|
Бунин Иван Алексеевич
[10(22).10.1870, Воронеж — 8.11.1953, Париж]
— прозаик, поэт.
Принадлежал к старинному дворянскому роду польского происхождения. Бунин
отмечал, что его род дал России «немало видных деятелей как на поприще
государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта
начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской
литературы, сын Афанасия Бунина...». Дворянская родословная Бунин в известной
мере предопределила в его творчестве художественную философию прошлого России,
основанную на ощущении своей родовой причастности к судьбе родины.
Раннее детство провел в небольшом фамильном поместье (хутор Бутырки Елецкого у.
Орловской губ.), в обстановке усадебной культуры. Десяти лет от роду был отдан
в Елецкую гимназию, где проучился четыре с половиной года, был исключен (в
связи с неуплатой денег за обучение) и вернулся в деревню. Получил домашнее
образование, в основе которого лежало прежде всего страстное чтение. Уже в
детстве проявились необычайная впечатлительность и восприимчивость Бунин,
качества, которые легли в основу его художественной личности и вызвали дотоле
невиданное в русской литературе по остроте и яркости, а также богатству
оттенков изображение окружающего мира. Бунин вспоминал: «Зрение у меня было
такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист
сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».
Бунин дебютировал как поэт в 1887.
В 1891 в Орле вышла первая книга стихов.
В 1893-94 Бунин пережил увлечение толстовством, занимался бондарным ремеслом,
посещал толстовские колонии. Горячие симпатии к личности и творчеству Толстого
Бунин сохранил на всю жизнь. В это же время Бунин стал печататься в столичных
журналах, и его творчество вызвало сочувственное внимание литературных
знаменитостей, в частности критика Н.К.Михайловского и поэта А.М.Жемчужникова,
который помог Бунину опубликовать стихи в журнале «Вестник Европы».
В 1896 Бунин напечатал свой перевод «Песни о Гайавате» Г.Лонгфелло, ставший
подлинным шедевром переводческого искусства.
С выходом в свет сборника «На край света» (1897), «Под открытым небом» (1898),
«Стихи и рассказы» (1900), «Листопад» (1901) Бунин постепенно утверждает свое
самобытное место в художественной жизни России. Поэтическое творчество Бунина
оказало сильное влияние на его прозаические опыты. Лучшие ранние рассказы
Бунина — «Перевал», «Новая дорога», «Святые Горы», «На край света», «Сосны»,
«Антоновские яблоки» — исполнены тончайшего лиризма, высокой поэзии. Настроение
лирического героя передается и всей окружающей его действительности. Подлинной
поэмой воспоминаний стали «Антоновские яблоки» (1900). Рассказ построен на
ощущении резкого слома эпох, недавнее прошлое было все еще связано со
стародавними временами, и вот они уходят безвозвратно. Чувственное восприятие
повествователя исполнено настоящей виртуозности оттенков; воспоминания
предопределены тоской по уходящей во тьму времен эпохе русской жизни, целому
материку истории. На всем лежит легкий флер грусти, утонченности и той
чувственной неги, которую сообщает впечатлениям вглядывающаяся в даль память.
Ранние рассказы Бунина можно назвать своеобразными «стихотворениями в прозе»,
они бесфабульны и представляют собой ряд поэтических впечатлений. Раннее
признание прозаического дара Бунина выразил Чехов, которого связывали с Буниным
близкие товарищеские отношения.
С 1902 Бунин стал сотрудничать в горьковском издательстве «Знание», что,
впрочем, не препятствовало его участию в издании символистской и модернистской
ориентации («Скорпион», «Шиповник», «Земля»).
В 1903 РАН присудила Бунину Пушкинскую премию за «Листопад» и «Песнь о
Гайавате».
