|
Володин (настоящая фамилия Лифшиц) Александр Моисеевич
[10.2.1919, Минск — 6.12.2001, Петербург]
— драматург, киносценарист, поэт, прозаик.
Володин рано лишился родителей, с 5 до 16 лет жил у родственников в Москве, но
членом их семьи так и не стал. Значительное влияние оказал лишь старший брат,
актер театра-студии А.Дикого (впоследствии погибший на фронте) — он
способствовал пробуждению интереса Володина к искусству, театру. Окончив школу,
Володин поступил в 1936 в Московский авиационный институт (из-за возможности
переселиться в общежитие), но через полгода ушел. Работал разнорабочим,
поучившись на краткосрочных курсах в Серпухове некоторое время учительствовал в
деревне.
В 1939 прошел по конкурсу на театроведческий факультет ГИТИСа, но через 2
месяца пришла повестка из военкомата. Срочная служба в армии завершилась
участием в Великой Отечественной войне.
В 1943 получил медаль «За отвагу», в 1944 — тяжело ранен. Во время отпуска по
ранению посещал литературный семинар П.Антокольского. Демобилизовавшись,
окончил сценарный факультет ВГИКа (1949), работал на Ленинградской студии
научно-популярных фильмов. Кроме служебных короткометражных сценариев, писал
рассказы. В рассказе «Пятнадцать лет жизни» (1953) отразились невеселые
размышления о своей «несостоявшейся» судьбе, к счастью, не оказавшиеся
пророческими — в этом же году несколько рассказов были опубликованы в альм.
«Молодой Ленинград» и заслужили высокую оценку ред. И.Меггера и руководителя
литературного объединения при ЛО ССП Л.Рахманова.
В 1954 вышла первая книга Володина «Рассказы» — о судьбах молодых
современников, на нее обратили внимание в своих рецензиях «Литературная газета»
и «Комсомольская правда». Через год Володин участвовал в совещании молодых
писателей в Москве, где книга обсуждалась на семинаре С.Антонова и была высоко
оценена.
В 1956 Володин предложил Ленинградскому театру им. А.С.Пушкина
(Александрийскому) пьесу «Фабричная девчонка». Открывался путь к главной сфере
творчества Володина — драматургии. Пьеса принята не была. Но слух об
остродискуссионном произведении привлек к «Фабричной девчонке» внимание почти
40 театров страны — первые постановки прошли в Казани, в ЦТСА в Москве, театре
им. Ленинского комсомола в Ленинграде. За один год Володин стал одним из самых
«репертуарных» авторов. Но это было отнюдь не «триумфальное шествие». Вокруг
пьесы развернулись острые споры (Дискуссия о «Фабричной девчонке»: статьи и
рецензии. Театр. 1957. №4-7). Володина обвинили в дегероизации, очернительстве
и даже в намерении «опорочить наше советское общество, советское время, время
социализма» (Софронов А. Во сне и наяву // Литературная газета. 1957. 7 дек.).
Защищали пьесу не только критики и писатели (А.Арбузов и др.), но и
переполненные залы. Зритель «оттепели» конца 1950-х — начала 1960-х принял как
свою собственную правду Женьки Шульженко, выступившей против казенщины,
догматизма, унификации жизни во имя подлинной человечности.
История, случившаяся в рабочем общежитии, открыла буквально «залповый выброс» в
творчестве Володина, в котором сочетались произведения «жизнеподобного»
реализма и условно-фантастические. Это были пьесы «Пять вечеров» (1959, новая
ред.— 1985, кинофильм Н.Михалкова — 1979), «В гостях и дома» (1960, в середине
1970-х переработана в сценарий «Портрет с дождем»), «Старшая сестра» (1961,
одноименный фильм — 1967), «Назначение» (1963, переработана в сценарий в конце
1970-х, 3-я ред.— 1985, телефильм — 1988) и др. Это были киносценарии
«Происшествие, которого никто не заметил» (1962), «Звонят, откройте дверь»
(1964), «Похождения зубного врача» (1964, одноименный фильм Э.Климова — 1965),
«Загадочный индус» (второе название — «Фокусник», 1965). Два последних
сценария, объединенные в постановке Московского театра им. Ленинского
комсомола, получили название «Аттракционы», а после написания пьесы «Графоман»
Володин объединяет все три произведения в драму «Печальные победы». Характерной
чертой ряда новых редакций все больше становится отказ от благополучных или
сравнительно благополучных финалов. Вслед за реалистической пьесой «Назначение»
(впрочем, в процессе работы над ней Володин также усиливает условность) и
киносценарием «Звонят, откройте дверь» В. написал трагикомедию-гротеск
«Кастручча» («Дневники королевы Оливии», 1966) — метафорическую пьесу об
авторитарном обществе, которая увидела свет рампы только в 1988 (сразу в ряде
театров — Московский театр сатиры, Театр-студия О.Табакова, «Эрмитаж» и др.).
В 1970 была написана пьеса-притча на библейский сюжет «Мать Иисуса», которая
была поставлена тоже только в конце 1980-х (московские театры — им. Моссовета,
Театр на Малой Бронной, Ленинградский театр им. А.С.Пушкина и др.). 1971-й
принес своеобразную литературную стилизацию — «Дульсинея Тобосская» (через
несколько лет превращенную в мюзикл на музыку А.Гладкова), 1972-й —
инсценировку рассказа «Стыдно быть несчастливым», получившую широкую
известность под названием «С любимыми не расставайтесь» (в конце 1970-х по
пьесе снят кинофильм).
На рубеже 1960-70-х Володин реализует два замысла, на первый взгляд достаточно
далеких друг от друга.
