|
Каменский Василий Васильевич
[5(17).4.1884, близ г.Сарапула (на пароходе) — 11.11.1961, Москва]
— поэт, прозаик, драматург.
Из семьи смотрителя на золотых приисках. Пяти лет после смерти родителей был
перевезен из уральского с.Боровское в Пермь, где жил у родственников, окончил
церковно-приходское, а затем уездное училище.
В 1900-02 работал конторщиком в бухгалтерии Пермской железной дороги, тогда же
начал выступать с заметками в газете «Пермский край». Увлекшись театром, с 1902
с сезонными труппами гастролировал по России, но по совету В.Э.Мейерхольда в
1905 оставил сцену ради литературы. Возвратившись на Урал, работал на товарной
станции Нижнетагильского металлургического завода, стал выступать со стихами в
газете «Урал» и «Уральская жизнь». За участие в работе забастовочного комитета
служащих железнодорожной станции Нижний Тагил был в янв. 1905 арестован и 4
месяца провел в тюрьме. Освобожденный (под особый надзор полиции), побывал в
Стамбуле и Тегеране.
В 1906 приехал в Петербург и, сдав экзамены на аттестат зрелости, поступил на
Высшие сельскохозяйственные курсы.
В 1908 стал секретарем, а затем соредактором издававшегося Н.Шебуевым журнале
«Весна», где активно печатался сам, привлекал к сотрудничеству других
писателей, напечатав, в частности, один из ранних прозаических опытов
В.Хлебникова — «Искушение грешника». Тогда же начал учиться живописи у
Д.Д.Бурлюка и Н.И.Кулибина, а в марте 1909 принял участие в выставке
«Импрессионисты». Сблизившись с ее участниками, художниками и поэтами Е.Гуро,
М.Матюшиным, Д. и В.Бурлюками, Каменский в качестве редактора принял участие в
издании первого футуристического сборника «Садок судей» (1910), опубликовал там
свои стихотворения, навеянные преклонением перед стихийной мощью природы,
непосредственные по тональности, необычные по форме. Летом 1910, живя близ
Батуми, работал над романом «Землянка» (опубликован в конце 1910), проникнутым,
как и стихи, антиурбанистическими настроениями.
В марте 1911 Каменский уехал в Париж, где несколько месяцев учился в мастерских
знаменитого авиатора Блерио, а вернувшись в Россию, приобрел собственный
моноплан, на котором совершал демонстрационные полеты, получив в нояб. 1911
диплом пилота-авиатора Императорского Всероссийского клуба. Во время полета 29
мая 1912 в польском г.Ченстохове аэроплан Каменского попал в грозу и, упав,
разбился, сам летчик чудом остался жив. Поправившись, Каменский на деньги,
заработанные авиационными выступлениями, купил участок земли неподалеку от
Перми на речке Каменке, где построил дом и подолгу жил в нем.
В нояб. 1913 Каменский приехал в Москву, где познакомился с В.Маяковским, вновь
принял активное участие в движении кубофутуристов и вместе с Д.Бурлюком и
В.Маяковским в дек. 1913 отправился в турне по городам России, продолжавшееся
по март 1914; он читал свои стихи, выступал с лекцией «Смехачам наш ответ», где
защищал футуристическое искусство от нападок критиков и невежественных, по его
мнению, читателей. Активно сотрудничая в футуристических сборниках «Рыкающий
Парнас», «Первый журнал русских футуристов», «Дохлая луна» (все — 1914) и др.,
Каменский выпустил свои «железобетонные поэмы» — «Танго с коровами» (1914) и
совместно с А.Кривцовым «Нагой среди одетых» (1914). В этих книжечках
странного, пятиугольного, формата, напечатанных на ярких обоях, была
предпринята попытка создать графическую картину слова: отдельные слова, их
части, буквы, а также математические формулы, знаки и т.д. вписывались в
разнообразные по форме сегменты, были набраны разными шрифтами.
Зиму 1914/15 Каменский провел в Куоккале под Петербургом на даче у театрального
режиссера Н.Н.Евреинова, часто бывал у жившего по соседству в «Пенатах»
И.Е.Репина, с интересом воспринимавшего его стихи.
В 1915 познакомился с М.Горьким, который 11 февр. присутствовал на
проводившемся футуристами в артистическом кабачке «Бродячая собака» «Вечере
пяти», где выступил в защиту футуристов. Печатал стихи в альманахе «Стрелец»,
«Весеннее контрагентство муз», «Взял. Барабан футуристов» (все — 1915) и др.,
много ездил по городам России с чтением стихов и лекциями, призывавшими к
жизнерадостности.
В 1915 Каменский закончил работу над романом «Стенька Разин» (1-е изд.— 1915),
впоследствии переработанным в поэму «Сердце народное — Стенька Разин»; впервые
изданная в 1918, она затем в существенно переработанном виде вышла в 1927.
