AZ-libr.ру

информационный портал





Шипилов Николай Александрович [01.12.1946]

Шипилов Николай Александрович
       [1.12.1946 (по др. данным 1947), Южно-Сахалинск]
       — прозаик, поэт.
       Родился в офицерской семье. Детство прошло в разъездах. После школы работал грузчиком на жиркомбинате под Новосибирском. С 1964 стал посещать литобъединение при газете «Советская Сибирь». Тогда же в газете «Молодость Сибири» появилась первая подборка стихов Шипилова. С 1965 пишет песни на свои стихи. Уже в ранние годы своего творчества Шипилова зарекомендовал себя как самостоятельный, принципиальный писатель, что осложняло прохождение первых публикаций. Например, верстка повести «Митька и старые люди» в журнале «Сибирские огни» (1965) была снята из-за отказа автора изменить несколько эпизодов.
       Тогда же начались годы странствий, приобретения богатого житейского опыта. Шипилов пел в хоре Новосибирского театра оперетты, оттуда ушел на телевидение, писал и исполнял много песен для передач; затем работал в сезонных строительных бригадах, был рабочим геодезической партии, трудился в леспромхозах. Жил в Новгороде. В 1989 окончил Высшие литературные курсы. В 1990-2000-е живет то в Подмосковье, то в Белоруссии.
       Лишь в 1983 журнале «Литературная учеба» опубликовал большую подборку его рассказов, после чего имя Шипилова стало известно широкому читателю. В 1986 в «Советском писателе» вышла первая книга прозы «Пятый ассистент». Ее герои — простые люди, современники, которые, несмотря на трудности своего существования, не теряют оптимизма, веры в лучшее, чувства юмора. Одновременно с мощным лирическим началом, постоянно присутствующим в прозе Шипилова, его рассказы и повести отличает несгибаемая прямота нравственной доминанты, что подчеркивает и Л.Баранова-Гонченко: у него «совершенно своя, особая и мировоззренческая, и методологическая твердь» (Российский писатель. 2001. №22).
       Шипилов наследует черты деревенской прозы, но на новом уровне. Его мир — изменившаяся Россия, измученная реформами и экспериментами. Среди героев — простые мужики и интеллигенты, бомжи и геологи. Непременный для рассказов и повестей Шипилов юмор чаще всего воспринимается как смех сквозь слезы.
       В повести «Записки литконсультанта» Шипилов коснулся некоторых проблем жизни советской редакционно-издательской системы. Чистой сатирой называть это произведение вряд ли справедливо: для писательской манеры скорее характерны мягкий лиризм, своеобразная сказовая манера. За комическими ситуациями у него всегда проглядывает неизбывный трагизм бытия.
       Авторской манере Шипилова-прозаика присуще повышенное внимание к языковой форме произведений. Он — мастер сказа; герой-повествователь и др. персонажи его рассказов и повестей всегда снабжены ярко выраженными и узнаваемыми речевыми характеристиками. Писатель остро чувствует живое народное слово, умело пользуется арсеналом совр. говоров и сленговых оборотов, но при этом стиль его прозы — чист, ясен и вполне культурен. Это — язык современного человека, хорошо знающего и глубинку с ее диалектами, и особенности дискурса нынешнего мегаполиса. В творчестве Шипилова находит свое органичное развитие шукшинская повествовательная и стилистическая техника.
       Проза последнего времени сочетает душевные переживания героев и картины современной жизни: «За раскаленным стеклом авто разворачивались, как рулон с красивыми обоями, картины пригородного пленера, в который вдоль всей трассы вписаны были новорусские особняки. На какой-то миг Батраков унесся мысленно в хмурое небо мыслей о своей финансовой несостоятельности в новой жизни, стал фантазировать свой разговор с тещей...» (В лесу // Роман-журнал XXI век. 2002. №11-12. С.90).
       Сюжеты прозаических сочинений Шипилова занимательны, оригинальны, в них органически сплавлены и остроумие, доходящее до сарказма, и трагическое мироощущение. Можно сказать, что проза Шипилова по сути своей экзистенциальна, но вместе с этим у героев остается надежда и вера в возможность лучшего существования.
       В 2000-е прозаик работает над циклом рассказов («В лесу», «В монастыре» и др.), объединенных одним героем — Батраковым. В них отчетливо звучит мотив бытования православной веры в совр. условиях. При этом писатель стремится всячески уйти от штампов и стереотипов, присущих мн. произведениям такого рода. Он изображает людей таковыми, каковы они есть, без приукрашивания, без грима. Вот герой Шипилова приходит в храм с маленьким сыном: «Коленька, как выяснилось, был еще мал для такого послушания. Когда Батраков опустил его на пол, то он потопал осмотреться... Однако каким-то чудесным чутьем он распознал со спины утреннюю монахиню и решил выразить ей свои чувства. С криком "Аминь!" маленький Батраков с разбега врезался в черные одежды той монахини. Она качнулась, едва не выронив молитвослова...» (В монастыре // Роман-журнал XXI век. 2002. №11-12). Даже в изображении богослужения писатель остается внимательным и слегка лукавым, отчасти — язвительным.
       Стихотворения и песни Шипилов являют собой сочетание народных поэтических форм и интонаций (вплоть до скоморошьих и частушечных), а также — остро ощущаемого ритма новейших мотивов и веяний. Поэту удалось освоить и переварить опыт русской поэзии XX в. от Маяковского и обэриутов — до Рубцова и Высоцкого: «Кому расскажешь — сразу охать: / "Тебя вела по жизни похоть!.." / Но ошибаешься, эпоха: / Я был ведомым красотой. / Все для меня явилось разом: / Собаки вой и четкость фразы, / И перелетов птичьих разум, / И хмель влюбленности густой» (Любимые дети Державы. Русская поэзия на рубеже веков. М., 2002. С.22-23. Далее цитируется это изд.).
       Лирический герой Шипилова слишком хорошо знает законы жизни, чтобы быть наивным и прекраснодушным, в самые светлые и незамутненные строки его проникает горечь расставаний и утрат: «Никого не пощадила эта осень. / Листопад идет как шторм в сто тысяч баллов. / И, как раны ножевые, / На асфальте неживые / Пятна пепла после бала, после бала» (С.47).
       В кратком предисловии к своим стихам поэт так обозначил свое жизненное и творческое кредо: «Скажу лишь, что прожил в Отечестве чистым нелегалом более чем три десятка лет. Сейчас на нелегальное положение переводят весь народ и все народы России. Вот и все мое творчество: Родина глазами нелегала. Не эмигранта, заметьте, а нелегала...» (С.17). Это состояние неприкаянности, бесприютности в течение многих лет осложняло быт Шипилова: в прямом смысле слова он не имел своего угла.
       То же настроение острой болью отзывается и в стихах поэта: «Серый сумрак загустел. Тихий страх. / Колыханье чьих-то тел в номерах. / Электрический огонь игловат. / В одиночестве я сам виноват. / Серый сумрак загустел аж до звезд. / Ты куда меня, мой Ангел, завез? / Закружил да заморочил, извел / И оставил тут, как на произвол... / На казенную кровать повалюсь, / Без иконы в темноту помолюсь, / Да прибавлю я к молитве поста, / Чтоб меня не одолел супостат» (С.58-59).
       За песню «После бала», исполненную Дм.Маликовым на конкурсе «Песня-98» и ставшую широко известной, Шипилову присужден диплом лауреата. В 1997 он получил Малую российскую литературную премию за поэму «Прощайте, дворяне!».
       Будучи остроумным человеком, Шипилов нередко в мягкой, ироничной манере бросает взгляд на сотоварищей по литературному цеху. В его активе — ряд любопытных эпиграмм и шаржей, например: «То не стуки-перестуки / Во кузнице кузнецов — / Это входит в храм науки / Гений Юрий Кузнецов. / Мочен, взрачен, худ и мрачен. / Этот мрак ему к лицу. / Пучит он глаза по-рачьи, / Словно дал обет безбрачья / Сабле, пике и винцу» (Лепта. 1996. Вып. 30. С.232).
       Шипилов известен также как автор статей, посвященных современной периферийной литературе (Младшим из нас около сорока // Литературная учеба. 1989. №1), прозе молодых писателей (Тоска по стилю: О книге «Встречный ход» // Литературная учеба. 1990. №1), биографии Н.Рубцова («Плачут глухари...» // Литературная Россия. 1995. №10) и др.
       Шипилов — лауреат Шукшинской премии (1992), премии СП России «Традиция».
       В начале 2000-х Шипилов работает над романом «Псаломщица».