Во-первых, это был цикл одноактных пьес (как правило, монологов), сделанных как
путем литературных стилизаций (в критике их называют «условно-историческими»),
так и на современном материале («Монолог Агафьи Тихоновны», «Монолог Офелии»,
«Семь жен Синей бороды», «Женщина и дети», «В сторону солнца», «Перегородка» и
др.).
Во-вторых, Володин вновь обратился к жанру притчи, на этот раз на материале
эпохи доисторической, и создал детектив-трилогию времен каменного века:
«Выхухоль», «Ящерица» и «Две стрелы» (первые две пьесы впоследствии были
объединены). Пользуясь определением А.Толстого, Володин попытался «подойти к
современности с глубокого тыла» — понять, как всеначиналось на земле, как
впервые прозвучало слово «милый», как появился самый первый «интеллигент»,
который не решился наубийство ребенка... Связь с современностью Володин
подчеркивал речевой характеристикой героинь, в которой отчетливо звучал
современный сленг. Главной в трилогии стала традиционная для Володина проблема
нравственного выбора. Пьесы были отмечены новыми стилистическими поисками,
рассчитанными на современный театр,— фантазия, импровизация, пластика,
пантомима и т.д.
В середине 1970-х Володин пишет киносценарии «Смятение чувств» и
«Дочки-матери», а в 1979 появляется знаменитый кинофильм «Осенний марафон»
(реж. Г.Данелия), получивший мировую известность и заслуживший множество наград
(главный приз XIII Всесоюзного кинофестиваля в Душанбе, «Золотую раковину»
Международного фестиваля в Сан-Себастьяно, главную премию фестиваля комедийных
фильмов в ФРГ и др.). Около 30 стран приобрели фильм для зарубежного проката. В
то же время «Осенний марафон» вызвал не менее острую дискуссию, чем «Фабричная
девчонка», правда, с менее резкими формулировками: положительный или
отрицательный герой Бузыкин?.. Володин же оставался верен себе — продолжил
начатое еще в рассказе «Пятнадцать лет жизни» исследование проблемы времени не
в социально-политическом и историческом, а в нравственном плане: время,
отпущенное человеку на дистанцию «рождение-смерть», как человек им
распоряжается? Как реализуется его личность в жизненном марафоне? И в чем
вообще предназначение человека на Земле?
Почти одновременно с «Осенним марафоном» становится известным обращение
Володина к гриновско-шагаловской теме «летающих людей». Пьеса «Блондинка
(киноповесть с одним антрактом)», поставленная в БДТ им. М.Горького в 1984,
посвящена, пользуясь названием одной из «одноактовок» Володина, «всем нашим
комплексам повседневности». Но начинается она символической сценой в некоей
студии, где люди... учатся летать. Вот, оказывается, какие физические и
духовные возможности даны человеку, а он и не подозревает о них в своем
прозаическом быту и застойном конформизме! При этом открытый «высокий пафос»
для Володина абсолютно неприемлем — писатель «корректирует» его самыми
различными эффектами комического.
Критика советских лет обычно упрекала Володина в «мелкотемье» и «пессимизме». В
последние годы, наоборот, подчеркивается, что Володин открыл новые пласты
жизни, демократизировал героев, вскрыл острый социальный конфликт между
свободой личности и общественными стереотипами, встающими на пути ее
самоосуществления. Он соединил углубленное размышление о вечных ценностях
человеческого бытия с самым пристальным вниманием к повседневной будничной
жизни людей с ее глубинным драматизмом. Володин использует опыт драматургии XX
в. с ее многообразием средств художественной выразительности. Не случайно его
пьесы привлекали внимание таких режисерров, как О.Ефремов, Г.Товстоногов,
Б.Львов-Анохин, А.Эфрос и др. Творчество Володина очень современно и даже
злободневно, но в нем одновременно присутствует большой запас «долгосрочных
гуманистических идей» (Панина Т.— С.284).
Соч.:
Рассказы. Л., 1954;
Пьесы и сценарии: Для театра и кино. М., 1967;
Портрет с дождем. Л., 1980;
Осенний марафон. Л., 1985;
Стихотворения: День поэзии. Л., 1968;
День поэзии. Л., 1969;
День поэзии Ленинграда. Л., 1988;
Петрополь: альм. Л., 1990. Т.1, 2; СПб., 1992. Т.4;
Монологи: книга стихотворений. СПб., 1995;
Статьи и рецензии: Тот, который не стрелял // Высоцкий В.С. Я, конечно,
вернусь. Стихи и песни. М., 1988;
Шутя, играя... // Никита Михалков. М., 1989;
Раздражающий персонаж // Московские новости. 1988. 10 янв.;
Так неспокойно на душе: Записки с отступлениями. СПб., 1993;
Я чувствую себя человеком из очереди. [Последнее интервью] // Литературная
газета. 2002.16-22 янв. С.5.
Лит.:
Панина Т. Александр Володин: очерк жизни и творчества. Л., 1989;
Демидов А. Заметки о драматургии А.Володина // Театр. 1974. №3;
Соловьева И. Рука дающего // Театр. 1985. №2;
Ратобыльская Г. Характеры и положения: драматургия А.Володина 70-80-х годов //
Мир современной драмы: сб. Л., 1985;
Романтик театра // Советский театр. 1987. №3;
Рассадин Ст. Стыдно быть несчастливым, или Непонятный Володин // Театральная
жизнь. 1989. №1;
Кириллова Т. Объяснение в любви: презентация первой книги стихов Александра
Володина: «Монологи» // Невское время. 1995. 28 июня.
К.Ф.Бикбулатова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|