AZ-libr.ру

информационный портал





Лунц Лев Натанович [02.05.1901-08.05.1924]

Лунц Лев Натанович
       [19.4(2.5.)1901, Петербург — 8.5.1924, Гамбург]
       — драматург, прозаик, литературный и театральный критик.
       Отец, Натан Яковлевич Лунц,— известный в Петербурге фармацевт. Мать, Анна Ефимовна Рабинович,— пианистка. По окончании в 1918 с золотой медалью 1-й Санкт-Петербургской гимназии Лунц поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета. Через год, сдав экстерном экзамены за 3 курса, был переведен на 4-й курс. Одновременно занимался в педагогическом институте, имевшем углубленную программу изучения иностранных языков, посещал занятия Литературной студии при Доме искусств (1919-24).
       В 1923 окончил этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук университета и получил предложение заняться научной работой на кафедре романо-германской литературы университета. Будучи студентом университета, был принят на работу (в конце 1921) в институт Истории искусств в качестве научного сотрудника 2-й категории по разряду истории словесных искусств (ЦГАЛИ. СПб., Ф.82). Обладая блестящими способностями, глубокими знаниями в области литературы, талантом исследователя, Лунц бесконечно много обещал. Литературная деятельность Лунца была недолгой, но необычайно разнообразной. «Лунц не вошел, а стремительно влетел в литературу, легко перешагнув порог распахнувшейся двери»,— вспоминал Б.Каверин (С.195). За четыре с небольшим года Лунц успел написать несколько десятков произведений: 5 пьес, рассказы, несколько киносценариев, ряд теоретических и исследовательских статей, эссе, рецензий. Имя Лунца стало известно в первую очередь в связи с литературной группой «Серапионовы братья» (1921-29), образовавшейся при Литературной студии Дома искусств. Одним из организаторов, теоретиком и душой группы был Лунц. Занятия в студии, а также дружба с М.Хорьким, высоко оценивавшим талант Лунца, сыграли значительную роль в становлении Лунца-писателя. Творчество Лунц развивалось в русле поисков формальной школы 1920-х, в произведениях ощутимо влияние идей Е.Замятина, В.Шкловского, студийных наставников и друзей «серапионов». Все работы подчинены единой цели: поиску новых форм современной литературы. Первые произведения Лунца, посвященные драматургии, вопросам сценического искусства, появляются в печати (газета «Жизнь и искусство») уже в конце 1919: «Об инсценировке сатирических романов» (4-5 нояб.); «Детский смех» (30 нояб.); ряд статей 1920: «Творчество режиссера» (9 янв.); «Театр Ремизова» (15 янв.); «Ма-риводаж» (16, 19, 21 янв.).
       Лунц пробовал свои силы в различных жанрах.
       В 1920 его рассказ «Врата райские», представленный на конкурс прозаических произведений Дома литераторов, получил третью премию. Текст рассказа не сохранился, и составить о нем некоторое представление можно лишь по отчету жюри, где он охарактеризован как «...вещь гротескная, в которой чувствуется связь с Гоголем и Достоевским, связь, осложненная современными приемами игры с формами. <...> В авторе виден человек, искушенный в вопросах литературной формы» (ИРЛИ. Ф.98). В основе сюжета многих рассказов Лунца библейские мотивы. Наиболее известен рассказ «В пустыне» (Серапионовы братья. Альм, первый. Пг., 1922), повествующий об исходе евреев из Египта. Был высоко оценен М.Горьким. Удачную попытку стилизации библейской легенды и хороший стиль отмечали И.А.Груздев (Книга и революция. 1922. №3), Е.И.Замятин (Литературные записки. 1922. №1), Ю.Н.Тынянов (Книга и революция. 1922. №6). Среди отрицательных отзывов — рецензия А.Воронского, охарактеризовавшего его как повесть «об одних жестокостях, зверствах, человеческой гнусности» (Красная новь. 1922. №3). Легенда о преданности, любви, долге — в основе сюжета «Рассказа о скопце» (впервые опубл.: Из творческого наследия советских писателей. Л., 1991). Трагические размышления самого Лунца о выборе родины послужили основой для рассказа «Родина» (Еврейский альм. Пг., 1923).
       В 1921 его родители, уроженцы Литвы, восстановив литовское подданство, уехали за границу и поселились в Гамбурге. Лунц принял решение остаться в России: «...Россия — моя родина, и Россию я люблю больше всех стран» (из письма М.Горькому от 16 авг. 1922 // Лица. №5. С.336).
