|
Новиков Иван Алексеевич
[1(13).1.1877, д. Ильково Мценского у. Орловской губ.— 10.1.1959, Москва]
— поэт, прозаик, драматург, эссеист.
Родился в семье вольноотпущенного крестьянина, приписанного к мценскому мещанству. Новиков учился в мценском начальном, затем городском училищах, в московской средней земледельческой школе. К 12 годам прочел большинство русских классиков, начал писать стихи и пьесы.
В 1897-1901 учился в Москве в Петровской академии на агронома.
В 1898-99 ездил помогать голодающим крестьянам в Казанскую губ. и Бессарабию. Эти поездки оказали сильное влияние на духовный настрой Новикова и отразились в его первых опубликованных литературных произведениях: рассказе «Сон Сергея Ивановича» (1901) и драме «В пути» (1901). После смерти отца Новикова и его брат отказались от наследства в пользу сестер. Окончив академию, Новиков работал в киевской агрономической лаборатории ученым-агрономом первого разряда, был редактором журнала «Земледелие» и секретарем Киевского общества сельского хозяйства. Новиков — автор научной работы «Метод лимоннокислых вытяжек как прием определения плодородия почвы» (Киев, 1906).
В конце 1890-х мировоззрение Новикова сформировалось на основе его увлечения идеями позднего народничества и древнегреческой философией, в частности Платоном. Тогда же Новиков открыл для себя поэзию «старших» символистов и в своих поэтических опытах подражал лирике В.Брюсова и К.Бальмонта.
С начала 1900-х Новиков испытал огромное воздействие философии Вл.С.Соловьева. Особое значение для формирования нравственных убеждений Новиков имели работы Соловьева «Оправдание добра», «Красота в природе», «Смысл любви». В поэтическом творчестве Новиков стал подражать «младшим» символистам, в частности А.Блоку.
Постоянная литературная деятельность Новиков началась с публикаций стихов, рассказов и статей в газете «Юго-западная неделя», «Голос юга», «Киевские новости», журналов «Русская мысль», «Золотое руно» и др. Новиков печатался как под своим именем, так и под псевдонимами: Зеленоглазый, Ив.Орловец, И.Далекий и др.
Первой книгой Новикова стал сборник «Искания» (1904), посвященный жизни и проблемам учащейся молодежи. Той же теме посвящен и роман «Из жизни духа» (1906). О его героях-студентах критика писала, что «это история жизни нежных и хрупких аристократов духа, которые не могут построить жизнь по своему идеалу».
Революция 1905 стала временем резких критических статей Новикова. Газета «Киевские новости» была закрыта в 1905 за его статью «Священники и черная сотня», по этому поводу Новикова судили в киевской судебной палате. Впечатления бурных революционных лет были собраны Новиковым в сборник «К возрождению» (1907), тираж которого был по постановлению суда приговорен к уничтожению.
После 1905 Новиков сблизился с петербургскими и московскими символистскими кругами. Он — активный сотрудник журнала «В мире искусств», «Золотое руно», «Перевал». 4 окт. 1907 в Киеве на программном «Вечере искусств» символистов Новиков познакомился с А.Блоком и Андреем Белым.
Лирика Новикова 1900-х по тематике, стилистике и метрике находилась в русле поэзии «младших» символистов. Особенно ощутимо влияние А.Блока.
В 1907-10 Новиков не служил, ездил по провинции с чтением лекций.
В 1908 в Киеве, Екатеринославе, Харькове он читал лекцию «Кнут Гамсун и вопросы любви», в которой произведения Гамсуна анализировались через философию Платона и Вл. Соловьева. В этой лекции наиболее концептуально выражена одна из основных доминант мировоззрения Новикова — утверждение аскетически-платонической любви как высшей ценности, как «стремления к сверхземному». Художественной реализацией подобных настроений Новикова явился роман «Золотые кресты» (1908) о юных самоубийцах, отказавшихся от жизни во имя торжества мистической Любви.
С начала 1910-х Новиков постепенно отходит от символизма, что проявилось в сб. стихов «Дыхание земли» (1910). Главная тема лирики этого сборника — пантеистическое приятие мира, влюбленность в природу как наиболее полное воплощение красоты.
