|
Иванов Анатолий Степанович
[5.5.1928, с. Шемонаиха Восточно-Казахстанской обл. — 31.5.1999, Москва]
— прозаик, публицист, сценарист.
Родился в бедняцкой семье. Детские и юношеские годы были трудными: в 1936 на руках матери осталось трое малолетних детей. Особенно тяжело семье приходилось в годы Великой Отечественной войны. Учась в школе, Иванов работал на колхозном поле, помогая матери. Несмотря на невзгоды и лишения, Иванов успешно закончил в 1945 Шемонаихскую среднюю школу и, получив аттестат зрелости, отправился в Алма-Ату поступать на отделение журналистики историко-филологического факультета Казахского государственного университета им. С.М.Кирова. Однако не прошел по конкурсу. Не пожелав возвращаться в родное село, Иванов поступает в Алма-Атинский институт физической культуры, где был существенный недобор студентов и куда принимали с оценками вступительных экзаменов в другие вузы. Став на время студентом института физкультуры, Иванов обеспечил себя и общежитием, и хлебными карточками.
Студенческая жизнь также не была легкой: отсутствие помощи из дому, скромная стипендия, небольшие гонорары в газетах (печатается с 1948). После окончания в 1950 Казахского университета начинающий журналист в течение года работал литературным сотрудником в семипалатинской областной газете «Прииртышская правда», откуда был призван в 1951 в ряды Советской Армии. Сперва Иванов служил рядовым солдатом в Амурской обл., а затем его как автора нескольких корреспонденции, опубликованных в военной газете., командование направило продолжать службу в газету.
Демобилизовавшись в 1953 в звании младшего лейтенанта, Иванов едет в Новосибирск и вскоре (в 1953 или 1954) получает направление на работу в с.Мошково (Новосибирская обл.) — редактором районной газеты «Ленинское знамя». Эту должность Иванов занимал более 3 лет. Работа в газете дала будущему прозаику очень многое: разъезжая по районам и колхозам и встречаясь с разными людьми, он получал огромный запас наблюдений и впечатлений, столь необходимых любому писателю. Именно в Мошкове зародились и воплотились первые художественные замыслы Иванова. С тех пор у Иванова сложилось особое отношение к газетчикам, не случайно одну из своих статей он назовет «Газетчик — высокая должность» (1973).
Первый рассказ Иванов «Дождь» появился в журнале «Крестьянка» (1954. №10). Это произведение о зарождающейся любви отличалось известной наивностью и выдавало неопытность автора. Подлинным началом своего литературного творчества Иванов считал рассказ «Алкины песни» (1956), в котором писателю удалось создать самобытный характер героини — Алки Ураловой, мечтавшей о чистой и светлой любви. Рассказ «Алкины песни» вскоре был инсценирован на радио, инсценировку ожидал большой успех. По этому рассказу Иванов написал одноименную пьесу (1964), а затем оперное либретто (опера «Алкина песня», 1967, композитор Г.Н.Иванов). И пьеса, и опера продолжительное время шли на новосибирских сценах. Позже оперный спектакль лег в основу телевизионного фильма, снятого в 1973 Новосибирской студией телевидения. Первой книгой Иванова был сборник рассказов «Алкины песни» (Новосибирск, 1956), который неоднократно переиздавался. К «малому» жанру писатель будет обращаться и позднее, когда его увлекут большие жанровые формы. В литературном потоке не затерялись такие рассказы Иванов, как «Случайная встреча» (1964), «Гость» (1969) и др. Рассказ «Случайная встреча» дал название небольшому сборнику рассказов Иванова, вышедшему в Москве в 1966.
В 1957 молодой прозаик оставляет с.Мошково и переезжает в Новосибирск, где около года работает редактором Новосибирского книжного издательства.