Соч.:
       Пятый ассистент. М., 1986;
       Шарабан. М., 1987;
       Детская война: роман // Лепта. 1993. №1,4;
       Прощайте, дворяне!..: поэма // Лепта. 1995. Вып. 26;
       Эпиграммы // Лепта. 1996. Вып. 30;
       [Стихотворения] // Любимые дети Державы. М., 2002. С.18-70.

Лит.:
       Наседкин И. Открытие Николая Шипилова // Молодые о молодых. М., 1988. С.95-104;
       Камышев В. «Новые сорокалетние»? // Дальний Восток. 1988. №10. С.137-148;
       Огрызко В. Круговая оборона // Литературная Россия. 1995. 7 июня;
       Славецкий В. Поэма, написанная без бумаги // Славецкий В. Русская поэзия 80-90-х годов XX века. М., 1998;
       Шипов Р.А. Н.А.Шипилов: выборочная библиография // Библиография. 2000. №6. С.130-131;
       Шалимо Г.Н. Широкий, удивленный, артистичный // Библиография. 2000. №6. С.127-128;
       Баранова-Гонченко Л. «О temporal О проза!» // Российский писатель. 2001. №22.

С.М.Казначеев



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:48 UTC



 




Желаете притягательных индивидуалок, способных порадовать вас рабыней, на этом веб-ресурсе http://prostitutkihabarovska.review/rabinya. Ведь для огромного количества мужчин не столь важен сам трах, как предварительные действия. | Если надоело чувство лидерства в кровати, закажите индивидуалку с услугой глубокий минет на страничках интим сайта https://prostitutkiryazanigood.com/minet-glubokiy/. Выбор дамских типажей огромный, всякий окажется доволен.
(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"