Паломничество Новикова из Тулы в Ясную Поляну к Л.Толстому и беседа с ним во многом определили художественную концепцию центрального дореволюционного произведения Новикова — романа «Между двух зорь» (1915). Учение Толстого о непротивлении злу насилием, воспринятое молодыми героями романа, способствовало их нравственному воскресению. Произведение Новикова посвящено кризисному состоянию, переживаемому молодым поколением России, которое будет определять ее будущее. Первоначальное название романа — «Дети на рельсах» — отражало главную мысль писателя о современности как переломном моменте, как периоде «между двух зорь» — прошедшей революции и нового нравственного обновления России. Злободневность и проблемность произведения были высоко оценены критикой. 3.Н.Гиппиус писала о том, что Новиков ставит вопросы, в этом его главная сила. Критик и теоретик нового направления в реализме Е.А.Колтоновская сочла роман Новиков наиболее талантливым проявлением «неореализма», соединившего в себе как традиции старого реализма XIX в., так и художественного открытия модернизма.
В 1916 Новиков женился на О.М.Принц, усыновив двух ее детей от первого брака, и тогда же переехал в Москву, чтобы заняться профессиональной литературной деятельностью. Среди московских литераторов наиболее близким другом Новикова был Б.К.Зайцев. Новиков — прямой прототип Христофорова — «князя Мышкина» XX в.— главного героя повестей Зайцева «Голубая звезда» (1918) и «Странное путешествие» (1927). Само имя героя взято Зайцевым от имени одного из персонажей романа «Между двух зорь» — писателя Кристолюбо-ва, чей облик нес на себе отчетливые автобиографические черты Новикова.
После 1917 Новиков продолжал заниматься литературной работой.
В 1920-е он был тесно связан с издательством «Никитинские субботники». Мировоззрение Новикова этого времени наиболее четко выражено в «Современных повестях» (в 2 книгах; 1926), где доминирует пессимистический взгляд на современность.
В начале 1930-х Новиков отдал дань «производственной прозе» («Диспут о кролике», «Грамотные цыплята» и др.), работал над переводом бурятского эпоса «Аламжи Мерген» (1936) и романом о Пушкине. Роман Новиков «Пушкин в Михайловском» (1936) был раскритикован за упрощенное истолкование судьбы Пушкина, но после личного одобрения И.В.Сталиным получил широкое признание. Этот роман и роман «Пушкин на юге» (1944) Н. объединил в роман «Пушкин в изгнании» (1947). В годы войны Новиков совершил поездку по городам Сибири и Урала с чтением отрывков из романа о Пушкине. На собранные им средства был построен самолет «Александр Пушкин». В СП Новиков возглавлял комиссии по изучению «Слова о полку Игореве», исследованию творчества Пушкина и Тургенева.
Новиков был писателем самобытного таланта, который, начиная с конца 1920-х постепенно угас. Но в истории русской словесности он остался как автор честного и полного искренней тревоги за современность романа «Между двух зорь» и как прототип чистого сердцем героя повести «Голубая звезда» — вершины творчества Б.К.Зайцева.
Соч.:
СС: в 4 т. М., 1966-1967;
Варенька из Прилеп и другие рассказы. М., 1917;
Между двух зорь. Страна Лекхорн. М., 1991;
Золотые кресты. Мценск, 2004.
Лит.:
Львов-Рогачевский В. И.А.Новиков // Львов-Рогачевский В. Новейшая русская литература. 7-е изд. М., 1927;
Волков Я. Творческий путь И.А.Новикова // На родной земле. Орел, 1959;
Козыро Л.А. К проблеме характера в «купеческих» повестях Ивана Новикова // Вопросы художественного метода, жанра и характера в русской литературе XVIII-XIX в. М., 1975;
Грачева А.М. А.А.Блок и И.А.Новиков: Литературные контакты // Александр Блок: Исследования и материалы. П., 1991;
Писатели Орловского края. XX век: Учебное пособие. Орел, 1999. С.253-265.
А.М.Грачёва
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|