       С середины 1922 вокруг имени Лунц не прекращались споры, вызванные его острополемическими статьями теоретического характера и собственно литературными произведениями. От имени «Серапионовых братьев» Лунц выступил с манифестом «Почему мы Серапионовы братья» (Литературные записки. 1922. №3), где провозглашалась независимость художественного творчества от политических и общественных задач: «Мы верим, что литературные химеры — особая реальность, и мы не хотим утилитаризма. Искусство реально, как сама жизнь. И, как сама жизнь, оно без цели и без смысла: существует, потому что не может не существовать». Лунц полагал, что прежняя литература, с ее психологизмом, медлительна, инертна, однообразна, и необходимо влить в нее новую энергию движения. Полемические суждения, высказанные в статье, послужили мишенью для критики. Воспринятая как программный документ «Серапионовых братьев», статья на самом деле выражала главным образом личные умонастроения автора. Свою приверженность сюжетной литературе Лунц декларировал также в статьях «Об идеологии и публицистике» (Новости. 1922. №3), «На Запад!» (Беседа. 1923. №3). 22-летний автор воинственно отстаивал свое понимание автономности искусства и, будучи убежденным западником, призывал учиться у западного авантюрного романа построению фабулы, действия, интриги, подражать Западу «...сперва рабски, как плагиаторы, потом осторожно <...>, насыщая завоеванную фабулу русским духом, русским мышлением, русской лирикой» (Там же. С.272). Статья получила положительный отзыв М.Горького, поместившего ее в берлинском журнале «Беседа».
       Основная сфера интересов Лунца — драматургия, в этой области отчетливо проявилось тяготение к западноевропейским традициям. Перу Лунца принадлежат 5 пьес: «Сын шейха» 1919; неопубл.), трагедии «Вне закона» Беседа. 1923. №1), «Бертран де Борн» альм. Город. 1923. №1), фарс «Обезьяны идут» (Веселый альм. Пг., 1923), «Город Правды» (Беседа. 1924. №5). Интерес в литератуных и театральных кругах вызвали пьесы «Вне закона» и «Бертран де Борн».
       В 1923 Александрийский театр готовил пьесу «Вне закона» к постановке, но, получив отрицательный отзыв А.В.Луначарского («политический памфлет на диктатуру пролетариата в России» // ЛН. Т.82. С.378), снял ее с репертуара. Позднее была поставлена в Кельне, Праге, Палестине. Положительно оценена М.Горьким, Е.Замятиным. Отвергая театр чеховский, будничный, связанный с подробностями быта и психологическими установками, Лунц провозглашал театр бури и натиска: «Вместо театра голого быта и голых фокусов я попытался дать театр чистого движения. <...> Не чувств требую я, а страстей, не людей, а героев, не правды житейской, а правды трагической»,— писал он в послесловии к пьесе «Бертран де Борн». Критикой был отмечен схематизм, нагромождение эпизодов, плохой литературный язык пьесы. В пьесе «Город Правды» автор размышляет над традиционными для русской литературной школы нравственно-философскими вопросами «как жить?», «возможно ли всеобщее счастье и равенство на земле?». И если пьесы Лунца с точки зрения формы не традиционны для русской драматургии, то их внутренний пафос, поиск нравственных начал близок линии чеховского театра.
       Среди работ Лунца-критика следует назвать статьи «Посмертная литература о Блоке» (Ежегодник РО Пушкинского Дома на 2000 год. СПб., 2004) «Новые поэты» (Там же), «Цех поэтов» (Кн. угол. 1921. №8), свидетельствующие о достаточно тонком понимании поэзии. Его рецензия на перевод трактата Данте «О народной речи» (Книга и революция. 1922. №6), выполненный Вл.Б.Шкловским,обнаруживает глубокие знания в области итальянской филологии, латинского языка. Внимательно анализировал Лунц и творчество своих собратьев «серапионов», упрекая их в приверженности бытовизму, отсутствии в произведениях сюжетной интриги (рец. на кн. Вс.Иванова «Седьмой берег». М.; Пг., Круг. 1922 // Книга и революция. 1923. №1).
       Тяжелый быт петроградских зим 1919-21, полуголодное существование в сырой комнате Дома искусств, напряженная творческая работа серьезно подорвали и без того слабое здоровье Лунца. Уже в 1922 требовалось безотлагательное лечение.
       В 1923 возникла возможность научной командировки в Испанию, где он одновременно должен был пройти курс лечения. В Гамбурге, куда Лунц прибыл в июне 1923, состояние резко ухудшилось. Последние месяцы жизни он провел в санатории подФранкфуртом, затем в гамбургской больнице, но продолжал много и успешно работать.
       Одним из увлечений Лунца был кинематограф, близкий ему своим динамизмом. Еще в Петрограде для импровизированных пародийных представлений, устраиваемых им в Доме искусств, он написал несколько киносценариев и сценарий для приключенческого фильма «Завещание царя». В последний год жизни создал киносценарий «Восстание вещей» (Новый ж. Нью-Йорк. 1965. № 79).
       Впечатления о жизни русских эмигрантов в Берлине легли в основу автобиографического эссе «Путешествие на больничной койке» (Новый журнал. Нью-Йорк. 1968. №90).
       В последние месяцы создавалась и задуманная ранее пьеса «Город Правды». Одна из последних значительных работ Лунц — незавершенная теоретическая статья (Новый журнал. Нью-Йорк. 1965. №81), содержащая характеристику «Серапионовых братьев» по их приверженности к западным либо восточным традициям литературы.
       После безуспешного лечения Лунц скончался от эмболии мозга. В некрологе «Памяти Лунца» М.Горький охарактеризовал его как большого, оригинального художника. «Живи он, работай, <...> русская сцена обогатилась бы пьесами, каких не имеет до сей поры. В его лице погиб юноша, одаренный очень богато,— он был талантлив, умен, был исключительно — для человека его возраста — образован» (Беседа. Берлин, 1924. №5. С.62).

