|
Бехтеев Сергей Сергеевич
[7(19).4.1879, г.Елец Орловской губ— 4.5.1954, Ницца; похоронен там же на
Русском кладбище Ко-кад]
— поэт.
Принадлежал к дворянскому роду, известному по документам с 1571. Отец поэта
Сергей Сергеевич (1844-1911) прошел путь от мирового судьи до члена
Государственного совета в чине действительного тайного советника; много сделал
для благоустройства населения Орловской губ., где находилось его имение
Липовка.
Окончив Императорский Александровский лицей, Бехтеев издает в 1903 свою первую
книгу — сборник лирических стихов с посвящением Императрице Марии Фёдоровне.
Средства от продажи его Бехтеев передал Царскосельскому ремесленному приюту,
состоявшему под покровительством Марии Федоровны. Проработав некоторое время в
земстве родного Ельца, Бехтеев поступает служить в подшефный Ее Императорскому
Величеству Кавалергардский полк.
С начала войны 1914 Бехтеев — офицер действующей армии. Раненный в голову, он
попадает в дворцовый лазарет, где его посещают работавшие там сестрами
милосердия императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери. Воспоминания
об этом отобразятся в его позднейших стихах. По выздоровлении Бехтеев снова на
фронте, ранен в грудь. После лазарета и небольшого отдыха на родине Бехтеев
служит на Кавказе. Здесь его застало известие о вынужденном отречении
императора Николая II. В Кисловодске Бехтеев пишет ряд обличительных
стихотворений. («Царским орлам», «Свободное слово», «Русь горит!..» и др.),
уезжает в Орел, где продолжает с болью и негодованием отзываться в стихах на
вопиющие факты революционного разбоя и святотатства, оплакивая гибнущую Россию,
клеймя предательство по отношению к Государю. «Слепой народ, обманутый лжецами»
сравнивается Бехтеевым с предавшими Христа, и поэт пророчествует о том, что
последует за этой изменой: «Предатели, рожденные рабами, / Свобода лживая не
даст покоя вам / Зальете вы страну кровавыми ручьями, / И пламя пробежит по
вашим городам» («Николай II»).
Вернувшись в родной Елец, на пепелище отчего дома Бехтеев пишет стихотворение
«Молитва» («Пошли нам, Господи, терпенье...»), «Святая ночь», «Боже, Царя
сохрани», «Россия», «Верноподданным». Поэту удается через графиню
А.В.Гендрикову переслать их в Тобольск находящемуся в заключении Николаю II, от
которого Бехтеев получает выражение благодарности. Первоначально авторство
«Молитвы», найденной в бумагах Царственных мучеников, приписывали одной из
великих княжон. Строки этого стих., одного из самых сильных и пронзительных в
лирике Бехтеева, были широко известны в среде эмиграции и обрели второе
звучание в России 1990-х «Владыка мира, Бог вселенной! <...> И, у преддверия
могилы / Вдохни в уста твоих рабов / Нечеловеческие силы / Молиться кротко за
врагов!»
Поэт уезжает в Добровольческую армию, в составе которой он разделяет все тяготы
боевой жизни 1918-20 вплоть до эвакуации войск генерала Н.Н.Врангеля из Крыма.
В военных газетах печатаются его стихи, некоторые из них распространялись и в
виде листовок. Проходившие в Крыму по почину духовенства 11-13 сент. 1920 Дни
покаяния Бехтеев ознаменовал стихотворением, где с большой силой обличает
преступления богоборцев-революционеров, особенно — зверское убиение Царской
семьи.
В нояб. 1920 Бехтеев навсегда оставляет Россию, но сохраняет незыблемо свою
верность ей как православный патриот-монархист.
С конца 1920 и до конца 1929 Бехтеев живет в Сербии, где он нашел
доброжелательный приют, предоставленный королем Александром множеству
изгнанников из России. Поэт редактирует выходившую в Белграде газету «Русский
стяг», публикует стихи в периодике, издает их сборники.
В 1923 в Мюнхене ему удается напечатать сборник «Песни русской скорби и слез»
(вып. 1 и 2), где помещено около 100 стихотворений, отзывавшихся на события
революции и Гражданской войны, призывающих к деятельному сплочению патриотов,
оказавшихся за рубежами Родины. Через 2 года Бехтеев издает автобиографический
роман в стихах «Два письма» (Ницца, 1925), а еще через 2 года — сборник стихов
«Песни сердца» (Белград, 1927).