В 1909 Бунин был избран почетным членом РАН, причем признание получила прежде
всего его поэзия. Она продолжала собой классическую традицию (А.А.Фет,
Я.П.Полонский, А.К.Толстой) и была чужда модернистскому обновлению стиха,
характерному для русской поэзии начала века. В то же время сгущенность
трагического опыта и его терпкое и горькое лирическое переживание делают
поэтическое творчество Бунина органической принадлежностью общей
экзистенциальной атмосферы русской и мировой поэзии XX в.
Первостепенное место в литературной жизни России Бунин занял в 1910-е, когда
вышли в свет повести «Деревня» и «Суходол», «крестьянские» рассказы («Древний
человек», «Хорошая жизнь», «Ночной разговор», «Веселый двор», «Игнат», «Захар
Воробьев», «Князь во князьях», «Иоанн Рыдалец», «Я все молчу», «Худая трава» и
др.), а также произведения, посвященные вечным темам любви и смерти, добра и
зла, красоты жизни и ее жестокости: «Господин из Сан-Франциско», «Братья»,
«Легкое дыхание», «Сны Чанга», «Петлистые уши».
В 1909-11 писатель занялся осмыслением событий потрясшей страну революции
1905-07. Страницы произведений Бунина заполняют новые герои, отношение автора к
истории исполнено горечи и сарказма, порой сгущающегося до особенно жесткого
юмора, порой переходящего в резкое отчуждение. Эти новые герои, с одной
стороны, пустоболты, бездельники и шатуны («Веселый двор»), с другой — мироеды
и кулаки («Хорошая жизнь»), а кроме того, еще и заскорузлые во грехе,
нераскаянные убийцы («Ночной разговор»), занимают место стихийных праведников и
мудрецов, героев ранних рассказов Бунина.
Произведения, посвященные изображению крестьянской России, отличает глубокий
сплав историзма и психологизма — тем более органичный, что для Бунина история
России есть не что иное, как история славянской души с ее изломами, надрывами,
прихотями и страстью к изменению жизни, утверждению в ней праздника и смысла.
Социальная тема у Бунина дана в философско-историческом и психологическом
плане. «Меня интересуют не мужики сами по себе,— писал Бунин,— а душа русских
людей вообще. <...> Нигде в иной стране жизнь дворян и мужиков так тесно,
близко не связана, как у нас. Душа у тех и у других, я считаю, одинаково
русская».
Повесть «Деревня» (1910) (о ней Горький сказал, что «так глубоко, так
исторически деревню никто не брал») на фоне широкой и многоцветной картины
деревенской России рисует судьбу двух братьев Красовых — Тихона и Кузьмы. Тихон
Красов — строгий и неутомимый в трудах и приобретениях хозяин, в глубине души
которого зреет невыразимая тоска по осмысленности существования, стремление
уйти от суетности животного материального бытия. Его брат — ни к чему не годный
неудачник, стихийный бунтарь, жадно мыслящий самоучка, дошедший до отрицания
души и истории России. Мрачна и беспросветна жизнь братьев, но сам размах их
личностей, крупность и природная талантливость натуры свидетельствуют об
огромных силах, которые таит в себе русская жизнь.
Важное значение имеет и лирико-символический подтекст произведения: история
Молодой, ее нелепой, жестокой жизни, ее дикой свадьбы с Дениской есть скрытая
проекция и в прошлое, и в будущее России. В бунинском повествовании царит
поэзия, мистерия и легенда.
Повесть «Суходол» (1911) посвящена трагической судьбе русского уездного
дворянства, его постепенному историческому вымиранию. За описанием старинной
помещичьей жизни, с ее безудержностью, жестокостью и капризом, чувствуется
дыхание современности. Особенностью колорита повести является ее терпкая
поэзия, берущая начало в лирической сгущенности ранних прозаических опытов
Бунина. Сарказм автора неотрывен от его огромной сердечной боли, что и создает
неповторимую атмосферу произведения, в котором есть что-то от торжественности и
неизбывной красоты заупокойной церковной службы по уходящему миру старинной
русской жизни. Забвение для Б. страшнее памяти о жестоком прошлом.
