Поляков Юрий Михайлович [12.11.1954]

Поляков Юрий Михайлович
       [12.11.1954, Москва]
       — поэт, прозаик, публицист, драматург, литературовед.
       Родился в семье рабочих, детство прошло на окраинах столицы (ставших прообразом вымышленного Поляковым Краснопролетарского р-на, в котором развивались события написанных в дальнейшем повестей и романов).
       В 1976 окончил Московский областной педагогический институт им. Н.К.Крупской, непродолжительное время работал школьным учителем русского языка и литературы, был призван в армию, служил на территории ГДР (1976-77). Тогда же в армейских периодических изданиях начали регулярно публиковаться его стихи. Сегодня на месте воинской части, в которой Поляков получил первый опыт журналистской работы (в дивизионной газете), расположен музей оккупации.
       По возвращении в Москву Поляков стал инструктором в Бауманском райкоме ВЛКСМ. Был сотрудником газеты «Московский литератор» (1979-86), а с 1981 — ее главным редактором. Защитил кандидатскую диссертацию «Творческий путь Г.К.Суворова: К истории фронтовой поэзии» (1981) и выпустил книгу «Между двумя морями» о его жизни и творчестве (1983).
       Первая стихотворная публикация Полякова появилась в газете «Московский комсомолец» (1974). Первая книга стихов «Время прибытия» вышла в 1980 с предисл. Владимира Соколова.
       В 1981 принят в члены СП, избран секретарем комитета комсомола Московского отделения СП.
       В ранней поэзии Полякова заметное место отводится армейской тематике, в первую очередь отражению в душе современника образов Великой Отечественной войны. За цикл стихов «Непережитое» отмечен премией им. В.Маяковского (1980); лауреат премии Московского комсомола (1983).
       В 1980-е появляются прозаические произведения Полякова. В повести «Сто дней до приказа» (написана в 1980) воссоздан образ современной автору Советской Армии, которая предстала как институт инициации, становления мужчин из мальчиков, со всеми сопутствующими издержками — неуставными (а по сути дела полууголовными) отношениями. Возникли цензурные проблемы с публикацией повести, и лишь в 1986, когда о «дедовщине» было позволено говорить и писать, она увидела свет на страницах журнала «Юность», неожиданно для автора послужив сигналом к началу травли и очернительства армии. После расстрела «Белого дома» (1993) последний министр обороны СССР Д.Язов упрекал Поляков: «Вот из-за таких как вы, развалился великий Советский Союз!» (Литературная газета. 2004. №7. С.4).
       Знакомство с жизнью работников аппарата ВЛКСМ изнутри позволило Полякову правдиво отразить закрытую прежде номенклатурную реальность в повети «ЧП районного масштаба» (1981). Убедительный натурализм изображения нравственной деградации молодежного резерва правящей партии не укладывался в каноны позднесоветского социалистического реализма, и повесть была опубликована в журнале «Юность» только в 1985. Парадоксально, что именно за это произведение в 1986 Поляков получил премию Ленинского комсомола и даже был избран в состав ЦК ВЛКСМ, что стало очередной иллюстрацией процесса идеологического и организационного разложения номенклатуры.
       Личный опыт непродолжительной работы школьным учителем отразился в еще одной повести — «Работа над ошибками» (1986), где Поляков показал разрушение нравственной преемственности поколений.
       Уже в ранних произведениях Полякова чувствуется его особенный, цветистый язык, который автор демонстративно смакует. Вычурные, но типологически выверенные образы почти всегда социальны (или подчеркнуто асоциальны), описание поступков героев публицистически злободневно, сюжетные линии свиты многослойными спиралями.
       С повести «Апофигей» (1989) начинается отход Полякова от тематических социальных произведений. Поляков переходит к конструированию собственной реальности, которую читатель воспринимает как нечто виртуальное, однако вскоре обнаруживает описанные Поляковым явления в окружающем мире. Перемена авторского худож. стиля совпала по времени с изменением личных воззрений Поляков на казавшиеся фундаментальными ценности, которые некритически воспринимались и тиражировались перестроечными писателями и публицистами. В повести «Апофигей» либеральные идеи поданы Поляковым в непривлекательном виде, явно прослеживается критика автором спешно возводимого здания новой российской демократии и ее вождей. Изданная миллионным тиражом, повесть «Апофигей» стала культовой книгой интеллигенции начала 1990-х. В ней же писатель одним из первых сатирически вывел образ Б.Н.Ельцина, прозрев в его властолюбии и показном демократизме угрозу для российской государственности.
       Новые произведения Полякова, такие, как повесть «Парижская любовь Кости Гуманкова» (1991), уже невозможно было упрекать в очернительстве советского времени. Если взгляд на советское прошлое полон доброй иронии, то носители новых ценностей, напротив, выступают теперь в неприглядном виде. Повесть «Демгородок» (1993), совместившая в себе политическую сатиру, антиутопию, детектив, литературную пародию и любовную драму — одна из лучших сатирических книг в русской литературе XX века. Она в полной мере демонстрирует творческий метод, который сегодня известен под именем «гротескного реализма» и который Поляков с блеском использует для создания своих новых произведений.
       В 1995-97 Поляков издает альм. «Реалист», задача которого — объединить на своих страницах писателей противоборствующих между собой идейно-художественных направлений.
       В это же время выходит и один из лучших романов Полякова — «Козленок в молоке» (1995), в котором в сатирической форме показана жизнь российской интеллигенции накануне перестройки. Не только творческие организации, но и вся страна теряет вкус к созиданию, принимается за быстрое и легкое добывание чинов, званий, материального достатка. 500 страниц девственно чистой бумаги, выдаваемые за роман молодого писателя, получают признание продажных критиков — такой, казавшийся сюрреалистическим сюжет вскоре стал реальностью. Поляков раньше показал (и предугадал) наступление времени, когда «раскрученный» «талант» пользуется почетом и всеми благами цивилизации, действительные же творческие способности девальвируются, а подлинные творцы оказываются в непроницаемом вакууме. В этом произведении наиболее ярко сплелись традиции реалистической литературы с литератуорой постмодернизма.
       К 2002 роман выдержал 13 переизданий и был экранизирован и поставлен на сцене.
       В повести «Небо падших» (1998) автор рассказывает о жизни «новых русских» — грабителей страны, скрывающихся под маской бизнесменов. Итог творчеству Полякова конца XX в. подвел роман «Замыслил я побег...» (1999), соединяющий в едином сюжете личную жизнь персонажа и судьбу державы, охватывающий три десятилетия жизни страны. От героя требуется усилие воли, чтобы спасти страну от полного разрушения.
       Новое тысячелетие Поляков отметил переходом в соседний литературный цех: параллельно с публикацией цикла «Плотские повести» (2001-2004) он пишет пьесы «Контрольный выстрел», «Халам-Бунду», «Козленок в молоке», «Хомо эректус, или Обмен женами» и др.
       Поляков отличен от многих своих современников не только своеобразными художественными образами прозаических произведений, но и особенным задором публицистических выступлений. Выходившие во время перестройки в десятках газет и журналов статьи Поляков собрал и издал в 2 книгах — «От империи лжи — к республике вранья» (1997) и «Порнократия» (1999), представляющих собой обжигающе-искреннюю летопись пореформенной России. В статье «Государственная недостаточность» Поляков обвиняет СМИ в формировании неприязни к своей собственной стране: «Из двух спорных точек зрения "медийцы" упорно выбирают именно ту, которая формирует у общества негативный образ своей державы, не важно — на нынешнем или на давно пройденном этапе. Образ этакой злобной геополитической неудачницы <...> Нас учат смотреть на свое как на чужое. Это очень опасно! Именно с этого начинается утрата культурной самоидентификации».
       С мая 2001 Поляков — главный редактор «Литературной газеты», которая при нем взяла курс на воссоздание единого литературного пространства России и быстро вернула свою былую популярность.
       По повестям и сценариям Полякова сняты фильмы: «Работа над ошибками» (1987), «ЧП районного масштаба» (1988), «Сто дней до приказа» (1989), «Ворошиловский стрелок» (1997, по сценарию, написанному в соавторстве с С.Говорухиным), «Левая грудь Афродиты» (1999), «Игра на вылет» (2000), «Замыслил я побег...» (2003), «Козленок в молоке» (2003).

