Емельянова Надежда Алексеевна [26.09.1947]

Емельянова Надежда Алексеевна
       [26.9.1947, ст. Кузино Билимбаевского р-на Свердловской обл.]
       — поэт.
       Отец — железнодорожник, участник Великой Отечественной войны. Через год после рождения Емельяновой семья переехала из Свердловской в Уральскую (ныне Западно-Казахстанская) область, куда начальником разъезда Пепел был назначен отец. На полустанке в десять домов Емельянова жила до 18 лет.
       Интерес к поэзии возник у Емельяновой в отрочестве под влиянием стихов С.Есенина.
       В 1965 областная газета «Приуралье» опубликовала ее стихотворение «Встреча с Есениным».
       В 1966 после окончания средней школы-интерната Емельянова приехала в Оренбург, где работала на заводе. Оренбург с его литобъединением (руководимым тогда Г.Хомутовым) стал творческой школой Емельяновой.
       В 1969 Емельянова переехала в Саратов, работала в городском парке, влилась в коллектив Саратовской писательской организации, стала лауреатом областного поэтического конкурса, а в 1971 была делегирована на Всесоюзный фестиваль молодых поэтов братских республик.
       В 1970 Емельянова поступила на заочное отделение Литературного института им. М.Горького (окончила в 1977), занималась в творческих семинарах В.Гусева и В.Цыбина. В эти годы, по признанию Емельянова, сформировались ее предпочтения в литературе: «...тяготение к реалистической, гражданской прозе и поэзии, проповедующей классические традиции, философски патриотическое отношение к родине, сочувственное, сострадательное отражение народной жизни. На этой мировоззренческой базе сложился... список эстетических и духовных пристрастий: в прозе — Толстой, Достоевский, Лесков, Чехов, Бунин, современники Распутин, Астафьев (не поздний), Белов, многие другие прозаики т.н. деревенского направления; в поэзии — Пушкин, Тютчев, Баратынский, Есенин, Заболоцкий, русские поэты второй половины XX в. Вл.Соколов, Рубцов, Передреев, Тряпкин, Ю.Кузнецов, Ст.Куняев, Г.Горбовский...» (Автобиография. Отдел новейшей литературы ИРЛИ).
       В 1972 вышла первая книга стихов Емельяновой «Земные узы». Состояние лирической героини определяет своеобразная антиномия. Ей «по нраву маета», она привыкла «на свой аршин упрямо мерить свои нехитрые дела», при этом отчетливо осознает (обращаясь к любимому): «Из века в век тебе — дорога, / А мне — тысячелетья ждать». Двойственность, разорванность мироощущения присуща лирической героине Емельяновой во всех ипостасях ее бытия: на психологическом уровне (любовь — юдоль), социальном (село — город), экзистенциальном («Что цепями прежде было, / Стало узами теперь!»). Отсюда, по словам В.Гусева,— «энергия ритма, стремительность, семантическая весомость» как «всегдашние выигрышные стороны ее стиха» (личный архив Емельяновой).
       К моменту появления первой книги Емельянова вернулась в Оренбург, где в том же 1972 был издан коллективный сборник «К другу» с подборкой ее стихов. В Оренбурге Емельянова работала в городском отделе культуры, с 1977 по 1983 была редактором Оренбургского отделения Южно-Уральского книжного издательства.
       В начале 1980-х Емельянова публикует свои стихи в коллективных сборниках «Монолог» (Челябинск, 1981) и «Сенокосы» (М., 1984).
       В 1986 в Москве увидела свет ее книга «Тепло руки». В центре поэтического мира Емельяновой — женская судьба, ощущение первородства природы, щемящее чувство родины. Приоритеты поэта всегда на стороне жизни: «И вот уже судьбы рука / Скрутила жизнь. / Все туже, злее! / Тогда и вырвалась строка — / Та, что была душой моею» («Пока жилось...»). Поэтическое слово появляется как результат пережитого в жизни, отсюда искренность ее интонаций, естественность образов.
       Вторая книга являет читателю не только новый уровень осмысления бытия, но и новые грани худож. мастерства автора. По мнению В.Цыбина, «стихи у Емельяновой легкие, распевные... В них чувствуется ярко выраженная фольклорная стихия... Настолько емки эти строки, настолько в них много песенного размаха, который еще более усиливается речевыми повторами, особой, ведущей ролью эпитета» (личный архив Емельяновой). Не случайно творчество Емельяновой привлекло внимание музыкантов. На ее стих. «Годовщина», «Утреннее», «Колыбельная», «Подмосковные элегии» и др. уральскими композиторами написаны песни и романсы.
       В третьем сборнике «Пора» (1990) много стихов, отражающих более пристальное, чем прежде, внимание Емельяновой к непростым общественным проблемам, попытку расширить лирический кругозор. Программным для творчества Емельяновой стало стихотворение «Урок», в котором автор обращается ко всему «литературному цеху» родной страны: «Ведь только корни прорастают новым: / Ростком, что даст благословенный плод, / Надеждой — той, что вдохновит народ, / Дорогой — без провалов и колдобин...» В стихотворениях «Пора», «Авария», «Поколение» и других четко выражена гражданская позиция Емельяновой, осмысление и утверждение которой продолжилось и в произведениях четвертого сборника «После сотворения» (1994). Приметы времени здесь четки и узнаваемы: «И вот стало тесно и шумно: / Вчера воспевали бездумно, / А нынче бездумно клянут, / Плюют на святыни веков, / Глумятся над бедной и слабой, / С какою-то тайной усладой, / Роняют: "Страна дураков"...» Позиция автора тоже весьма определенна: «...Живем на одном берегу, / Давно все повязаны кровно. / Так в чем ты, Отчизна, виновна, / Пред кем ты, родная, в долгу?..»
       Однако социальная острота поздней лирики Емельяновой не заслоняет ее глубокого лирического контекста. «Равномерное распределение лирического материала по всему стиху» (В.Цыбин) наблюдается как в произведениях философского звучания: «Холодом сиротства мир объят. / Неужели нет пути назад?..» («После сотворения»), так и в мастерски простых сюжетных зарисовках: «Нечасто мне везет, что говорить! / Надраить пол, варенье наварить, / Балкон, что бриг, в простынках-парусах, / Легко струилось время на часах» («День»). Четвертая книга Емельяновой — многоцветная, порывистая, ставящая много острых вопросов.
       В 1990-е Емельянова работала редактором областной научной библиотеки в Оренбурге, редактором отдела культуры в газете «Южный Урал», с 2001 — редактором отдела областного журнала «Оренбургский край», активный наставник и помощник начинающих поэтов и прозаиков.
       С 1981 Емельянова — член Союза журналистов, с 1989 — Союза Писателей РФ.

Соч.:
       Земные узы. Саратов, 1972;
       Тепло руки. М., 1986;
       Пора. Челябинск, 1990;
       После сотворения. Калуга, 1994;
       Стихи // Вечерний альбом: Стихи русских поэтесс. М., 1990;
       Стихи // И с песней молодость вернется: Сб. стихов и прозы писателей Оренбуржья. Калуга, 1999.

Лит.:
       Семёнова Е. День творенья // Литературная Россия. 1987. №29. 17 июля. С.19;
       Корсунов Н. На костре, если надо, сгорать... // Оренбургская неделя. 1994. №9. 11 марта. С.5;
       Орябинский Ю. Боль и тепло души // Южный Урал. 1997. 20 сент. С.4.

Г.В.Рябова

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:24 UTC