В это же время, в 1908-11, Бунин обращается к созданию путевых очерков о
поездках по странам Востока, в которых тема прошлого, глубочайшей древности
имеет первостепенное значение. Испытывая в 1910-е глубокий скепсис по отношению
к русской действительности; скепсис, который в какой-то мере отбросил
негативный отсвет и на восприятие русской старины, Бунин в то же время
нисколько не расстается с восторженно любовным чувством к древности как
таковой. Он лишь обращается теперь к истории человечества, к исконным центрам
мировой культуры — Греции, Малой Азии, Иудее. Более всего на Востоке Бунин
восхищает осязаемое присутствие прошлого в настоящем, спасительное, по мысли
Бунин, для культуры. Напротив, в России Бунин уже чувствует присутствие нового
человека, вырванного из родной почвы с корнем, каков, например, Дениска
(«Деревня») с его «кляповинкой» «Роль пролетариата в России», торчащей из
кармана. От этого нового героя русской истории Бунин не ждет решительно ничего
хорошего, и конкретно-историческое будущее уже предчувствуется им как
трагически тягостное.
Подлинных вершин художественного мастерства достигает Бунин в новеллистическом
творчестве 1910-х. Шедевры его новеллистики этой поры, исполненные отточенного
стилистического совершенства, отличает редкостный сплав острого трагизма бытия
и восхищения чувственной прелестью жизни. «Боль, горе, радость, ненависть — и
то последнее, всеобъемлющее, что называется любовь», связывает и объединяет
всех живущих на свете в рассказе «Братья» (1914). Протест против несовершенства
социального и мирового порядка тесно сплетается в произведении со щемящей
мыслью о том, что перед грозной загадкой жизни, страсти и смерти все люди —
братья.
Гигантский символ современной цивилизации, бессмысленного и внутренне
подорванного существования создал Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско»
(1915). Это одно из самых мрачных произведений писателя, однако и в нем
присутствует «радостный, прекрасный, солнечный» мир. С этим миром оказался
трагически разлучен современный человек с его гордыней и бесстыдным стремлением
нанять себе на потеху саму красоту и любовь.
Поразительна по огромному художественному смыслу история гибели
пятнадцатилетней гимназистки из рассказа «Легкое дыхание» (1916). Сюжет
рассказа прост и в его мелодраматическом содержании даже банален. Однако само
художественное решение произведения и прежде всего его композиция и стиль
поднимают тему рассказа на вершины поэзии, в которой все — очарование и тайна.
Размышлениями о смысле земного существования, признанием того, что высшей
правдой жизни является любовь, проникнут рассказ «Сны Чанга» (1916). Жизнь
предстает в этом произведении в единстве ее мрачных и пронзительно светлых
сторон, что создает в результате тонкое, сложное и лирически интимное
осмысление проблематики рассказа.
Тяжелые психологические коллизии рисует Бунин в рассказе «Петлистые уши»
(1916). Это произведение внутренне полемизирует с традициями русской
классической литературы, оно повествует о преступлении без всякого наказания,
об огромной силе зла, охватившего собой и весь мир (рассказ написан во время
Первой мировой войны), и душу человека, в котором нравственное вырождение и
физическая мощь могут так чудовищно дополнять друг друга.
В рассказе «Старуха» (1916) Бунин рисует Россию расколотой страной, в которой
посреди моря народного горя стоит остров «разливанного веселья» столичной
жизни. О том же он пишет и в рассказе «Князь во князьях» (1912), где проводит
резкую контрастную параллель между жизнью деревенского хозяина Лукьяна
Степанова и московским бытом его земляков-помещиков, прожившихся, покуда он
богател. Рассказ иллюстрирует мысль о глубоком беспорядке, царящем в обществе:
прежние хозяева жизни теряют последнее в роскошных ресторанах, пока
народившийся новый хозяин сидит в своей берлоге-землянке.
