|
Шипилов Николай Александрович
[1.12.1946 (по др. данным 1947), Южно-Сахалинск]
— прозаик, поэт.
Родился в офицерской семье. Детство прошло в разъездах. После школы работал
грузчиком на жиркомбинате под Новосибирском. С 1964 стал посещать
литобъединение при газете «Советская Сибирь». Тогда же в газете «Молодость
Сибири» появилась первая подборка стихов Шипилова. С 1965 пишет песни на свои
стихи. Уже в ранние годы своего творчества Шипилова зарекомендовал себя как
самостоятельный, принципиальный писатель, что осложняло прохождение первых
публикаций. Например, верстка повести «Митька и старые люди» в журнале
«Сибирские огни» (1965) была снята из-за отказа автора изменить несколько
эпизодов.
Тогда же начались годы странствий, приобретения богатого житейского опыта.
Шипилов пел в хоре Новосибирского театра оперетты, оттуда ушел на телевидение,
писал и исполнял много песен для передач; затем работал в сезонных строительных
бригадах, был рабочим геодезической партии, трудился в леспромхозах. Жил в
Новгороде. В 1989 окончил Высшие литературные курсы. В 1990-2000-е живет то в
Подмосковье, то в Белоруссии.
Лишь в 1983 журнале «Литературная учеба» опубликовал большую подборку его
рассказов, после чего имя Шипилова стало известно широкому читателю. В 1986 в
«Советском писателе» вышла первая книга прозы «Пятый ассистент». Ее герои —
простые люди, современники, которые, несмотря на трудности своего
существования, не теряют оптимизма, веры в лучшее, чувства юмора. Одновременно
с мощным лирическим началом, постоянно присутствующим в прозе Шипилова, его
рассказы и повести отличает несгибаемая прямота нравственной доминанты, что
подчеркивает и Л.Баранова-Гонченко: у него «совершенно своя, особая и
мировоззренческая, и методологическая твердь» (Российский писатель. 2001. №22).
Шипилов наследует черты деревенской прозы, но на новом уровне. Его мир —
изменившаяся Россия, измученная реформами и экспериментами. Среди героев —
простые мужики и интеллигенты, бомжи и геологи. Непременный для рассказов и
повестей Шипилов юмор чаще всего воспринимается как смех сквозь слезы.
В повести «Записки литконсультанта» Шипилов коснулся некоторых проблем жизни
советской редакционно-издательской системы. Чистой сатирой называть это
произведение вряд ли справедливо: для писательской манеры скорее характерны
мягкий лиризм, своеобразная сказовая манера. За комическими ситуациями у него
всегда проглядывает неизбывный трагизм бытия.
Авторской манере Шипилова-прозаика присуще повышенное внимание к языковой форме
произведений. Он — мастер сказа; герой-повествователь и др. персонажи его
рассказов и повестей всегда снабжены ярко выраженными и узнаваемыми речевыми
характеристиками. Писатель остро чувствует живое народное слово, умело
пользуется арсеналом совр. говоров и сленговых оборотов, но при этом стиль его
прозы — чист, ясен и вполне культурен. Это — язык современного человека, хорошо
знающего и глубинку с ее диалектами, и особенности дискурса нынешнего
мегаполиса. В творчестве Шипилова находит свое органичное развитие шукшинская
повествовательная и стилистическая техника.
Проза последнего времени сочетает душевные переживания героев и картины
современной жизни: «За раскаленным стеклом авто разворачивались, как рулон с
красивыми обоями, картины пригородного пленера, в который вдоль всей трассы
вписаны были новорусские особняки. На какой-то миг Батраков унесся мысленно в
хмурое небо мыслей о своей финансовой несостоятельности в новой жизни, стал
фантазировать свой разговор с тещей...» (В лесу // Роман-журнал XXI век. 2002.
№11-12. С.90).
Сюжеты прозаических сочинений Шипилова занимательны, оригинальны, в них
органически сплавлены и остроумие, доходящее до сарказма, и трагическое
мироощущение. Можно сказать, что проза Шипилова по сути своей экзистенциальна,
но вместе с этим у героев остается надежда и вера в возможность лучшего
существования.
В 2000-е прозаик работает над циклом рассказов («В лесу», «В монастыре» и др.),
объединенных одним героем — Батраковым. В них отчетливо звучит мотив бытования
православной веры в совр. условиях. При этом писатель стремится всячески уйти
от штампов и стереотипов, присущих мн. произведениям такого рода. Он изображает
людей таковыми, каковы они есть, без приукрашивания, без грима. Вот герой
Шипилова приходит в храм с маленьким сыном: «Коленька, как выяснилось, был еще
мал для такого послушания. Когда Батраков опустил его на пол, то он потопал
осмотреться... Однако каким-то чудесным чутьем он распознал со спины утреннюю
монахиню и решил выразить ей свои чувства. С криком "Аминь!" маленький Батраков
с разбега врезался в черные одежды той монахини. Она качнулась, едва не выронив
молитвослова...» (В монастыре // Роман-журнал XXI век. 2002. №11-12). Даже в
изображении богослужения писатель остается внимательным и слегка лукавым,
отчасти — язвительным.
