Маслов Виталий Семёнович [01.09.1935-09.12.2001]

Маслов Виталий Семёнович
       [1.9.1935, д. Семжа Архангельской обл.— 9.12.2001, Мурманск; похоронен в д.Семжа]
       — прозаик, поэт, публицист.
       Родился в семье поморов-моряков. Окончил радиотехническое отделение Ленинградского мореходного училища. После окончания работал на торговых судах Сахалинского пароходства и исследовательских судах Тиксинской гидробазы.
       С 1962 по 1982 — радист, а затем начальник радиостанции атомного ледокола «Ленин». Почетный радист и почетный работник морского флота СССР (1979). Почетный гражданин г.Мурманска.
       Маслов — один из инициаторов воссоздания в СССР Дня славянской письменности и культуры, который впервые в советскую эпоху был проведен в Мурманске в 1986 (в 1990 обрел статус государственного); создал Дом памяти в родной деревне Семжа, где собрал имена жителей деревни — 50 семженских родов, до 9 поколений в каждом (1984).
       В 1997 организовал и возглавил Международный православный славянский ход Мурман-Черногория. Член СП СССР (1979).
       С 1992 по 1998 был ответственным секретарем Мурманского отделения СП России, а также Мурманского отделения Всероссийского фонда культуры.
       Маслов начинал со стихов. Первая публикация состоялась в 1957, во владивостокском литературном альманахе.
       В 1960-е состоялось несколько публикаций в мурманских и архангельских газетах, но в отдельный сборник стихи были собраны только после смерти автора, увидели свет в 2004, в мурманском литературный альм. «Площадь первоучителей». Стихи Маслова — почти все — рассказывают о корабельной, ледокольной жизни. Но в каждом физически ощутим второй план, вечная дума о доме, что оставил на берегу. Дом для Маслова — это всегда родное Поморье, о котором он не устает волноваться, жить его болями — словно только что «покинул устье милой мне реки» и ушел в свое долгое плавание. В поэзии Маслова подчеркнута пропасть между эпической мощью ледокольного флота и этой «ослепшей» деревней, что чуть «постоит», «погорюет над обрывом серым. / А потом сравняется с землею...» («Так вот и не станет больше Семжи...»). В.Личутин писал, что «писатель Виталий Маслов рожден обостренной тоскою по исчезнувшей деревне Семже, его малой родине... Печаль не столько оттого, что деревенька канула, рассыпалась, но более оттого, что ее насильно умерщвили, растащили, принудили умереть...» (Личутин В. - С.432).
       Маслов-прозаик продолжает традиции т.н. деревенской прозы — В.Белова, В.Распутина, Ф.Абрамова, повесть которого «Две зимы и три лета» оказала на Маслова огромное влияние: «Вместе с Михаилом Пряслиным я человеком себя почувствовал... Вот что для меня — Фёдор Абрамов!» (Цит. по: Подзорова Н. - С.218).
       Прозу Маслов начал писать в конце 1950-х — начале 1960-х. Первая публикация состоялась лишь в 1968, в журнале «Смена», который напечатал рассказ «Северная быль» (позднее в книгах публиковался под названием «В тундре»). Прозаик воссоздает мир своих предков-поморов, который и поныне исследован не до конца. Так сложился цикл произведений о д. Крутая Дресва, за которой угадывается родная для Маслова Семжа: сб. рассказов «Крутая Дресва» (1960-е, первая половина 1970-х), роман «Круговая порука» (1976), повесть «Из рук в руки» 1979), романы «Внутренний рынок» 1986), «Проклятой памяти» (1988). Болеет за свою малую родину главный герой цикла — Митька Футшток. В «Круговой поруке» его отдают под суд за непредумышленное убийство браконьера. Но и здесь, как пишет Ю.Дюжев, «щемящая боль утраты ни на минуту не оставляет героя... То и дело в его сознание врывается образ забытой всеми... оставленной людьми на погибель "родимой маленькой деревни". Это ощущение зыбкости чувств и переживаний, душевной неприкаянности человека, оборвавшего связи "со всем, что сзади", кинувшегося "беззаветно в новое" и оказавшегося "везде лишним — ко старому не вернешься и новое не приняло",— передано Масловым с пронзительной силой» (Дюжев Ю.- С.254).
       О соприродности главного героя «Круговой поруки» героям Ф.Абрамова пишет Ш.Галимов: «Своей обостренной совестливостью и жаждой правды Митька напоминает Михаила Пряслина, их нравственный максимализм питается общими истоками — чувством коллективной пользы, ощущением боли народной...» (Галимов Ш.— С.236). По мнению В.Оботурова, «...в деревню Маслова вживаешься, как в мир действительный, живой и полнокровный, звучащий сочной речью, полный красок, движения»; «Маслов строит сюжет почти детективный, однако не в ущерб глубине реальных жизненных отношений... Укрепление хозяйства на земле, защита природы и проблемы строительства, новое в экономике и укрепление преемственности традиций — все связано в единый узел...».
       Действие повести «Из рук в руки» происходит в самой Крутой Дресве, куда на лето съезжаются из города старики пенсионеры, пытаясь заменить уехавшую молодежь, уберечь чудом сохранившиеся последние избы. Но вместе со смертью старика Паисия возле наполовину сшитого им баркаса и приходит, по словам автора, «конец крутодресвянекой сказки». В поисках выхода писатель «выдвигает... мысль о необходимости тесного духовного союза единомышленников, объединенных "круговой порукой" с родиной: "Самим надо за родину стать, за свою! Не на что надеяться! Только мы. Родина — наша! А мы с вами — ее! Круг! Круговая порука у нас с родиной!"» (Дюжев Ю.- С.259).
       В центре романа «Внутренний рынок» — конфликт на лесопильном заводе, вокруг которого строится жизнь в селе. Одна из работниц останавливает главный цех завода: «Неужели не стыдно?! Видите же, что доски — сосна и ель — вместе лежат, товар от этого портится, синь по доскам идет даже сейчас! А к весне что с ними будет? На внутренний рынок?!» «Внутренний рынок — символический, многозначный образ. Это наш дом, край, страна, где... давно уже стали нормой жизни гражданская апатия, отчуждение рабочего человека от результатов своего труда, нравственный застой и разложение общества...» (Пантелеева Л., Лявданский Э.— С.95-96).
       В повести «Проклятой памяти» писатель рассказывает о «царской охоте» — хищническом вылове рыбы, который ведется власть имущими. С браконьерами с оружием в руках борется Герман Попов. Но используемые им «партизанские» методы борьбы (подстрелил самолет с областными браконьерами) приводят к гибели самого Германа и ни в чем не виноватой Вали. Иными, законными средствами за сохранение природы борется отсидевший срок за убийство Митька Футшток. «Он понимает, что борьба за "красоту и чистоту" с оружием в руках ничего не даст. Лишь трудом можно решить проблемы деревни и спасти природу от браконьеров...» (Рябинина Т.- С.59).
       Суть моральных итогов, к которым приходит автор крутодресвянского цикла, такова: «...нельзя разрушить семью и остаться нравственным; нельзя разрушить дом, семью и остаться нравственным; нельзя разрушить связи с природой, со своими корнями и остаться нравственным...» (Пантелеева Л., Лявданский Э. — С.95). С крутодресвянским циклом связана книга очерков «Еще живые» (1986), в которой Маслов не «кистью живописца... а строгим пером документалиста» (Тимофеев В.— С.6) рассказывает историю создания в Семже Дома памяти.
       Публицистика Маслова вошла в последнюю опубликованную им книгу — «На костре моего греха: проповеди и исповеди» (1991). Как отмечал В.Курбатов, эта книга «глубока и серьезна, драматична и естественна и каждой своей страницей, и каждой темой... подтверждает, что для благодушия и покойной созерцательности времени уже нет, потому что... в бесконечной борьбе за "всеобщее счастье" мы уже перешли тот рубеж, за которым любое движение человечества вперед должно быть заранее осмыслено и управляемо, иначе оно преступно...» (Курбатов В.— С.12). Критики и исследователи творчества Маслова отмечали «великолепный», по мнению С.Зонина, язык героев его произведений — «яркий и выразительный и, вместе с тем, несмотря на свою специфичность, совершенно понятный читателю...» (Зонин С. — 197). «Язык Маслова — народный язык, он изобилует словами и словосочетаниями местными, временами текст производит впечатление притчи или сказа...»,— писал С.Залыгин (Цит. по: Миланов А,— С.5).
       Все книги Маслова сначала публиковались в петрозаводском журнале «Север». Печатался он также в журнале «Наш современник», «Наше наследие», «Карелия», альм. «Площадь первоучителей», газете «Литературная Россия», «Завтра», «День литературы».
       Маслов — лауреат Всесоюзного литературного конкурса им. Н.Островского за роман «Круговая порука» (1978), Всесоюзного конкурса ВЦСПС СП СССР за роман «Внутренний рынок» (1984-85, поощрительная премия), премии СП РСФСР за книгу публицистики «Еще живые» (1991), литературной премии «Северная звезда» Правительства Республики Саха и СП России (1997), премии В.Пикуля за романы «Круговая порука» и «Из рук в руки» (1999).

