|
Куранов Юрий Николаевич
[5.2.1931, Ленинград — 11.6.2001, Калининград]
— прозаик, поэт.
Отец — живописец, заведовал в Эрмитаже Золотой кладовой и реставрационными
мастерскими. Мать — искусствовед, работала и жила в Русском музее, где родился
Куранов. Раннее детство прошло среди постоянно обновляющихся экспозиций, в
кругу талантливых мастеров кисти и пера. Когда Куранов было 3 года, мать
оставила семью. Отца, пламенного коммуниста, вскоре арестовали, и 6-летний
вундеркинд вместе с дедом, бабкой и дядей, тоже революционерами из рабочих, был
отправлен в ссылку на Иртыш. Красота сибирской земли стала глубоким жизненным
впечатлением, с тех пор для писателя слились воедино любовь к искусству,
городской культуре и тяга к природе, деревне, глубоким и цельным людям.
Среднюю школу Куранов закончил в Норильске, разыскав там отца и подрабатывая в
странствиях по Сибири разрисовкой модных тогда в народе ярких клеенчатых
ковриков.
В 1950-53 учился на историческом факультете МГУ, в 1954-56 — на сценарном
факультете ВГИКа. Начал печатать стихи в 1956. Дальнейшую творческую судьбу
определило знакомство с К.Г.Паустовским: «Он одним из первых учил меня ценить
живое дыхание слова, пение красок, мудрую простоту повседневности, под которой
скрыты глубинные движения человеческого сердца» («Глубокий поклон» //
Литературная газета. 1967. №22).
Поворотным моментом в жизни Куранов оказалась поездка в 1957 в костромские
края, после которой он решил постоянно жить в деревне. Сначала переехал в
костромское с.Пыщуг, где обрел друга — самобытного живописца А.Козлова, а затем
и семью. Здесь был создан цикл коротких рассказов «Лето на Севере» (опубл. в
1959 в «Правде», «Литературной газете.», «Новом мире»; отдельным изданием —
Кострома, 1961), привлекший внимание критики и читателей. Один из первых
отзывов принадлежал Ю.В.Бондареву: «Куранов — писатель своеобразный, с тонкой
чистотой красок, со своей манерой, со своей труднейшей краткостью, требующей
слова алмазно отточенного, верного и в то же время лишенного экспрессивной
нарочитости... Нам дорог этот свет авторской доброты, что делает людей
целомудреннее» (Бондарев Ю. Душа художника // Литературная газета. 1959. 27
авг.).
В 1969 Куранов переехал в с.Глубокое Псковской обл. и на Псковщине прожил более
30 лет. Вышедшие в 1960-70-х книги «Белки на дороге» (М., 1962), «Увалы
Пыщуганья» (Кострома, 1964), «Дни сентября» (М., 1969), «Перевала» (М., 1973)
закрепили за Куранов репутацию мастера короткого лирического рассказа и
миниатюры, в произведениях которого не только люди, но и сама природа Русского
Севера живет своей одухотворенной жизнью. Критика, усматривая в его прозе
влияния и традиции И.С.Тургенева, И.А.Бунина, М.М.Пришвина, Паустовского, даже
японской писательницы X в. Сэй Сёнагон, отмечала своеобразие писательского
мировосприятия и особый склад души Куранова, постоянно находящейся в состоянии
первооткрытия, а также умение автора в пределах одной книги сплавить
произведения различных жанров в единое, пронизанное поэзией целое.
Увлеченная художественным даром автора, критика замалчивала острую социальную
проблематику воссозданного Куранов мира повседневной жизни крестьянства. Когда
в 1975 в журнале «Октябрь» и центральных газетах стали регулярно публиковаться
новеллы-главы документального романа-исследования Куранова «Глубокое на
Глубоком» (М., 1982), где речь шла о трагической гибели «неперспективных»
деревень, мнения критики разошлись. Одни приветствовали обращение писателя к
злободневной тематике и поискам социально активного героя, другие сетовали на
снижение худож. уровня и утверждали, что «деловая проза» вне его возможностей.
Однако Куранов, обеспокоенный судьбой деревни, решил жестко подчинить свои
творческие замыслы борьбе за ее спасение. Оставив осуществление давних планов —
романа о юности Пушкина и концептуально важного для него произведения из эпохи
Лжедмитрия, Куранов обращается к публицистической деятельности и одновременно
работает над романом «Заозерные Звоны» (М., 1980), лирическим и остросюжетным,
поставив своей целью создать образ положительного героя, не идеализируя его, но
суммировав в его характере лучшее, что он увидел в людях деревни. В центре
романа — председатель колхоза Евгений Кадымов, осознавший, что для возрождения
Нечерноземья необходимо строительство не столько экономическое, сколько
духовное, нужен нравственный подвиг, начать который следует с того, чтобы
бескомпромиссно спрашивать с себя за каждое отклонение от принципов, которые он
как руководитель проповедует.