Соч.:
       Исходящая №37 // Россия. 1922. №1;
       Ненормальное явление // Петербург. 1922. №2;
       Обольститель // Мухомор. 1922. №3;
       Завещание царя: Неопубликованный сценарий: Рассказы. Статьи. Рецензии. Некрологи / сост. и предисл. В.Шрика. Мюнхен, 1983;
       Через границу // Лица. М.; СПб., 1994. №5;
       Вне закона: Пьесы. Рассказы. Статьи / вступ. статья С.М.Слонимского; послесл. М.Вайнштейна. СПб., 1994;
       Переписка Л.Н.Лунца с М.Горьким // Лица. М.; СПб., 1994. №5.

Лит.:
       Берберова И.Н. Из Петербургских воспоминаний // Опыты. Нью-Йорк, 1953. Кн.1;
       М.Горький и советские писатели: Неизданная переписка // ЛН. М., 1963. Т.70;
       Иванов Вс. СС: в 8 т. М., 1958. Т.8;
       Каверин В.А. В старом доме: Воспоминания // Звезда. 1971. №9;
       Лев Лунц и «Серапионовы братья» / публ. Г.Керна // Новый журнал. Нью-Йорк, 1966. №82;
       Минокин М.В. «Серапионовы братья» в зарубежных истолкованиях // Русская литература. 1971. №1;
       Слонимский М.Л. Завтра: Проза. Воспоминания. Л., 1987;
       Чуковский И.К. Литературные воспоминания. М., 1989;
       Иованович М. Полилог о Конце: Блок — Маяковский — Лунц // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И.Харджиева / сост. и общая ред. М.Б.Мейлаха и Д.В.Сарабьянова. М., 2000;
       Молдавский А.Ф. Лунц Лев Натанович// Русские писатели XX века: Биографический словарь / главный ред. и сост. П.А.Николаев. М., 2000;
       Ичин К. Драмскостваралаштво Лава Лунца. Белград, 2000;
       Фрезинский Б. Судьбы Серапионов (Портреты и сюжеты). СПб., 2003.

Т.А.Кукушкина



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:28 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"