Соч.:
       Круговая порука. М., 1978;
       Зырянова бумага. Мурманск, 1979;
       Круговая порука. Крутая Дресва. Мурманск, 1981;
       Крень. М., 1983;
       Восьминка. Архангельск; Вологда, 1984;
       Из рук в руки. Мурманск, 1985;
       Внутренний рынок. М., 1986;
       Лик суровый. М., 1987;
       Проклятой памяти. М., 1988;
       Еще живые. М., 1988.

Лит.:
       Шуртаков С. Как затачивать резец. М., 1977. С.58-61, 83-84;
       Горловский А. Прикосновение к истине // Литературное обозрение. 1978. №8. С.12-16;
       Лодзорова Н. Ответное слово. М., 1978. С.218-235;
       Бондаренко В. Время обязывает // Литературная газета. 1981. №40. С.4;
       Зонин С. В верные руки // Нева. 1981. №6. С.196-197;
       Бондаренко В. Зоркая память // Север. 1984. №11 С.107-111;
       Галимов Ш. Уроки человечности. Архангельск, 1984. С.235-237;
       Дюжев Ю. Новизна традиции. М., 1985. С.251-260;
       Личутин В. Душа неизъяснимая. М., 1989. С.424-458;
       Курбатов В. Со своего пути не свернешь // Литературная Россия. 1992. 28 авг. С.12;
       Пантелеева Л., Лявданский Э. Храни огонь родного очага. Мурманск, 1993. С.95-97;
       Миланов Л. Корни памяти // Мурманский вестник. 1994. 20 дек.;
       Рябинина Т. Сад ветвящихся дорожек // Мурманский берег: альм. 1998. №4. С.57-59;
       Тимофеев В. Гражданин и подвижник Севера: Памяти В.С.Маслова // Наука и бизнес на Мурмане. 2002. Дек. С.5-6;
       Ермолаев Д. Православие в жизни и творчестве Виталия Маслова // Площадь первоучителей. Мурманск. 2004. №4. С.51-74;
       Коржов Д. Будь же вечно и Север, и лед!: Поэзия Виталия Маслова // Площадь первоучителей. Мурманск. 2004. №4. С.6-14.

Д.В.Коржов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:26 UTC