С 1958 по 1964 Иванов — заместитель главного редактора журнала «Сибирские огни». Свое первое крупное произведение (начатое в 1955 в Мошкове) — роман «Повитель» — И. опубликовал в «Сибирских огнях» (1958. №2-4). Роман «Повитель» имел большой читательский успех, состоялось его широкое обсуждение. 2-е, исправленное и дополненное, издательство «Повители» вышло в Томске в 1960. Иванов показывает жизнь сибирского с.Локти на протяжении нескольких десятилетий (начиная от Первой мировой войны). Острые сюжетные коллизии, выявляющие социальные и психологические конфликты, мастерство бытописания, глубокое знание особенностей сибирской деревни (старой и новой), богатая языковая палитра — все это придает произведению особую притягательность. Перед читателем проходит целая галерея ярких, самобытных характеров.
В 1958 Иванов стал членом Союза Писателей СССР.
Второй роман Иванов «Тени исчезают в полдень» (1963) посвящен драме, разыгравшейся в с. Зеленый Дол в начале 1960-х в связи с сектантскими изуверствами таких персонажей, как Пистимея и Устин Морозовы, Илья Юргин, Филипп и Демид Меньшиковы.
В 1974 Иванов говорил о своем романе: «Иногда пишут, что этот роман направлен против сектантов, ведущих свою подрывную работу. Конечно, в нем есть мотивы, которые могут быть таким образом истолкованы. Но на самом деле больше всего меня интересовал человек, сложность его духовной структуры. В романе много тяжелых, даже мрачных страниц. Я ничего не хотел скрывать от читателя — правда должна была предстать во всей своей обнаженности» (Живая красота творчества. М., 1985. С.225-226). Как показывает время, роман «Тени исчезают в полдень» не только не утрачивает своего значения, но, наоборот, обретает все большую актуальность.
В конце 1960-х Иванов переезжает из Новосибирска в Москву, где сперва, в 1969, становится заместителем главного редактора журнала «Молодая гвардия», а затем, с 1972,— главным редактором этого журнала. Руководство этим популярным изданием, занимающим видное место в истории журналистики, он осуществлял до лета 1995 (с 1995 Иванов — генеральный директор ТОО «Журнал "Молодая гвардия"» и член редколлегии «Молодой гвардии»). Благодаря стараниям Иванова и авторского коллектива журнал «Молодая гвардия» приобрел репутацию патриотического и во многом оппозиционного издания. Материалы, публиковавшиеся на его страницах (в особенности критические и публицистические статьи), не раз становились предметом острых дискуссий. «Линия журнала,— признавался Иванов в 1997,— оставалась неизменной — воспитание читателей в духе русской идеи, высокой гражданственности, национального патриотизма» («Молодой гвардии» — 75 лет! С.4).
Живя и работая в столице, Иванов выпускает в свет свой третий роман «Вечный зов» (Кн.1. // Москва. 1970. №4-7; Кн.2. // Москва. 1976. №7-10). Созданию этого самого масштабного произведения писатель отдал 13 лет жизни. Первая книга «Вечного зова» была отмечена в 1971 Государственной премией РСФСР им. А.М.Горького и первой премией ВЦСПС и СП СССР.
В 1979 как автор сценария Иванов получил Государственную премию СССР за многосерийный телефильм по этому роману. Действие романа охватывает почти шесть десятилетий жизни Сибири в XX в. «"Вечный зов" — название аллегорическое,— подчеркивал автор романа.— Один из моих героев говорит, что человек рано или поздно начинает задумываться над сутью и смыслом бытия, жизнью окружающих его людей, общества и над своими собственными делами и поступками. Это его заставляет делать властный зов жизни, вечное стремление найти среди людей свое человеческое место. Мне хотелось показать, что человек становится гражданином, а потом и бойцом за справедливость, за человеческое достоинство и за человеческую радость» (Живая красота творчества. С.226-227). В романе «Вечный зов», который Иванов посвятил своим детям Ирине и Сергею, создан целый ряд неординарных, самобытных образов: Поликарпа Кружилина, Панкрата Назарова, Якова Алейникова, Анны Кафтановой, Анфисы Инютиной и др. В центре же повествования род Савельевых — три поколения одной сибирской семьи. Сквозь события, происходящие в Шантаре и Михайловке, легко просматривается история страны первой половины XX в. В трудных судьбах героев произведения, их характерах и поступках проявляется трагическое и героическое дыхание истории. Для автора «Вечного зова» чрезвычайно важна мысль, что живая связь времен не прерывается ни на миг, что благополучие нации и государства обеспечивается преемственностью поколений.
