AZ-libr.ру

информационный портал





Иванов Всеволод Никанорович [19.11.1888-09.12.1971]

Иванов Всеволод Никанорович
       [7(19).11.1888, г.Волковыск Гродненской губ.— 9.12.1971, Хабаровск]
       — прозаик, поэт, публицист.
       Сын учителя рисунка и живописи в уездной гимназии. В 1896 семья переселилась в г.Ржев Тверской губ., в 1897 — в Кострому. Образование получил в костромской гимназии, по окончании которой в 1906 поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где специализировался в области философии, истории и диалектической логики. Испытал увлечение неокантианством; на летние семестры, а также после окончания университета отправлялся во Фрейбургский и Гейдельбергский университеты, где слушал лекции В.Виндельбандта и Г.Риккерта.
       В 1912 Иванов вступил вольноопределяющимся в 18-й пехотный полк, стоявший в Тамбове.
       Прапорщиком запаса возвратился в Санкт-Петербург для продолжения научной работы. После начала Первой мировой войны был призван в армию; служил в Вятке, затем был командирован в действующую армию в должности командира роты. Первый литературный труд — «Наставление для борьбы за укрепленную полосу» (1916). Первый беллетристический опыт — цикл рассказов «Любовь и служба Касьянова» (1916-19), носящих дневниково-автобиографический характер. Начало публицистической деятельности (преимущественно очерки из военной жизни) — в либеральных газетах периода Февральской революции.
       После Октябрьского переворота по поручению Уралсовета вместе с петроградскими матросами в дек. 1917 подавлял в Перми народные волнения.
       В янв. 1918 Иванов демобилизовался и стал ассистентом кафедры философии права Пермского отделения Петроградского университета. Спустя полгода после освобождения Перми от большевиков Сибирской армией в июне 1919 он был приглашен Н.В.Устряловым работать в Русское бюро печати — официальное информационное агенство Омского правительства; затем Иванов был назначен редактором «Нашей газеты». Пользовался расположением верховного правителя — А.В.Колчака, с которым неоднократно беседовал на занимавшую обоих тему русского мессианизма. И. был одним из первых биографов А.В.Колчака (В гражданской войне: Из записок омского журналиста. Харбин, 1921). Отсутствие какой-либо законченной идеологической доктрины Иванов считал основной неудачей Белого движения. Резкость антибольшевистской публицистики Иванова была такова, что по занятии Омска Красной Армией его специально искали для расправы; жертвой большевиков едва не стал его тезка — В.В.Иванов.
       Гражданскую войну Иванов рассматривал как повторяющийся в России вариант Пугачевщины; в генерале Г.М.Семёнове Иванов видел въяве современника Пугачева. Весной 1920 Иванов работал во владивостокском «Слове», а летом 1920 совершил поездку в Харбин, где сотрудничал в «Заре». В 1920-21 Иванов пытался создать Дальневосточное информационное телеграфное агентство, основной задачей которого явилась бы координация действий семеновского правительства и администрации КВЖД, т.е. всей неподвластной большевикам территории русского Дальнего Востока. По приглашению фактического главы Дальневосточной республики Н.Д.Меркулова Иванов возвратился во Владивосток, где сотрудничал в «Слове», а затем издавал и редактировал «Вечернюю газету» (март 1920 — май 1921), фактически являвшуюся официальным органом ДВР. Крушение ДВР описано Ивановым в документальном очерке «Крах белого Приморья: Из записок журналиста» (Тяньцзинь, 1927).
       В окт. 1922 Иванов эмигрировал в Корею, где в декабре в Мукдене завершил работу над «Беженской поэмой» (Харбин, 1926).
       В конце 1922 переехал в Японию, где издал поэтический сборник «Сонеты» (Токио, 1922; переизд.: Харбин, 1930).
       С 1923 Иванов жил в Шанхае, где работал над книгой «Мы: Культурно-исторические основы русской государственности» (Харбин, 1926). Свой тезис о необходимости объема русского влияния на Дальнем Востоке помимо геополитических и экономических причин Иванов подтверждал также доводами о желательности усвоения русскими духовных богатств Китая и Японии. Концепция Иванова была близка к евразийству, она предвосхищала некоторые положения Л.Н.Гумилева; сочувственный разбор этого труда был предпринят П.М.Бицилли (Современные записки. 1926. №29).
       В конце 1924 Иванов переехал в Харбин, где входил в созданное Ачаиром литературное содружество «Чураевка». Иванов продолжал деятельно участвовать в китайской и англо-русской периодике, однако под влиянием Н.В.Ключникова в нем сильно развились сменовеховские настроения, усугубившиеся под влиянием внутрикитайских междоусобиц и японской экспансии, приведших к серии инцидентов на КВЖД.
       В конце 1925 Иванов обратился в советское консульство в Харбине с предложением своих услуг, подчеркнув при этом, что для себя лично он не просит ничего; с этого времени началось сотрудничество Иванова с ТАСС.
       С 1928 по 1930 Иванов был главным редактором русского издания китайского официоза «Гун бао», имевшего ярко выраженную антияпонскую направленность. По протесту японской миссии Иванов был снят китайскими властями с поста редактора.
       В 1930-31 Иванов преподавал в русском Харбинском педагогическом институте, а также выступал с лекциями на исторические темы.