Переехав в Ниццу в конце 1929, Бехтеев и здесь активно участвует в общественной
жизни русской православной эмиграции. Он был церковным старостой русского храма
Державной Божией Матери. На свои средства и собственными руками Бехтеев
соорудил иконостасы и украсил интерьеры основного храма и придела святого
Серафима Саровского, за что был удостоен благодарственной грамоты и
благословения от экзарха Московской патриархии. Продолжая писать, Бехтеев
выпустил сборник патриотических стихотворений «Царский гусляр» (Ницца, 1934), а
за 2 года до своей кончины поэт завершил издание итогового сборника в четырех
выпусках «Святая Русь». Сюда вошли его последние стихи и многие из напечатанных
ранее, отобранные самим автором. Среди них — посвященные святителям Русской
земли Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадтскому.
Очень многие из стихотворения Бехтеева пронизаны болью за поругание
искореняемой большевиками в народе православной веры, некоторые прямо были
посвящены уничтожаемым тогда святыням — Иверской иконе Богоматери, храму Христа
Спасителя. Образ Царя-страстотерпца Николая Александровича занимает особое
место в творчестве поэта. Его убежденность в том, что этот Государь будет
прославлен святым, отчетливо выражена уже в стихотворении 1922 «Виденье
дивеевской старицы», а затем и в ряде других. Непоколебимой была уверенность
Бехтеев в неизбежном падении богоборческой власти, в грядущем восстановлении
православной веры у русского народа и православного царства на Русской земле.
Яркое выражение этого — в стихотворении «Грядущее» (1927), «Внукам» (1933),
«Верую» (1937), «Царская Россия» (1952). Поэт восклицает: «Я говорю через века
/ С грядущим новым поколеньем», которое, как убежден Бехтеев, «полюбит древний
быт / Святой страдальческой России...» («Внукам»).
Поэтическое наследие Бехтеев — человека глубоко религиозного, бескомпромиссного
патриота России — дает образцы высоконравственного, самоотверженного служения
ее традиционным ценностям и святыням. В задававшей преобладающий тон
литературной среде русской эмиграции основной пафос поэзии Бехтеев выглядел
слишком несовременно, и сочувственные заметки о нем стали появляться в
эмигрантской прессе только после смерти поэта (Новое русское слово. Нью-Йорк,
1954. 13 июня; Православная Русь. Джорданвилл, 1968. №13). Но в России
последнего десятилетия интерес к наследию Бехтеева неуклонно растет. Выпущены
компакт-диски с записью вокальных циклов на стихи Бехтеева в исполнении
Ж.Бичевской: «Царь Николай» (1999) и «Верую» (2000).
Соч.:
Стихотворения С.Бехтеева, воспитанника Императорского Александровского лицея.
СПб., 1903;
Святая Русь: сб. православно-патриотических стих. Ницца, 1949. Вып.1; 1950.
Вып.2; 1951. Вып.3; 1952. Вып.4;
Из поэтического наследия С.С.Бехтеева // Дворянское собрание:
Историко-публицистический и литературно-художественный альманах. М., 1990. №4;
Песни русской скорби и слез / сост. и предисл. А.Шаргунова. М., 1996;
Песни русской скорби и слез: сб. стих. М.; Подольск, 1997;
Везде мне грезится священный Образ Твой: стих. Орел, 2000;
Грядущее: стих. СПб., 2002.
Лит.:
Азбелев С., Стрижев А. Сергей Бехтеев, царский гусляр // Возрождение. СПб.,
1996. №4(6);
Биографическая справка о поэте Сергее Сергеевиче Бехтееве // Бехтеев С.С. Песни
русской скорби и слез. М.; Подольск, 1997;
Алабин Л. Памяти Сергея Сергеевича Бехтеева // Русский вестник. 1998. №1-2;
Азбелев С.И. Образ Святого Царя-Мученика в поэзии С.С.Бехтеева // Дворянский
вестник. М., 2000. №5-6;
Из «государевых стихов» Сергея Бехтеева // Православная жизнь. Джорданвилл,
2000. №7;
Счастная Г.С. О Сергее Бехтееве и его стихах // Бехтеев С.С. Грядущее. СПб.,
2002. С.4-20;
Красников Г. Верный присяге: Судьба забытого поэта // Литературная газета.
2004. №15.
С.Н.Азбелев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|