Роман «Вечный зов» был встречен читателями с большим интересом. К автору буквально хлынул поток благодарных читательских писем. Вместе с тем критиками были отмечены растянутость некоторых картин, диалогов, композиционная рыхловатость, не всегда оправданное использование «натуралистических» красок, встречающиеся языковые погрешности.
«Московский» период в творчестве Иванова был ознаменован обращением писателя к «среднему» жанру. Повести, созданные прозаиком в 1970-80-е, раскрыли новые грани его таланта. В повестях Иванова при всем драматизме их содержания наблюдается усиление лирического начала, в них доминирует поэтическое мироощущение. Повесть «Жизнь на грешной земле» (1970) представляет собой своеобразный поединок двух героев — Павла Демидова и Дениса Макшеева. Однако ее содержание не сводится к борьбе добра и зла. В не меньшей степени автора здесь интересует и соотношение таких понятий, как «добро» и «месть».
В 1976 на киностудии «Мосфильм» была осуществлена экранизация повести «Жизнь на грешной земле», имевшая немалый зрительский успех. В повести «Вражда» (1979), которая была задумана Ивановым еще до написания романов «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», исследуются истоки, первопричины вражды Пилюгиных и Афанасьевых. В центре этого произведения — драматическая судьба простой русской женщины Кати Афанасьевой, пожертвовавшей собой ради чужих детей и совершившей нравственный, трудовой и человеческий подвиг в период военного лихолетья. На лирический лад настраивает читателя повесть Иванова «Печаль полей» (1981), ибо «героем» ее является чистая, доверчивая душа юного Алеши Платонова, обманувшегося в своем чувстве,— его любимая Шура уходит к прагматичному, эгоистичному Борису Чехлову. В «Повести о несбывшейся любви» (1982) И. затрагивает непростые нравственно-этические и творческие вопросы. Для автора повести такие понятия, как «творчество», «нравственность» и «совесть», несомненно, должны находиться в неразрывном единстве.
Историческим повествованием «Ермак», написанным в 1985-90 (Молодая гвардия. 1993. №9), Иванов подтвердил свой большой и давний интерес к отечественной истории. Это произведение свидетельствовало также и о том, что традиции, заложенные А.П.Чапыгиным и В.Я.Шишковым (к последнему Иванов был особенно неравнодушен), сохраняют свою живительную силу. Иванов участвовал в написании сценария 5-серийного телевизионного фильма (и 2-серийного киноварианта) «Ермак» (1997, реж. Валерий Усков и Владимир Краснопольский). Проза Иванова, отличающаяся остроконфликтностью и «заселенностью» яркими, сложными характерами, драматична по своей основе. Не случайно многие из сочинений писателя получили сценическую и экранную жизнь. Телевидение дало возможность миллионам людей познакомиться с главными книгами Иванова. Примечательно, что Иванов сам принимал участие в подготовке сценариев для экранизации собственных произведений (а иногда и в утверждении на роли главных героев).
В качестве соавтора он в 1978 участвовал в экранизации романа Г.М.Маркова «Отец и сын». За эту работу Иванов был отмечен в 1980 премией Ленинского комсомола. Перу Иванова принадлежат также героическая драма «Баллада о пылающем факеле» (1968) и пьеса «Женихи и невесты» (1984, опубликована в 1994). В книге «Живая красота творчества» (1985) Иванов предстает темпераментным публицистом, обеспокоенным судьбой Отечества и духовным здоровьем нации: здесь помещены многие выступления Иванов по вопросам литературы и искусства; весьма любопытны и суждения на тему «Литература и телевидение» (прежде всего по поводу создания многосерийных телевизионных фильмов). В очерках и статьях, посвященных таким писателям, как А.Н.Толстой, Л.М.Леонов, В.Я.Шишков, Е.Н.Пермитин, Г.М.Марков, М.Н.Алексеев, И.Ф.Стаднюк, К.Ф.Седых, М.А.Стельмах, Н.Т.Сизов и др., Иванов демонстрирует свойственный ему дар критика. Среди мастеров слова XX в. Иванов особо выделяет М.А.Шолохова, которого он считал своим литературным учителем и которому он посвятил повесть «Жизнь на грешной земле».