       В 1931 Иванов получил советский паспорт и поступил на работу в издаваемую советским посольством на английском и русском языке газеты «Шанхай геральд», а также регулярно освещал китайские события на страницах «Правды» и «Известий». Прекрасно владевший кроме древних и основных европейских также китайским, японским, корейским и монгольским языками, Иванов составлял для Народного комиссариата иностранных дел основанные на первоисточниках обзоры. Иванов имел уникальный опыт многолетней работы во всех крупных китайских библиотеках, а также в архивах, что позволило ему создать в кратчайшие сроки политико-экономические региональные обзоры всех 23 провинций Китая, а также ряд трудов о современных политических проблемах Китая: «Маньчжурия и КВЖД», «Китай и его 24-я революция» и «Китай, Россия, КВЖД и Маньчжурия».
       С начала советско-японских вооруженных конфликтов в конце 1930-х и вплоть до конца Великой Отечественной войны Иванов выступал на харбинской радиостанции «Голос Советского Союза». Его передачи, выражавшие советскую официальную точку зрения, пользовались большим вниманием японских и германских официальных кругов.
       В конце 1920-х — первой половине 1930-х Иванов много сотрудничал в китайской русскоязычной прессе, а также выпустил в свет ряд работ, отличавшихся значительным жанровым и тематическим разнообразием: автобиографический роман «1905 год: Роман молодой души» (1929); сборник политической эссеистики и воспоминаний «Огни в тумане: Думы о русском опыте» (1932; положительная рецензия Г.В.Адамовича // Последние новости. 1932. 28 янв. №3963); книгу «Дело человека: Опыт философии культуры» (1933); этические искания Иванова нашли отражение в «Повести об Антонии Римлянине» (1934), где действие памятника древнерусской житийной литературы XIV в. перенесено в Рим I-III вв. н.э. Пережив в 1920-30-е увлечение идеями Н.К.Рериха, Иванов подготовил книгу о нем, в рукописи просмотренную и одобренную самим Рерихом (Рига, 1937; 2-е илл. изд. Рига, 1939).
       В февр. 1945 Иванов возвратился в СССР.
       С авг. 1945 он постоянно жил в Хабаровске, где в 1945 вступил в СП и всецело посвятил себя литературному труду. Первые литературные опыты Иванова в СССР — романы о Гражданской («Освободительной») войне в Китае 1940-х в ее официальной советской трактовке: «Тайфун над Янцзы» (1952), который ничем не отличался от поделок советских писателей на ту же тему; «Путь к Алмазной горе» (1956) — здесь интересно раскрываются особенности китайской культуры, своеобразие китайского мировоззрения. К китайскому циклу примыкает также последнее завершенное произведение Иванова — повесть «Дочь маршала» (1969; отдельное издание Хабаровск, 1973); от остальных произведений Иванов на китайскую тему повесть отличается увлекательностью сюжета, с положительной стороны здесь изображены русские эмигранты.
       В середине 1950-х Иванов вновь обратился к собственной юности: события 1905 в Костроме нашли свое отражение в романе-хронике «На Нижней Дебре» (1958); образ главного героя Николая Прокшина явно носит автобиографические черты. Начатые в 1910-е размышления о феномене России в мировом культурно-историческом процессе («Мы», 1926) нашли свое воплощение в беллетризи-рованной форме в главном для художественного творчества Иванова романе «Черные люди» (1963), сразу же ставшем заметным явлением в русской литературе. В немалой степени успеху романа способствовали необычайная тщательность отделки деталей, а также прекрасное владение автора документальным материалом (летописи, указы, частные письма и др.). В романе нашли отражение едва ли не все наиболее значимые события русской истории XVII в.; особая роль среди персонажей была отведена Ерофею Хабарову, протопопу Аввакуму и патриарху Никону; на страницах романа можно встретить мн. реально существовавших исторических лиц. На примере семьи купцов Босых показан тот мощнейший пассионарный толчок, который позволил русским людям пройти огромное пространство, вплоть до китайских пустынь, вод Северного Ледовитого океана, и выйти на берега Тихого океана. Роман вызвал сочувственные отклики таких знатоков XVII в., как археограф В.И.Малышев и историк русского землепроходчества М.И.Белов. Историософская концепция Иванова, изложенная им в книге «Мы» и проиллюстрированная «Черными людьми», нашла свое продолжение в книге «Императрица Фике» (1967). Этот сборник состоит из трех повестей: «Иван Третий», «Ночь царя Петра» и «Императрица Фике» (о молодости Екатерины II), каждая из которых призвана показать неустойчивое в переломные моменты русской истории динамическое равновесие внутри триады «эпоха — личность — народные массы». По замыслу Иванова «Иван Третий» должен был иметь продолжение — роман «Александровская слобода» — об эпохе Ивана Грозного (не окончен). К этому циклу «исторических повествований» (жанровое определение самого Иванова) органически примыкает и роман-исследование Иванова «Александр Пушкин и его время» (1970; 2-е изд., испр. 1977). Не претендуя на какие-либо открытия в области пушкинистики, Иванов постарался показать Пушкина прежде всего как человека государственного мышления, верноподданного Российской империи не только в своих взглядах, но и в повседневной жизни.
       Обладая исключительной памятью и на протяжении всей жизни ведя дневники, в начале 1960-х Иванов приступил к работе над воспоминаниями, которые успел довести до 1945. Рукопись мемуаров Иванов состоит из 5 томов; выдержки из первых томов, повествующие о детстве и молодости Иванова, увидели свет (Юность и свобода: Повествования о времени и о себе // Дальний Восток. 1987. №7-8; Гул жизни // Дальний Восток. 1989. №10-12). Позднее в сборнике «Из неопубликованного» были напечатаны отрывки, относящиеся к рубежу 1910-20-х. Весь же корпус воспоминаний, несмотря на его бесспорную историческую значимость, остается не опубликованным до настоящего времени. Равным образом никогда не была объектом исследования (или даже простой библ. регистрации) совокупность всего напечатанного Ивановым более чем за полвека на страницах периодики.

