|  | 
 
Шипилов Николай Александрович 
[1.12.1946 (по др. данным 1947), Южно-Сахалинск]
 — прозаик, поэт.
 Родился в офицерской семье. Детство прошло в разъездах. После школы работал 
грузчиком на жиркомбинате под Новосибирском. С 1964 стал посещать 
литобъединение при газете «Советская Сибирь». Тогда же в газете «Молодость 
Сибири» появилась первая подборка стихов Шипилова. С 1965 пишет песни на свои 
стихи. Уже в ранние годы своего творчества Шипилова зарекомендовал себя как 
самостоятельный, принципиальный писатель, что осложняло прохождение первых 
публикаций. Например, верстка повести «Митька и старые люди» в журнале 
«Сибирские огни» (1965) была снята из-за отказа автора изменить несколько 
эпизодов.
 Тогда же начались годы странствий, приобретения богатого житейского опыта. 
Шипилов пел в хоре Новосибирского театра оперетты, оттуда ушел на телевидение, 
писал и исполнял много песен для передач; затем работал в сезонных строительных 
бригадах, был рабочим геодезической партии, трудился в леспромхозах. Жил в 
Новгороде. В 1989 окончил Высшие литературные курсы. В 1990-2000-е живет то в 
Подмосковье, то в Белоруссии.
 Лишь в 1983 журнале «Литературная учеба» опубликовал большую подборку его 
рассказов, после чего имя Шипилова стало известно широкому читателю. В 1986 в 
«Советском писателе» вышла первая книга прозы «Пятый ассистент». Ее герои — 
простые люди, современники, которые, несмотря на трудности своего 
существования, не теряют оптимизма, веры в лучшее, чувства юмора. Одновременно 
с мощным лирическим началом, постоянно присутствующим в прозе Шипилова, его 
рассказы и повести отличает несгибаемая прямота нравственной доминанты, что 
подчеркивает и Л.Баранова-Гонченко: у него «совершенно своя, особая и 
мировоззренческая, и методологическая твердь» (Российский писатель. 2001. №22).
 Шипилов наследует черты деревенской прозы, но на новом уровне. Его мир — 
изменившаяся Россия, измученная реформами и экспериментами. Среди героев — 
простые мужики и интеллигенты, бомжи и геологи. Непременный для рассказов и 
повестей Шипилов юмор чаще всего воспринимается как смех сквозь слезы.
 В повести «Записки литконсультанта» Шипилов коснулся некоторых проблем жизни 
советской редакционно-издательской системы. Чистой сатирой называть это 
произведение вряд ли справедливо: для писательской манеры скорее характерны 
мягкий лиризм, своеобразная сказовая манера. За комическими ситуациями у него 
всегда проглядывает неизбывный трагизм бытия.
 Авторской манере Шипилова-прозаика присуще повышенное внимание к языковой форме 
произведений. Он — мастер сказа; герой-повествователь и др. персонажи его 
рассказов и повестей всегда снабжены ярко выраженными и узнаваемыми речевыми 
характеристиками. Писатель остро чувствует живое народное слово, умело 
пользуется арсеналом совр. говоров и сленговых оборотов, но при этом стиль его 
прозы — чист, ясен и вполне культурен. Это — язык современного человека, хорошо 
знающего и глубинку с ее диалектами, и особенности дискурса нынешнего 
мегаполиса. В творчестве Шипилова находит свое органичное развитие шукшинская 
повествовательная и стилистическая техника.
 Проза последнего времени сочетает душевные переживания героев и картины 
современной жизни: «За раскаленным стеклом авто разворачивались, как рулон с 
красивыми обоями, картины пригородного пленера, в который вдоль всей трассы 
вписаны были новорусские особняки. На какой-то миг Батраков унесся мысленно в 
хмурое небо мыслей о своей финансовой несостоятельности в новой жизни, стал 
фантазировать свой разговор с тещей...» (В лесу // Роман-журнал XXI век. 2002. 
№11-12. С.90).
 Сюжеты прозаических сочинений Шипилова занимательны, оригинальны, в них 
органически сплавлены и остроумие, доходящее до сарказма, и трагическое 
мироощущение. Можно сказать, что проза Шипилова по сути своей экзистенциальна, 
но вместе с этим у героев остается надежда и вера в возможность лучшего 
существования.
 В 2000-е прозаик работает над циклом рассказов («В лесу», «В монастыре» и др.), 
объединенных одним героем — Батраковым. В них отчетливо звучит мотив бытования 
православной веры в совр. условиях. При этом писатель стремится всячески уйти 
от штампов и стереотипов, присущих мн. произведениям такого рода. Он изображает 
людей таковыми, каковы они есть, без приукрашивания, без грима. Вот герой 
Шипилова приходит в храм с маленьким сыном: «Коленька, как выяснилось, был еще 
мал для такого послушания. Когда Батраков опустил его на пол, то он потопал 
осмотреться... Однако каким-то чудесным чутьем он распознал со спины утреннюю 
монахиню и решил выразить ей свои чувства. С криком "Аминь!" маленький Батраков 
с разбега врезался в черные одежды той монахини. Она качнулась, едва не выронив 
молитвослова...» (В монастыре // Роман-журнал XXI век. 2002. №11-12). Даже в 
изображении богослужения писатель остается внимательным и слегка лукавым, 
отчасти — язвительным.
 Стихотворения и песни Шипилов являют собой сочетание народных поэтических форм 
и интонаций (вплоть до скоморошьих и частушечных), а также — остро ощущаемого 
ритма новейших мотивов и веяний. Поэту удалось освоить и переварить опыт 
русской поэзии XX в. от Маяковского и обэриутов — до Рубцова и Высоцкого: «Кому 
расскажешь — сразу охать: / "Тебя вела по жизни похоть!.." / Но ошибаешься, 
эпоха: / Я был ведомым красотой. / Все для меня явилось разом: / Собаки вой и 
четкость фразы, / И перелетов птичьих разум, / И хмель влюбленности густой» 
(Любимые дети Державы. Русская поэзия на рубеже веков. М., 2002. С.22-23. Далее 
цитируется это изд.).
 Лирический герой Шипилова слишком хорошо знает законы жизни, чтобы быть наивным 
и прекраснодушным, в самые светлые и незамутненные строки его проникает горечь 
расставаний и утрат: «Никого не пощадила эта осень. / Листопад идет как шторм в 
сто тысяч баллов. / И, как раны ножевые, / На асфальте неживые / Пятна пепла 
после бала, после бала» (С.47).
 В кратком предисловии к своим стихам поэт так обозначил свое жизненное и 
творческое кредо: «Скажу лишь, что прожил в Отечестве чистым нелегалом более 
чем три десятка лет. Сейчас на нелегальное положение переводят весь народ и все 
народы России. Вот и все мое творчество: Родина глазами нелегала. Не эмигранта, 
заметьте, а нелегала...» (С.17). Это состояние неприкаянности, бесприютности в 
течение многих лет осложняло быт Шипилова: в прямом смысле слова он не имел 
своего угла.
 То же настроение острой болью отзывается и в стихах поэта: «Серый сумрак 
загустел. Тихий страх. / Колыханье чьих-то тел в номерах. / Электрический огонь 
игловат. / В одиночестве я сам виноват. / Серый сумрак загустел аж до звезд. / 
Ты куда меня, мой Ангел, завез? / Закружил да заморочил, извел / И оставил тут, 
как на произвол... / На казенную кровать повалюсь, / Без иконы в темноту 
помолюсь, / Да прибавлю я к молитве поста, / Чтоб меня не одолел супостат» 
(С.58-59).
 За песню «После бала», исполненную Дм.Маликовым на конкурсе «Песня-98» и 
ставшую широко известной, Шипилову присужден диплом лауреата. В 1997 он получил 
Малую российскую литературную премию за поэму «Прощайте, дворяне!».
 Будучи остроумным человеком, Шипилов нередко в мягкой, ироничной манере бросает 
взгляд на сотоварищей по литературному цеху. В его активе — ряд любопытных 
эпиграмм и шаржей, например: «То не стуки-перестуки / Во кузнице кузнецов — / 
Это входит в храм науки / Гений Юрий Кузнецов. / Мочен, взрачен, худ и мрачен. 
/ Этот мрак ему к лицу. / Пучит он глаза по-рачьи, / Словно дал обет безбрачья 
/ Сабле, пике и винцу» (Лепта. 1996. Вып. 30. С.232).
 Шипилов известен также как автор статей, посвященных современной периферийной 
литературе (Младшим из нас около сорока // Литературная учеба. 1989. №1), прозе 
молодых писателей (Тоска по стилю: О книге «Встречный ход» // Литературная 
учеба. 1990. №1), биографии Н.Рубцова («Плачут глухари...» // Литературная 
Россия. 1995. №10) и др.
 Шипилов — лауреат Шукшинской премии (1992), премии СП России «Традиция».
 В начале 2000-х Шипилов работает над романом «Псаломщица».
 
