.
В послевоенные годы Сурков много путешествует в составе литературных и
общественных организаций. Видит и Иран, и Англию, и Китай, и Индию... На основе
впечатлений от поездок создает книги «Миру — мир!» (1950), «Восток и Запад»
(1957), «Песни о человечестве» (1961). И хотя первая была удостоена премии
(правда, Сталинской), нигде за рамки прикладной политической публицистики поэт
не выходил. Общественный темперамент Суркова заглушил поэтический. В жанре
литературной критики он написал ряд статей, составивших книгу «Голоса времени:
Заметки на полях истории литературы. 1934-1965» (1965). Переводил с
украинского, белорусского, венгерского, урду и других языков. Занимался и
редакторской работой: он ответственный редактор «Литературной газеты»
(1944-46), журнал «Огонек» (1945-53); с 1962 по 1975 — главный редактор
«Краткой литературной энциклопедии» (8 томов). Писал вступительной статьи к
поэтическим книгам, в частности Демьяна Бедного и Анны Ахматовой.
Соч.:
СС: в 4 т. М., 1965-66;
СС: в 4 т. М., 1978-80;
Эстафета дружбы: стихи зарубежных поэтов / пер. А.Суркова. М., 1968;
После войны: стихи 1945-1970 годов. М., 1972;
Шаги времени: Стихотворения, маленькие поэмы, песни. М., 1983.
Лит.:
Кулинич А. Алексей Сурков. Киев, 1953;
Владимиров С., Молдавский Д. Стихи Алексея Суркова. Л., 1956;
Гринберг И. Поэзия Алексея Суркова. М., 1958;
Резник О. Алексей Сурков. 3-е изд. М., 1979.
Г.В.Филиппов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|