AZ-libr.ру

информационный портал





Верховский Юрий Никандрович [04.06.1878-23.09.1956]

Верховский Юрий Никандрович
       [23.5 (4.6). 1878, с. Гришнево Смоленской губ.— 23.9.1956, Москва]
       — поэт, переводчик, историк литературы.
       Родился в семье присяжного поверенного. Обучался сначала в смоленской классической гимназии, затем в 4-й (Ларинской) гимназии Санкт-Петербурга.
       В 1902 окончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета, где занимался под руководством академика А.Н.Веселовского; был оставлен при университете. После смерти А.Н.Веселовского (1906) научные интересы Верховского переменились: он стал все больше тяготеть к русской литературе пушкинского времени, особое внимание уделяя изучению жизни и творчества А.А.Дельвига и Е.А.Баратынского. Верховский принимал участие в подготовке академического СС Баратынского, в 1916 опубликовал материалы к его биографии из Татевского архива; итогом разысканий и раздумий о судьбе и творческом наследии Дельвига стала книга «Барон Дельвиг. Материалы биографические и литературные» (1922).
       В 1919 в Москве вышел подготовленный Верховским сборник «Поэты пушкинской поры» с его предисловием. Кроме того, перу Верховского принадлежат такие статьи и очерки, как «Стихотворение Лермонтова на смерть Пушкина. Черновой автограф из Татевского архива», «Из истории литературы. Пушкиниана», «О символизме Боратынского»,«Таинственная повесть» (о Лермонтове).
       Глубокая привязанность к поэзии пушкинской эпохи сказалась на творчестве Верховского. Знаменательны строки из его стихотворения «Тоска, тоска, тоска — и все кругом постыло...» (1910-16): «О, ясный Вяземский, о, Тютчев тайнодумный, / О, Боратынского волшебная печаль!»
       С другой стороны, Верховский испытал серьезное влияние поэзии символистов. Он стремился облечь образы и мотивы, вызванные символистским мировосприятием, в формы русского классического стиха первой половины XIX в.
       Как поэт Верховский дебютировал в журнале «Вестник Европы» (1899. №11), где напечатал два стихотворения («Сонет» и «Сфинксы над Невой»). Первой серьезной публикацией явилась подборка (20 стих, и 2 поэмы) в «Зеленом сборнике» (СПб., 1905), в котором выступили начинающие авторы (среди них — М.Кузмин). Блок выделил Верховского как «владеющего стихом лучше других». В.Брюсов в рецензии на сборник отметил, что Верховский «наиболее разнообразен из числа участников»: «На сорока страницах, занятых им, есть порывания в самые противоположные стороны: он слагает строгие сонеты, пробует вольный стих ("Светит месяц"), "неверные" созвучия ("Тени ночные"), новые метры ("Часто ты слышишь звуки"), <...> подражает пушкинским лирическим поэмам ("Пустыня"), Фету... Апухтину... и т.д.— но в этом многообразии еще нет ничего своего, что связало бы разрозненные части в целое, в единое» (Весы. 1905. №1).
       Первый поэтический сборник Верховского «Разные стихотворения» (1908) был встречен критикой довольно благожелательно. Но наибольший отклик получил его второй сборник «Идиллии и элегии» (1910; рецензии Н.Гумилева, С.Городецкого, В.Ходасевича и др.). Когда автор послал книгу Блоку, тот откликнулся стихотворением «Юрию Верховскому (При получении "Идиллий и элегий")» (май 1911), в котором писал: «И в шуме осени суровом / Я вспомнил вас, люблю уже / За каждый ваш намек о новом / В старинном, грустном чертеже». Верховский в ответ написал стихотворение «А.Блоку в деревню» (авг. 1911).
       Блок с симпатией относился к Верховскому, считая его своим «добрым приятелем». Блоку Верховский посвятил позднее статью «Восхождение. К поэтике А.Блока» (в сборнике «Об Александре Блоке». Пг., 1921), а также заметки мемуарного характера «В память Александра Блока» (Дружба народов 1980. №11). Дружеские отношения связывали Верховского также с Вяч.Ивановым, М.Кузминым, Ф.Сологубом, В.Пястом и др.
       Наиболее полным собранием лирики Верховского стала книга «Стихотворения», вышедшая в Москве в 1917. Она включает в себя разделы «Сельские эпиграммы», «Идиллии», «Элегии». Как отметил Ю.М.Гальперин, «лирика Верховского отмечена камерностью переживаний, тематической и жанровой определенностью, изысканными, но не броскими экспериментами с метрикой, рифмой, строфикой» (Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. М., 1989. Т.1. С.432).
       После революции 1917 Верховский занимался главным образом преподаванием русской литературы (в Пермском и Петербургском университетах, с 1924 — в институте слова и на Литературных курсах в Москве) и переводами (см., в частности, книгу «Поэты Возрождения», 1948).

Соч.:
       Идиллии и элегии. СПб., 1910;
       Стихотворения. М., 1917. Т.1; Серебряный век: Петербургская поэзия конца XIX - начала XX в. Л., 1991. С.164-167.

Лит.:
       Иванов-Разумник Р. Старинное. (Поэзия Ю.Верховского) // Заветы. 1914. №2;
       Письма А.А. Блока к Ю.Н.Верховскому// Встречи с прошлым. М., 1982. Вып.4;
       Муравьев В. Истинный поэт// Поэзия 1985. М., 1985; ЛН. Т.92. Кн.3. С.43-44, 552.

В.Н.Быстров



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:18 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"