В 1994 Иванов стал лауреатом премии им. М.А.Шолохова.
Произведения Иванова не раз оказывались в центре острых полемик; писателя обвиняли в «консерватизме», «национализме» и т.п. Независимо от критических ниспровержений, произведения Иванов продолжают пользоваться большим читательским спросом. Общий тираж книг Иванова превышает 30 млн. экз. Они переведены на все европейские языки.
Иванов перевел на русский язык роман болгарского писателя Слава Христова Караславова «Восставшие из пепла» (1984).
Иванов — Герой Социалистического труда (1984), награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени (НРБ).
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Соч.:
СС: в 5 т. М., 1979-81;
СС: в 5 т. М., 1996;
Избранные произведения: в 2 т. 2-е изд. М., 1975;
Повесть о несбывшейся любви: повести // Роман-газета. М. 1984. №2 (984);
Черный хлеб искусства: Диалог писателя Анатолия Иванова и критика Валентина Свининникова // Наш современник. 1988. №5. С.171-179;
Ермак // Роман-газета. М. 1993. №11-12 (1209-1210);
«Молодой гвардии» — 75 лет! // Молодая гвардия. 1997. №5. С.3-5;
Автобиография // Писатели России: Автобиографии современников. М., 1998. С.218-220;
Повитель: роман. Повести. М., 1999.
Лит.:
Макаров А.Н. Серьезная жизнь. М., 1962. С.177-207;
Яновский Н.Н. Художник и время. Новосибирск, 1962. С.3-22;
Мостков Ю.М. Анатолий Иванов. Новосибирск, 1969;
Лобанов М.П. Характер // Волга. 1972. №10. С.178-186;
Лобанов М.П. На передовой: Опыт духовной автобиографии // Наш современник. 2002. №3. С.97-112. Гл.IV: Весна и осень «Молодой гвардии»;
Жуков Д.А. Тень и свет: О творчестве А.Иванова // Наш современник. 1978. №5. С.157-165;
Синельников М.X. Восхождение к трудному // Знамя. 1978. №5. С.221-225;
Леонов Б.А. Зов жизни: Очерк творчества Анатолия Иванова. М., 1979;
Овчаренко А.И. XX век в изображении Анатолия Иванова // Волга. 1979. №5. С.162-178;
Апухтина В. А. Жизнь как деяние: Человек и история в прозе А. Иванова // Октябрь. 1984. №8. С.197-200;
Горбачев В.В. Заветное слово: О народности литературы. М., 1986. С.91-129;
Еремина И.Ф. Максим Горький и Анатолий Иванов (К проблеме героя) // Творчество М.Горького в художественной системе социалистического реализма: Сб. статей. Горький, 1986. С.118-123;
Шагалов А.А. Уроки ответственности: Подвиг как исполненный долг в современной прозе о Великой Отечественной войне. М., 1986. С.150-178;
Иванова Н.Б. Точка зрения: О прозе последних лет. М., 1988. С.46-49;
Викулов С.В. Противостояние // Молодая гвардия. 1997. №5. С.230-251;
Игошев А.А. Покой нам только снится: Воспоминания с пристрастием // Молодая гвардия. 1997. №5. С.252-272;
Уханов И.С. Плата за страх: Документальное повествование // Молодая гвардия. 1997. №2-5;
Леонов Б.А. Вспоминая Анатолия Иванова // Литературная газета. 2003. №18. 14-20 мая. С.8.
П.В.Бекедин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|