В 1982 увидело свет наиболее совершенное в художественном отношении
произведение Куранова — «Озарение радугой». Эта лирическая повесть по мотивам
жизни костромского художника Алексея Козлова — о тайне творчества, о
взаимоотношении искусства и природы. Композиционно она представляет собой ряд
картин, вбирающих в себя множество человеческих судеб. Писатель на широком
историко-культурном фоне смело сопрягает различные художественные явления и
понятия, находя в слове точные соответствия живописи, архитектуре, музыке. Тема
ответственности художника перед согражданами роднит повесть с «Золотой розой»
Паустовского.
Попытка писателя вмешаться в решение социально-экономических проблем края
вызвала недовольство его руководства, и в 1982 Куранов пришлось переселиться в
г.Светлогорск Калининградской обл. Здесь он пишет художественно-документальную
повесть «Путешествие за птицей», внутренне созвучную роману «Глубокое на
Глубоком» и рассказывающую о налаживании нормальной человеческой жизни в
литовской деревне (опубликованно частично в журнале «Октябрь»). Вынужденное
изгнание обернулось для писателя сложными духовными поисками, обращением к
религии. Куранов отказывается от продолжения задуманного цикла произведений
(повесть «Облачный ветер», 1969; «Порой невдалеке», неопубл., предварившая
проблематику романа В.Белова «Все впереди»), объединенных судьбой современного
правдоискателя Кадымова, объясняя это причиной «чисто религиозной»: «Я
убедился, что творчество художественное, литературное — это тупиковая дорога,
дорога в никуда. Прелесть, соблазн — так это называется на богословском языке.
Осознав, я не хочу дальше этим заниматься, множить правдоподобную ложь...»
(«...Не буду брать учительскую роль...» // Писатель и время. М., 1991).
В 1987 выходит книга новелл Куранова о христианских праведниках, о
нравственности, о семье «Тепло родного очага». Под псевдонимом Георгий Гурей
Куранов самиздатно в нескольких экземплярах выпускает сб. духовных стих.
«Нерукотворная лампада» (1988), «Восьмистишия» (1991), «Четверостишия» (1992).
В 1996 Куранов завершает новое произведение — «Дело генерала Раевского» (М.,
1997). В этом романе-диспуте он отвергает многие устоявшиеся представления не
только о событиях и действующих лицах эпохи Отечественной войны 1812, но и о
российской истории в целом.
В 1999 им создана в Калининградской обл. новая организация — «Амфитеатр
свободных писателей "Отрадный берег"» и журнал «Запад России». В
отреставрированной на Отрадном берегу мастерской скульптора Брахерта Куранов
вел семинары прозаиков и поэтов, в Краевой художественной галерее прошла
масштабная выставка живописи и графики Куранова. До последних дней Куранов
работал над книгой «Тотальная фальсификация» — о судьбе русского народа,
насильственно увлеченного на строительство безбожного земного рая.
Книги Куранов переведены на 19 языков зарубежных стран.
Соч.:
Дни сентября / вступ. статья И.Денисовой. М., 1969;
Перевала / вступ. статья Е.Осетрова. М., 1973;
Пир на заре: Миниатюры и стих, в прозе / вступ. статья В.Курбатова. М., 1982;
Избранное / вступ. статья В.Стеценко. М., 1984;
Тепло родного очага: рассказы и повести. М., 1987;
Дело генерала Раевского. М.,1997;
Размышления после крещения // Свет. Природа и человек. 1997. №11.
Лит.:
Бондарев Ю. Душа художника // Литературная газета. 1959. 29 авг;
Огнев А. Лирическое и социальное в рассказах Ю.Куранова // Волга. 1969. №5;
Дедков И. На теплом берегу Родины // Наш современник. 1974. №9;
Синельников М. Опираясь на факты // Правда. 1982. 1 сент.;
Стеценко В. Служить добру и красоте // Стеценко В. Паруса жаждут ветров. М.,
1992;
Стеценко В. Путешествие за жар-птицей длиною в жизнь // Мир Паустовского. 2002.
№19.
В.Л.Стеценко
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|