В рассказе «Святые» (1914) Бунин рисует свой поэтический ностальгический идеал
в образе бывшего крепостного Арсенича, который раза два-три в год приходит
повидать своих близких господ. Духовная связь с барскими детьми, которым
Арсенич рассказывает апокрифы, для Бунина драгоценна: Арсенич сам становится
легендой для детей — так связь времен становится живой, зримой и человечной.
Октябрьскую революцию Бунин встретил откровенно враждебно. Непримиримо относясь
к происходящему в стране, Бунин считал, что в России «вдруг оборвалась
громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое-то недоуменное
существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего,
чем живо человеческое общество». Размышлениям над ходом революционных событий
посвящен публицистически страстный дневник «Окаянные дни».
В 1920 Бунин эмигрировал и поселился во Франции. Творчество писателя периода
эмиграции не только не утратило своей художественной силы, но и обогатилось
новыми достижениями, среди которых — роман «Жизнь Арсеньева» (1930) и цикл
рассказов «Темные аллеи» (1943).
«Жизнь Арсеньева» рисует историю души художника, щедро одаренного творчески и
словно ошеломленного многоцветным и ликующим миром. Россия предстает на
страницах произведения как великая и чудесная страна, полная пленительного
очарования и влекущей тайны. Атмосферу романа создает прежде всего аромат
юности героя и связанная с ней, равно как и с его художнической натурой,
потрясающая острота впечатлительности. Путешествуя в прошлое своей жизни, к
истокам воспоминаний, Арсеньев заново переживает мгновения бытия, и в зеркале
его памяти встают удивительные по яркости картины, воскрешенные чудом его
художественного дара. Из мозаики этих жизненных впечатлений складывается
необычная индивидуальность героя — русского дворянина, художника тончайшей
духовной организации, человека, влюбленного в жизнь, радость и боль которой он
переживает так остро. Полагая, что старая Россия погибла и прошлое
невозвратимо, Бунин всем строем своего повествования противостоит этой гибели.
В самом акте художественного творчества он последовательно борется за то, чтобы
воскресить прошлое к жизни, и как художник он одерживает здесь самую большую
свою победу, поскольку русское прошлое, как оно описано в романе, становится
вечностью и отныне уже бессмертно. На страницах романа не случайно возникает
описание старого фотографического альбома, хранящего лица давно ушедших людей и
возбуждающего странные чувства полной причастности к их жизни и судьбам и
одновременно необыкновенной отчужденности от них. Роман стал вызовом, брошенным
смерти, поединком с самой историей, торжеством бытийственного ощущения жизни
как единства вечных начал. «Жизнь Арсеньева» принадлежит к высшим завоеваниям
русской прозы XX в.
Вскоре после выхода произведения в свет, в 1933, Бунин был удостоен Нобелевской
премии по литературе «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в
литературной прозе типично русский характер».
«Темные аллеи» — уникальная в русской литературе книга, где все 38 новелл
посвящены чувственной любви. Изображение любовной страсти исполнено у Бунин
психологического, философского, символического значения. Острый накал чувств
выявляет глубокий природный трагизм жизни. Катастрофические развязки рассказов
на разный лад подтверждают скрытую общую мысль книги: продолжительное счастье
влюбленных в этом дисгармоничном мире невозможно. Трагические любовные
треугольники, то и дело возникающие в сюжетах бунинских новелл («Кавказ»,
«Муза», «Генрих» и др.), подтверждают глубоко русскую мысль о том, что свое
счастье невозможно построить на несчастье другого человека. Суверенное право
каждого человека на особый внутренний мир также оказывается в разладе с
чувственным влечением любовников и стремлением обладать любимым существом
(«Чистый понедельник»). Наконец, единая цепь бытия связывает собою всех живущих
на свете, и любовная страсть героев вторгается в отношения между родными и
близкими влюбленных («Руся», «Красавица»), принося с собою беду и горе. Однако
в целом сумрачные тона не преобладают в книге: автор ведет читателя не к едкой
мрачности отчаяния, а к прочувствованному, выстраданному и одухотворенному
трагизму бытия.
