Куранов Юрий Николаевич [05.02.1931-11.06.2001]

Куранов Юрий Николаевич
       [5.2.1931, Ленинград — 11.6.2001, Калининград]
       — прозаик, поэт.
       Отец — живописец, заведовал в Эрмитаже Золотой кладовой и реставрационными мастерскими. Мать — искусствовед, работала и жила в Русском музее, где родился Куранов. Раннее детство прошло среди постоянно обновляющихся экспозиций, в кругу талантливых мастеров кисти и пера. Когда Куранов было 3 года, мать оставила семью. Отца, пламенного коммуниста, вскоре арестовали, и 6-летний вундеркинд вместе с дедом, бабкой и дядей, тоже революционерами из рабочих, был отправлен в ссылку на Иртыш. Красота сибирской земли стала глубоким жизненным впечатлением, с тех пор для писателя слились воедино любовь к искусству, городской культуре и тяга к природе, деревне, глубоким и цельным людям.
       Среднюю школу Куранов закончил в Норильске, разыскав там отца и подрабатывая в странствиях по Сибири разрисовкой модных тогда в народе ярких клеенчатых ковриков.
       В 1950-53 учился на историческом факультете МГУ, в 1954-56 — на сценарном факультете ВГИКа. Начал печатать стихи в 1956. Дальнейшую творческую судьбу определило знакомство с К.Г.Паустовским: «Он одним из первых учил меня ценить живое дыхание слова, пение красок, мудрую простоту повседневности, под которой скрыты глубинные движения человеческого сердца» («Глубокий поклон» // Литературная газета. 1967. №22).
       Поворотным моментом в жизни Куранов оказалась поездка в 1957 в костромские края, после которой он решил постоянно жить в деревне. Сначала переехал в костромское с.Пыщуг, где обрел друга — самобытного живописца А.Козлова, а затем и семью. Здесь был создан цикл коротких рассказов «Лето на Севере» (опубл. в 1959 в «Правде», «Литературной газете.», «Новом мире»; отдельным изданием — Кострома, 1961), привлекший внимание критики и читателей. Один из первых отзывов принадлежал Ю.В.Бондареву: «Куранов — писатель своеобразный, с тонкой чистотой красок, со своей манерой, со своей труднейшей краткостью, требующей слова алмазно отточенного, верного и в то же время лишенного экспрессивной нарочитости... Нам дорог этот свет авторской доброты, что делает людей целомудреннее» (Бондарев Ю. Душа художника // Литературная газета. 1959. 27 авг.).
       В 1969 Куранов переехал в с.Глубокое Псковской обл. и на Псковщине прожил более 30 лет. Вышедшие в 1960-70-х книги «Белки на дороге» (М., 1962), «Увалы Пыщуганья» (Кострома, 1964), «Дни сентября» (М., 1969), «Перевала» (М., 1973) закрепили за Куранов репутацию мастера короткого лирического рассказа и миниатюры, в произведениях которого не только люди, но и сама природа Русского Севера живет своей одухотворенной жизнью. Критика, усматривая в его прозе влияния и традиции И.С.Тургенева, И.А.Бунина, М.М.Пришвина, Паустовского, даже японской писательницы X в. Сэй Сёнагон, отмечала своеобразие писательского мировосприятия и особый склад души Куранова, постоянно находящейся в состоянии первооткрытия, а также умение автора в пределах одной книги сплавить произведения различных жанров в единое, пронизанное поэзией целое.
       Увлеченная художественным даром автора, критика замалчивала острую социальную проблематику воссозданного Куранов мира повседневной жизни крестьянства. Когда в 1975 в журнале «Октябрь» и центральных газетах стали регулярно публиковаться новеллы-главы документального романа-исследования Куранова «Глубокое на Глубоком» (М., 1982), где речь шла о трагической гибели «неперспективных» деревень, мнения критики разошлись. Одни приветствовали обращение писателя к злободневной тематике и поискам социально активного героя, другие сетовали на снижение худож. уровня и утверждали, что «деловая проза» вне его возможностей. Однако Куранов, обеспокоенный судьбой деревни, решил жестко подчинить свои творческие замыслы борьбе за ее спасение. Оставив осуществление давних планов — романа о юности Пушкина и концептуально важного для него произведения из эпохи Лжедмитрия, Куранов обращается к публицистической деятельности и одновременно работает над романом «Заозерные Звоны» (М., 1980), лирическим и остросюжетным, поставив своей целью создать образ положительного героя, не идеализируя его, но суммировав в его характере лучшее, что он увидел в людях деревни. В центре романа — председатель колхоза Евгений Кадымов, осознавший, что для возрождения Нечерноземья необходимо строительство не столько экономическое, сколько духовное, нужен нравственный подвиг, начать который следует с того, чтобы бескомпромиссно спрашивать с себя за каждое отклонение от принципов, которые он как руководитель проповедует.