Соч.: 
Пятый ассистент. М., 1986;
 Шарабан. М., 1987;
 Детская война: роман // Лепта. 1993. №1,4;
 Прощайте, дворяне!..: поэма // Лепта. 1995. Вып. 26;
 Эпиграммы // Лепта. 1996. Вып. 30;
 [Стихотворения] // Любимые дети Державы. М., 2002. С.18-70.
 
Лит.: 
Наседкин И. Открытие Николая Шипилова // Молодые о молодых. М., 1988. С.95-104;
 Камышев В. «Новые сорокалетние»? // Дальний Восток. 1988. №10. С.137-148;
 Огрызко В. Круговая оборона // Литературная Россия. 1995. 7 июня;
 Славецкий В. Поэма, написанная без бумаги // Славецкий В. Русская поэзия 
80-90-х годов XX века. М., 1998;
 Шипов Р.А. Н.А.Шипилов: выборочная библиография // Библиография. 2000. №6. 
С.130-131;
 Шалимо Г.Н. Широкий, удивленный, артистичный // Библиография. 2000. №6. 
С.127-128;
 Баранова-Гонченко Л. «О temporal О проза!» // Российский писатель. 2001. №22.
 С.М.Казначеев 
 А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
 Оглавление | Все источники
 
 | 
 
 
 
 |