AZ-libr.ру

информационный портал





Котляр Самуил Иосифович [21.07.1913]

Алёшин (настоящая фамилия Котляр) Самуил Иосифович
       [8(21).7.1913, г. Замбров, Польша]
       — драматург.
       Родился в семье земского врача. Вскоре семья переехала в Москву, с которой связана вся последующая жизнь Алёшина. В школьные годы благотворное влияние на будущего драматурга оказал учитель русского языка и литературы Б.Ю.Айхенвальд.
       С юных лет Алёшин увлекся Шекспиром, прочитав его пятитомник «от корки до корки» (Автобиография. С.38). Много лет спустя молодой Шекспир станет героем его пьесы «Человек из Стратфорда» (1954).
       В 1935 Алёшин закончил Военную академию моторизации и механизации Красной Армии, затем работал инженером-конструктором, заведующим лабораторией в научном автотракторном институте, защитил кандидатскую дисератцию. Параллельно занимался литературным трудом, писал фельетоны, юмористические рассказы, печатался в журнале «Огонек». Потребность в совершенствовании своих творческих способностей привела Алёшин на вечернее отделение Литературного института им. М.Горького, в семинар профессора Л.И.Тимофеева. Он читал профессору свои рассказы и подружился с ним на долгие годы.
       Пробовать свои силы в драматургии Алёшин начал во время Великой Отечественной войны. Будучи на Сталинградском фронте, написал пьесу «Мефистофель» (1942), позднее — пьесу «Гоголь» (1944), но они, по признанию автора, оказались «не в духе времени» (Автобиография. С.39). Затем последовала комедия о Дон Жуане «Тогда в Севилье...» (1947), принятая к постановке главным режиссером Ленинградского театра комедии Н.П.Акимовым, вскоре оказавшимся в опале (впервые пьеса увидела сцену лишь в 1960).
       Поворотным в судьбе Алёшин стал 1950, когда на сцене Московского театра драмы (ныне Театр им. Вл.Маяковского) с большим успехом прошла его пьеса «Директор» (реж. Н.П.Акимов, в главной роли Л.Н.Свердлин). На фоне тогдашних пьес о советском директоре («Честность» К.Финна, «Рассвет над Москвой» А.Сурова и др.) пьеса Алёшин выделялась цельностью и правдивостью характера ее героя, директора автомобильного завода Степанова. Однако использовать в полной мере свой запас жизненных наблюдений автору, по мнению критики, помешала его «расчетливая драматургическая "математика"» (Крути И.-С. 41).
       После удачного театрального дебюта Алёшин оставил научно-исследовательскую работу в институте и окончательно переключился на литературную деятельность. Его пьесы (прежние и новые) начали ставить: «Гоголь» в Московском театре им. А.С.Пушкина (1952), «Строгая девушка» в Ленинградском Большом драматическом театре им. М.Горького (1953). Особый успех выпал на долю драмы «Одна» (1954) в Московском театре им. Евг.Вахтангова (1956). Ее героиня, учительница Мария Михайловна, переживая измену любимого ею супруга, утверждает свое понимание любви, счастья, достоинства человека. В обстановке сурового аскетизма послевоенных лет эта пьеса стала подлинным откровением для зрителей и породила не только споры, но и нападки на драматурга, обусловленные, по его словам, «рецидивом ханжества» (С.Алешин. ...А караван идет. С.566). Не всеми разделялась позиция автора, направленная «против обывательской формулы "стерпится-слюбится", против суррогата семьи, суррогата любви» (3.Владимирова. Живем один раз! С.71).
       С тех пор коллизии супружеской измены, новой любви, семейного разлада становятся постоянными в творчестве Алёшина. Видоизменяясь с течением времени, они отчетливо прослеживаются в его пьесах «Главная роль» (1964), «Другая» (1968), «Гражданское дело» (1974), «Если...» (1976), «Тема с вариациями» (1979), «Очаг» (1991). При всем несходстве изображенных в них жизненных обстоятельств их объединяет общая авторская мысль: сфера любви и ее связи с другими сторонами жизни человека настолько тонка и деликатна, что требует адекватного, максимально осторожного к себе отношения и подхода; вмешательство так называемой «общественности» здесь не всегда желательно и уместно. Наибольший успех среди пьес этого ряда имела «Тема с вариациями», где удачно развит мотив эпистолярной, невысказанной, обманутой и все же оставляющей надежду на возрождение любви. Талантливо воплощенная на сцене Театра им. Моссовета (1979, реж. С.Ю.Юрский), эта пьеса в то же время стала самой «зарубежной» у Алёшина (по числу ее постановок за рубежом).