Соединяя прозаический и стихотворный (часто — песенный) текст, Каменский не
стремится к исторической точности, ориентируясь не на документальные, а на
фольклорные источники. Разин у Каменского — народный герой и одновременно
гусляр, певец, воплощение народной вольницы, бунтарского начала; особое место
занимают в романе массовые сцены, воссоздающие атмосферу разбойной удали. В
романе (и в особенности в поэме) о Разине наиболее отчетливо обнаруживается
стремление Каменского соединить природное, стихийное начало с формальными
поисками, с экспериментами в области языка и стиха, широко используя
изобразительные возможности звука, изобретая неологизмы и т.д. Чтение своих
стихов Каменский нередко сопровождал игрой на гармонике, а в окт. 1916 выступал
в тифлисском цирке: выезжая на арену в костюме Разина на белой лошади, исполнял
стихи о нем.
В Тифлисе в конце 1916 издал первую большую книгу стихов «Девушки босиком»,
славящую жизнь. Там же вместе с А.Е.Крученых и К.М.Зданевичем издал сб. «1918»,
куда вошли две его новые «железобетонные поэмы»: «Солнце» и «Тифлис». Стихи,
читавшиеся Каменским во время его беспрерывных гастрольных поездок, встречались
публикой с неизменным восторгом. Во время приезда в марте 1917 в Москву он
организовал «Первый республиканский вечер искусств» с участием Маяковского, а
затем после гастролей по городам Урала возвратился на Каменку, где летом того
же года написал автобиографическую книгу «Его — моя биография великого
футуриста», вышедшую в начале 1918 одновременно с романом о Разине и книгой
стихов «Звучаль веснянки».
Октябрьскую революцию Каменский встретил в Москве, активно включился в
пропаганду футуристического — подаваемого теперь как ультрареволюционное —
искусства, например, расклеивая на улицах Москвы свой «Декрет о заборной
литературе, о росписи улиц, о балконах с музыкой, о карнавалах искусств». В
февр. 1922 выпустил в Москве первый (и единственный) номер «Моего журнала», где
была помещена его заумная поэма «Цувамма», а также статьи его и о нем —
основной во всех этих публикациях была мысль о радостном приятии мира поэтом.
Участвуя с 1923 в деятельности возглавляемого Маяковским «Лефа», Каменский, в
сущности, лефовцем так и не стал, утверждавшиеся лефовцами теории
производственного искусства остались для него чуждыми. Стихийно-радостное
отношение к жизни сказалось и в его многочисленных стихах и поэмах 1920-х:
«Встреча с миром», «Зажига-тель планет», «Осень червонная», «Гимн 40-летним
юношам» и др. Но пафос жизнелюбия оборачивался выспренней риторикой при
обращении к современной тематике: поэма «Медвежий ров» (1927), роман в стихах
«Могущество» (1939).
В 1920-е Каменский обращается к драматургии, его пьесы «Здесь славят разум»
(1921), «Пушкин и Дантес» (1925), «Скандальный мертвец» (1927) и др. идут на
сценах московских театров, но всякий раз — недолго: сказывается их невысокий
художественный уровень. Тогда же он пробует свои силы в прозе (очерковая книга
«Лето на Каменке», 1927; авантюрно-философская повесть «27 приключений Хорта
Джойса», 1924; роман «Пушкин и Дантес», 1928, и др.), но тоже безуспешно.
Успех сопутствовал поэту при возвращении, после создания поэмы о Разине, к теме
мятежной народной стихии — в поэмах «Емельян Пугачев» (1931) и «Иван
Болотников» (1934), привлекающих изображением мощи народа, волевым напором,
яркой образностью стиха, стилевой многослойностью, красочностью. Тогда же
Каменский написал несколько небольших поэм («Юность Маяковского», «Максим
Горький», «Урал», «Поэма о Каме» и др.), которые не оставили следа в
литературе. Гораздо более значительными оказались мемуарные книги «Путь
энтузиаста» (1931) и «Жизнь с Маяковским» (1940). После удара, случившегося с
ним в апр. 1948, поэт последние 13 лет жизни был прикован к постели.
Соч.:
Сборник пьес. М., 1925;
Избранные стихи. М., 1934;
Стихи и поэмы. М.; Л., 1966;
Стихи. Поэмы. Пермь, 1981;
Жить чудесно! Пермь, 1984;
Танго с коровами. Степан Разин. Звучаль веснянки. Путь энтузиаста. М., 1990.
Лит.:
Чуковский К. Василий Каменский // Чуковский К. Футуристы. М., 1922;
Гусман Б. Василий Каменский // Гусман Б. Сто поэтов. Тверь, 1923;
Ефремин А. Василий Каменский // Октябрь. 1933. №11;
Бебутов Г. Без срока давности. Тбилиси, 1979;
Паперный 3. Единое слово. М., 1983;
Гинц С. В.Каменский. Пермь, 1984;
Гриханова Г. «Землянка» В.Каменского // Книжное обозрение. 1985. № 29.
А.С.Карпов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|