Соч.:
       СС: в 3 т. М., 1997;
       СС: в 4 т. М., 2001;
       Избранные соч.: в 2 т. СПб., 1994;
       Козленок в молоке. Парижская любовь Кости Гуманкова: Роман, повесть. М., 1997;
       От империи лжи — к республике вранья: сб. статей. М., 1997;
       Небо падших. М., 1998;
       Замыслил я побег...: роман. М., 1999;
       Небо падших. Избранное. М., 2002;
       Плотские повести. М., 2003;
       Хомо эректус: пьесы. М., 2004.

Лит.:
       Болдырев Ю. Чувство времени // Знамя. 1981. №6;
       Хворащан А. У времени в плену // Молодая гвардия. 1981. №1;
       Бархатов А. Звонок на перемену // Литературная Россия. 1986. 17 окт.;
       Ульяшов Л. Жестокие игры... // Детская литература. 1988. №4;
       Соловьев Г. Динамика конъюнктуры // Кубань. 1989. №3;
       Иваницкая Е. К вопросу о... // Литературное обозрение. 1992. №2;
       Айрапетова Н. Полет 55-Б // Собеседник. 1993. №43;
       Куницын В. [Послесл.] // Поляков Ю. Избранные соч.: в 2 т. СПб., 1994;
       Соколов Б. Так рождаются лауреаты // Новое книжное обозрение. 1996. №13;
       Харламов И. Гиперболы и курьезы Ю.Полякова // Московский вестник. 1997. №3-4;
       Соколов Б. Два лица постсоветской литературы: О прозе Ю.Полякове и Б.Сорокина // Дружба народов. 1997. №6;
       Переяслов И. Юрий Поляков как зеркало российской перестройки // Проза. 2000. №1-2.

В.Б.Румянцев

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:16 UTC