Соч.:
       Ленин: Биография. Харбин, 1928;
       Весенняя повесть о ящике на окне. Южно-Сахалинск, 1960;
       Валька. Хабаровск, 1961;
       Золотой бурундук. Хабаровск, 1963; 1984;
       Императрица Фике: Исторические повести / вступ. статья П.А.Николаева. М., 1968;
       То же. М., 1992;
       Черные люди. Л., 1988. Из записных книжек // Дальний Восток. 1988. №11;
       Огни в тумане. Рерих — художник-мыслитель М., 1991;
       Из неопубликованного / сост. Т.В.Тигонен; послесл. Ю.Букреева. Л., 1991.

Лит.:
       Белов М. Историческое повествование о народе // Нева. 1964. №10;
       Гюбиева Г.Е. Художественные источники романа Вс.Н.Иванова «Черные люди» // Вопросы русской, советской и зарубежной литературы. Хабаровск, 1973. Т.2. С.22-32;
       Гюбиева Г.Б. Вс.Н.Иванов — художник // Там же. 1974. Т.3;
       Гвоздева А. Диалог с совестью. М., 1980. С.36-48.
       Гвоздева А. Чувство Родины // Наш современник. 1988. №10;
       Шевченко В. Возвращение к народу и себе // Дальний Восток. 1987. №7;
       Якимова Г. Из России — с Россией: Заметки о творчестве Вс.Иванова периода эмиграции // Дальний Восток. 1992. №7;
       Алексеева Л.Ф. Блоковские традиции и «Беженская поэма» Вс.Н.Иванова // Александр Блок: Исследования и материалы. СПб., 1998. С.188-194;
       Николаев П.А. Русские писатели XX в.: биографический словарь. М., 2000. С.300-301.

М.П.Лепехин



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:26 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"