Стихотворения и песни Шипилов являют собой сочетание народных поэтических форм
и интонаций (вплоть до скоморошьих и частушечных), а также — остро ощущаемого
ритма новейших мотивов и веяний. Поэту удалось освоить и переварить опыт
русской поэзии XX в. от Маяковского и обэриутов — до Рубцова и Высоцкого: «Кому
расскажешь — сразу охать: / "Тебя вела по жизни похоть!.." / Но ошибаешься,
эпоха: / Я был ведомым красотой. / Все для меня явилось разом: / Собаки вой и
четкость фразы, / И перелетов птичьих разум, / И хмель влюбленности густой»
(Любимые дети Державы. Русская поэзия на рубеже веков. М., 2002. С.22-23. Далее
цитируется это изд.).
Лирический герой Шипилова слишком хорошо знает законы жизни, чтобы быть наивным
и прекраснодушным, в самые светлые и незамутненные строки его проникает горечь
расставаний и утрат: «Никого не пощадила эта осень. / Листопад идет как шторм в
сто тысяч баллов. / И, как раны ножевые, / На асфальте неживые / Пятна пепла
после бала, после бала» (С.47).
В кратком предисловии к своим стихам поэт так обозначил свое жизненное и
творческое кредо: «Скажу лишь, что прожил в Отечестве чистым нелегалом более
чем три десятка лет. Сейчас на нелегальное положение переводят весь народ и все
народы России. Вот и все мое творчество: Родина глазами нелегала. Не эмигранта,
заметьте, а нелегала...» (С.17). Это состояние неприкаянности, бесприютности в
течение многих лет осложняло быт Шипилова: в прямом смысле слова он не имел
своего угла.
То же настроение острой болью отзывается и в стихах поэта: «Серый сумрак
загустел. Тихий страх. / Колыханье чьих-то тел в номерах. / Электрический огонь
игловат. / В одиночестве я сам виноват. / Серый сумрак загустел аж до звезд. /
Ты куда меня, мой Ангел, завез? / Закружил да заморочил, извел / И оставил тут,
как на произвол... / На казенную кровать повалюсь, / Без иконы в темноту
помолюсь, / Да прибавлю я к молитве поста, / Чтоб меня не одолел супостат»
(С.58-59).
За песню «После бала», исполненную Дм.Маликовым на конкурсе «Песня-98» и
ставшую широко известной, Шипилову присужден диплом лауреата. В 1997 он получил
Малую российскую литературную премию за поэму «Прощайте, дворяне!».
Будучи остроумным человеком, Шипилов нередко в мягкой, ироничной манере бросает
взгляд на сотоварищей по литературному цеху. В его активе — ряд любопытных
эпиграмм и шаржей, например: «То не стуки-перестуки / Во кузнице кузнецов — /
Это входит в храм науки / Гений Юрий Кузнецов. / Мочен, взрачен, худ и мрачен.
/ Этот мрак ему к лицу. / Пучит он глаза по-рачьи, / Словно дал обет безбрачья
/ Сабле, пике и винцу» (Лепта. 1996. Вып. 30. С.232).
Шипилов известен также как автор статей, посвященных современной периферийной
литературе (Младшим из нас около сорока // Литературная учеба. 1989. №1), прозе
молодых писателей (Тоска по стилю: О книге «Встречный ход» // Литературная
учеба. 1990. №1), биографии Н.Рубцова («Плачут глухари...» // Литературная
Россия. 1995. №10) и др.
Шипилов — лауреат Шукшинской премии (1992), премии СП России «Традиция».
В начале 2000-х Шипилов работает над романом «Псаломщица».
Соч.:
Пятый ассистент. М., 1986;
Шарабан. М., 1987;
Детская война: роман // Лепта. 1993. №1,4;
Прощайте, дворяне!..: поэма // Лепта. 1995. Вып. 26;
Эпиграммы // Лепта. 1996. Вып. 30;
[Стихотворения] // Любимые дети Державы. М., 2002. С.18-70.
Лит.:
Наседкин И. Открытие Николая Шипилова // Молодые о молодых. М., 1988. С.95-104;
Камышев В. «Новые сорокалетние»? // Дальний Восток. 1988. №10. С.137-148;
Огрызко В. Круговая оборона // Литературная Россия. 1995. 7 июня;
Славецкий В. Поэма, написанная без бумаги // Славецкий В. Русская поэзия
80-90-х годов XX века. М., 1998;
Шипов Р.А. Н.А.Шипилов: выборочная библиография // Библиография. 2000. №6.
С.130-131;
Шалимо Г.Н. Широкий, удивленный, артистичный // Библиография. 2000. №6.
С.127-128;
Баранова-Гонченко Л. «О temporal О проза!» // Российский писатель. 2001. №22.
С.М.Казначеев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|