В последние годы жизни Бунин создал также выдающиеся книги воспоминаний —
глубоко оригинальное философское сочинение «Освобождение Толстого» (1937) и
книгу об А.П.Чехове (опубл. посмертно, 1955).
Бунин остался в истории русской литературы как писатель классической традиции,
художник, отличавшийся огромной силой изобразительности, благородством и
строгостью формы, мастер необыкновенно яркого и в то же время чистого и
гармоничного стиля. Один из лучших русских стилистов, Бунин отличался даром
истинно художественного, поэтического переживания и отображения
действительности, тогда вся она в единстве вечного, случайного и мгновенного
предстает как неповторимая драгоценность.
Художественная философия Бунин во многом основана на вере в незыблемость вечных
устоев жизни, ее первоначал, которые невозможно изменить, а также на вере в то,
что чудесный дар впечатлительности и памяти дан человеку для того, чтобы
бороться со смертью, утверждать жизнь перед лицом смерти. После Октябрьской
революции Бунин быстро понял неизбежность и неотвратимость новой
действительности, но жить ею не захотел.
Характерной чертой творчества Бунина было то, что писатель ставил перед собой
прежде всего эстетические задачи и лишь через них — в опосредованной форме —
задачи нравственно-духовные. Что касается откровенной идеологической тенденции,
творчества «с направлением», то Бунин рано стал противополагать свои
художественные принципы такому искусству, а позднее стремился избежать малейших
следов его влияния.
Характерны в этом отношении воспоминания зрелого Бунин о некоторых ранних
произведениях: «Я написал и напечатал два рассказа, но в них все фальшиво и
неприятно: один о голодающих мужиках, которых я не видел и, в сущности, не
жалею, другой на пошлую тему о помещичьем разорении и тоже с выдумкой, между
тем как мне хотелось написать только про громадный серебристый тополь, который
растет перед домом бедного помещика Р., и еще про неподвижное чучело ястреба,
которое стоит у него в кабинете на шкапе... Если писать о разорении, то я хотел
бы выразить только его поэтичность».
Эта позиция Бунин во многом обусловила одинокое положение писателя в литературе
начала века, поскольку ни общественно-демократическая проблематика в ее
агитационном выражении, ни откровенный модернистский поиск не были свойственны
ему. Он шел и к изображению социально-философского начала жизни, и к поиску
новых форм в искусстве своим особым путем, в основе которого лежало глубоко
преемственное отношение к традициям русского классического искусства и
стремление к эстетизации действительности, пристальное вглядывание в
чувственную красоту вечного мира.
Соч.:
СС.: М., 1965-67. Т.1-9;
СС.: М., 1987-88. Т.1-6.
Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Стихотворения 1898-1916. М., 1997.
Т.1-3.
Лит.:
Айхенвальд Ю.И. И.Бунин // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей.
М.; 1917. Вып. 2;
Степун Ф.А. Литературные заметки: И.А.Бунин // Современные записки. 1926.
Кн.27;
Ходасевич В. О поэзии Бунина // Возрождение. 1929. 15 авг.;
Выготский Л.С. Легкое дыхание // Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965;
Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Париж, 1959;
Михайлов О. И.Бунин: Жизнь и творчество. Тула, 1987;
Бабореко А.К. И.А.Бунин: Материалы для биографии с 1870 по 1917. М., 1983;
Крутикова Л.В. И.Бунин // История русской литературы. Л., 1983. Т.4;
Долгополов Л.К. Судьба Бунина. Рассказ «Чистый понедельник» в системе
творчества Бунина эмигрантского периода // Долгополое Л.К. На рубеже веков. Л.,
1985;
ЛН (И.А.Бунин). Т. 84. Кн.1-2;
Нефедов В.В. Чудесный призрак: Бунин-художник. Минск, 1990;
Ильин И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики: Бунин. Ремизов.
Шмелев. М., 1991;
Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: Книга для учителя. М.,
1991;
Мальцев П.В. Иван Бунин. 1870-1953. М., 1994.
С.Ю.Ясенским
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|