AZ-libr.ру

информационный портал





Ерофеев Венедикт Васильевич [24.10.1938-11.05.1990]

Ерофеев Венедикт Васильевич
       [24.10.1938, ст. Чупа Лоухского р-на Карельской АССР — 11.5.1990, Москва]
       — прозаик, драматург, эссеист.
       Родители Ерофеева происходили из крестьян Поволжья (Симбирская губ.). Спасаясь от голода, уехали, уже поженившись, на Север. Отец работал на железной дороге на разных должностях, вплоть до начальника станции Полярный круг, затем — Кандалакшская Губа; некоторое время был на оккупированной территории. Семья была многодетная, пять сестер и братьев,— Венедикт был одним из младших.
       В 1946 отец был арестован и осужден по обвинению в антисоветской агитации. Мать лишилась возможности прокормить детей; чтобы младших взяли в детский дом, она вынуждена была покинуть семью. Отец вернулся через 5 лет, полностью отбыв срок заключения (в 1954 реабилитирован «за отсутствием состава преступления»); тогда семья снова стала жить вместе, но прежнего лада уже не было. Отец умер в 1956.
       В 1955 после окончания с золотой медалью десятилетки в г.Кировске Ерофеев приезжает в Москву и поступает на филологический факультет Московского университета. Но проучился он там лишь полтора года — в марте 1957 отчислен после зимней сессии 2-го курса за отказ посещать занятия по военной подготовке и сдавать экзамены. Некоторое время Ерофеев жил в общежитии МГУ на Стромынке, там в середине 1950-х он начал свое первое соч. («Записки психопата», 1956-58; рукопись утрачена). До 1958 сочинял также стихи.
       После разрыва с МГУ Ерофеев, бездомный «вечный студент» по своей натуре, скитался по провинциальным педагогическим институтам (во Владимире, Коломне, Орехово-Зуеве), но курса нигде не окончил. С середины 1960-х начались его бездомные странствия по России и за ее пределами. Был в разнообразных экспедициях на Кольском полуострове, на Украине и в Средней Азии; окончив курсы связистов в Москве, почти десять лет вел кочевую жизнь, работая на прокладке кабеля междугородной связи; некоторое время работал грузчиком в Москве на Красной Пресне и т.д. Жил то в подмосковной дер.Мышлино (рядом с Петушками), то во Владимире, Коломенском, Орехово-Зуеве, Павловском Посаде, в подмосковном Абрамцеве и др.
       Нигде не окончив официально курса наук, Ерофеев, по свидетельствам близко знавших его людей, тем не менее был феноменально эрудированным человеком. Его отказ от «официального» образования явился своего рода актом духовного освобождения, а кочевая жизнь, в т.ч. по провинциальным вузам,— выражением интереса к людям, миру, созданием того образа жизни, который давал возможность наиболее полной внутренней независимости.
       Писательский путь Ерофеева с самых первых шагов отличается полным разрывом с существующей системой литературной жизни, вызывающим отступлением от принятых «норм» и в личном, и в творческом поведении (в частности, Ерофеев говорил: «Мой антиязык от антижизни...»). Таким вызовом «антижизни» стал, в частности, алкоголизм — и автора, и героя его поэмы «Москва-Петушки» (1969), и др. персонажей. Для писателя это не столько болезнь, знак распада личности, сколько универсальный способ противостоять насилию бездуховности, приспособленчества, лицемерия, в которое все более погружалась общественная и частная жизнь эпохи «застоя».
       «Групповой», «тусовочный» характер литературной жизни неразрывно связан с именем Ерофеева. В нем в наибольшей полноте и законченности выразился новый тип русского писателя советской эпохи — писателя-протестанта, который, не вступая, однако, в какое бы то ни было открытое сопротивление режиму, полностью не принимает происходящего в жизни своего Отечества. Не в силах что-либо изменить в его судьбе, он заявляет всем своим образом жизни о неучастии, о разрыве со стандартами «советского образа жизни». Ерофеев — писатель-бомж, писатель-люмпен, демонстративно и в то же время естественно выпадающий из «системы». Он не мог не привлечь внимание «органов», которые установили за Ерофеев постоянную слежку, не прибегая, однако, к репрессиям.
       Сочинения Ерофеева разных лет частично были утрачены в рукописях («Записки психопата», «Благая весть», «Антология стихов рабочего общежития», «Дмитрий Шостакович», 1972; «роман об алкашах», по словам Ерофеева, и др.) либо не предназначались самим писателем для печати, и если были опубликованы, то без малейшего его участия («Василий Розанов глазами эксцентрика», «Моя маленькая Лениниана», «Вальпургиева ночь, или Шаги командора», 1985; и даже знаменитая поэма «Москва-Петушки», 1970).
       Некоторые из произведений Ерофеев впервые были опубликованы за рубежом (например, «Москва-Петушки» в Израиле — в 1973, в Париже — в 1977 и лишь в 1988 в Москве в журнале «Трезвость и культура»).
       Литературное наследие Ерофеева публикуется все более полно. Интерес к его творчеству все возрастает. Поэма «Москва-Петушки», наиболее законченное произведение писателя, переведена на многие языки (более 20). Она стала одним из ярких художественных документов литературного и общественного безвременья, открыла новые стороны жизни, в трагическом и гротескном сюжете показала обреченность человека, попавшего в западню навязанной ему обессмысленной судьбы. «Москва-Петушки» — это крупнейшее в последние годы явление «другой литературы», «неформальной прозы», «культуры андеграунда».
       Хотя сочинения Ерофеева, личность и судьба писателя стали предметом изучения лишь в самое последнее время, нельзя представить литературный процесс 1960-80-х без этой своеобразной фигуры.

Соч.:
       Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., 1995;
       Москва-Петушки / предисл., текстол. ред. В.С.Муравьева; послесл. А. Величанского. М., 1989;
       Василий Розанов глазами эксцентрика // Зеркала. М., 1989;
       Вальпургиева ночь, или Шаги командора: трагедия в 5 актах // Театр. 1989. №4;
       Венедикт Ерофеев. Владимир Пятницкий. Альбом. М , 1999;
       Записки психопата. М., 2000.

Лит.:
       Зорин А. Опознавательный знак // Театр. 1991. №9;
       Венедикт Ерофеев. 26 окт. 1938 - 11 мая 1990. Несколько монологов о Венедикте Ерофееве: Воспоминания родственников и друзей писателя: Н.Ерофеевой, Л.Любчиковой, Г.Ерофеевой, В.Муравьева, А.Леонтовича, О.Седаковой, И.Авдиева; стихи Г.Сапгира; фрагменты из интервью и записных книжек писателя // Театр. 1991. №9;
       Бовин С Самовозрастающий логос Венедикта Ерофеева: библиографический очерк. М., 1995;
       Левин Ю. [Комм, к поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»] / предисл. Х.Пфандля. М., 1996;
       Власов Э. Бессмертная поэма Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». Саппоро, 1998;
       Богданова О.В. «Москва-Петушки» В.Ерофеева как пратекст русского постмодернизма. СПб., 2002;
       Последние дни Венедикта Ерофеева: дневники. М., 2002.

В.М.Акимов



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:32 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"