       Другой сквозной темой, проходящей через все творчество Алёшина, является тема призвания, подвижнического служения человека своему делу. Начатая в «Директоре», она была продолжена писателем в драме «Все остается людям» (1958). В центре ее — образ академика Дронова, застигнутого смертельной болезнью в момент особого напряжения творческих сил. Его борьба с различными проявлениями паразитического отношения к жизни (Морозов, Фомин, Трошкин) сопровождается философским спором о душе со священником Серафимом. Диспут Дронова и Серафима выписан драматургом остро, темпераментно и — что особенно важно — с равным уважением к позиции оппонентов. Изображение священника «лицом вполне достойным» (...А караван идет // «Восемнадцатый верблюд»... С.565) вызвало протест некоторых критиков и послужило поводом для давления на театры, вплоть до приостановки репетиций пьесы. Успеху ее во многом способствовало блестящее исполнение главной роли Н.К.Черкасовым в Ленинградском театре драмы им. А.С.Пушкина (1960). По признанию автора, «Черкасов, несомненно, наиболее верно соответствовал тому прообразу, который лег в основу пьесы,— академику А.А.Андронову» (С.Алешин. Тема с вариациями. Пьесы. Беседы о театре. М., 1984. С.514). Позднее по этой пьесе был снят одноименный фильм (1963, реж. Г.Г.Натансон).
       Перед угрозой смерти и необходимостью достойно завершить начатое дело оказался и писатель Новиков — герой драмы Алёшина «Палата» (1962). Но именно этот наиболее близкий автору образ получился излишне рационалистическим, созданным, по словам критика, «из чистых понятий, из отвлеченных тезисов» (Аннинский Л.— С.211). Гораздо более реальной фигурой предстает в пьесе его антипод Прозоров, наглый и уверенный в своей избранности «ответственный работник промышленности», все помыслы и заботы которого сосредоточены исключительно на собственном «организме». В изолированном мире больничной палаты неизбежно выявляются не только физические, но и духовные, нравственные недуги человека. Эта мысль заложена и в пьесе, и в снятом на ее основе кинофильме «Палата» (1965, реж. Г.Г.Натансон).
       Крупные человеческие характеры, требовательные к себе и другим, привлекают внимание Алёшин и в его пьесах на историческом материале, будь то философ Сократ («Ксантиппа и этот, как его...», 1983) или Фауст («Мефистофель»), дипломат Максимов («Дипломат», 1967) или пленный советский танкист («Каждому свое», 1965), Гоголь в одноименной пьесе или М.Булгаков («Весь я не умру», 1989). В равной мере это относится и к женским характерам, занимающим центральное место в пьесах «Куст рябины» (1970), «Ее превосходительство» (1972). При этом, как отмечала критика, «главный вопрос, интересующий драматурга Алешина, всегда постоянен: как быть и остаться настоящим человеком в любой ситуации, в каждый момент жизни, чем проверяется подлинность человеческой личности?» (Гарибова О.— С.51). В этом смысле Алёшин «может быть назван художником-моралистом» (3.Владимирова. Журавль в небе. С.70). Раскрывая свою творческую лабораторию, писатель признавал, что одним из важных источников познания действительности для него является суд — настоящий кладезь человеческих драм, историй, ошибок и т.д. «Само судебное заседание,— по убеждению Алёшин,— сам процесс дает драматургу столько ценных наблюдений, сколько, наверное, клиника медику» (Автобиография. С.42). Недаром и названия некоторых пьес Алёшин напоминают заголовки репортажей из зала суда: «Гражданское дело», «Следствие показало» (1984) и др.
       Опыт постановок алешинских пьес свидетельствует, что они дают немало возможностей для проявления актерских дарований. Писатель исходит из того, что «драматург должен любить актеров, вызывать у них аппетит к роли, в каждой роли необходимо заложить манок» (интервью газете «Литературная Россия». 1968. 8 апр. С.8). Это не просто словесная декларация: лучшие пьесы Алёшина вполне отвечают данному требованию.
       Предстоящие планы писателя связаны с завершением книги очерков «Встречи на грешной земле», подготовкой сб. статей о драматургии и театре, путевых заметок.

Соч.:
       Пьесы. М., 1972;
       «Если...» и другие пьесы. М., 1978:
       Тема с вариациями. Пьесы. Беседы о театре. М., 1984;
       «Восемнадцатый верблюд» и другие: сб. пьес / послесл. автора «...А караван идет». М., 1994;
       «Сказки для взрослых» и другое. Тверь, 1996;
       Автобиография // Советские писатели. Автобиографии. Т.5. М., 1988.

Лит.:
       Крути И. Жизнь обязывает // Театр. 1950. №10;
       Владимирова 3. Живем один раз! // Театр. 1962. №10;
       Аннинский Л. Арифметика, алгебра, гармония // Знамя. 1964. №2;
       Вишневская И. Четвертое единство // Театр. 1967. №10;
       Гарибова О. Испытание на прочность // Литературное обозрение. 1973. №4;
       Штейн А. Вечная тема в новой вариации // Литературная газета. 1979. 20 июня. С.8;
       Владимирова 3. Журавль в небе // Театр. 1988. №7.

В.Л.Муромский



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:40 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"