       В 1982 увидело свет наиболее совершенное в художественном отношении произведение Куранова — «Озарение радугой». Эта лирическая повесть по мотивам жизни костромского художника Алексея Козлова — о тайне творчества, о взаимоотношении искусства и природы. Композиционно она представляет собой ряд картин, вбирающих в себя множество человеческих судеб. Писатель на широком историко-культурном фоне смело сопрягает различные художественные явления и понятия, находя в слове точные соответствия живописи, архитектуре, музыке. Тема ответственности художника перед согражданами роднит повесть с «Золотой розой» Паустовского.
       Попытка писателя вмешаться в решение социально-экономических проблем края вызвала недовольство его руководства, и в 1982 Куранов пришлось переселиться в г.Светлогорск Калининградской обл. Здесь он пишет художественно-документальную повесть «Путешествие за птицей», внутренне созвучную роману «Глубокое на Глубоком» и рассказывающую о налаживании нормальной человеческой жизни в литовской деревне (опубликованно частично в журнале «Октябрь»). Вынужденное изгнание обернулось для писателя сложными духовными поисками, обращением к религии. Куранов отказывается от продолжения задуманного цикла произведений (повесть «Облачный ветер», 1969; «Порой невдалеке», неопубл., предварившая проблематику романа В.Белова «Все впереди»), объединенных судьбой современного правдоискателя Кадымова, объясняя это причиной «чисто религиозной»: «Я убедился, что творчество художественное, литературное — это тупиковая дорога, дорога в никуда. Прелесть, соблазн — так это называется на богословском языке. Осознав, я не хочу дальше этим заниматься, множить правдоподобную ложь...» («...Не буду брать учительскую роль...» // Писатель и время. М., 1991).
       В 1987 выходит книга новелл Куранова о христианских праведниках, о нравственности, о семье «Тепло родного очага». Под псевдонимом Георгий Гурей Куранов самиздатно в нескольких экземплярах выпускает сб. духовных стих. «Нерукотворная лампада» (1988), «Восьмистишия» (1991), «Четверостишия» (1992).
       В 1996 Куранов завершает новое произведение — «Дело генерала Раевского» (М., 1997). В этом романе-диспуте он отвергает многие устоявшиеся представления не только о событиях и действующих лицах эпохи Отечественной войны 1812, но и о российской истории в целом.
       В 1999 им создана в Калининградской обл. новая организация — «Амфитеатр свободных писателей "Отрадный берег"» и журнал «Запад России». В отреставрированной на Отрадном берегу мастерской скульптора Брахерта Куранов вел семинары прозаиков и поэтов, в Краевой художественной галерее прошла масштабная выставка живописи и графики Куранова. До последних дней Куранов работал над книгой «Тотальная фальсификация» — о судьбе русского народа, насильственно увлеченного на строительство безбожного земного рая.
       Книги Куранов переведены на 19 языков зарубежных стран.

Соч.:
       Дни сентября / вступ. статья И.Денисовой. М., 1969;
       Перевала / вступ. статья Е.Осетрова. М., 1973;
       Пир на заре: Миниатюры и стих, в прозе / вступ. статья В.Курбатова. М., 1982;
       Избранное / вступ. статья В.Стеценко. М., 1984;
       Тепло родного очага: рассказы и повести. М., 1987;
       Дело генерала Раевского. М.,1997;
       Размышления после крещения // Свет. Природа и человек. 1997. №11.

Лит.:
       Бондарев Ю. Душа художника // Литературная газета. 1959. 29 авг;
       Огнев А. Лирическое и социальное в рассказах Ю.Куранова // Волга. 1969. №5;
       Дедков И. На теплом берегу Родины // Наш современник. 1974. №9;
       Синельников М. Опираясь на факты // Правда. 1982. 1 сент.;
       Стеценко В. Служить добру и красоте // Стеценко В. Паруса жаждут ветров. М., 1992;
       Стеценко В. Путешествие за жар-птицей длиною в жизнь // Мир Паустовского. 2002. №19.

В.Л.Стеценко

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:38 UTC