|
Дорошевич Влас Михайлович
[5(17).4.1864, Москва - 22.2.1922, Петроград]
— прозаик, журналист, театральный критик.
Родители Дорошевича принадлежали к литературной «богеме». Отец — Сергей Соколов, журналист; рано умер. Мать, Александра Ивановна Соколова, происходила из богатого и знатного рода Денисьевых из Рязанской губ., получила образование в Смольном институте, печаталась в московской периодике под псевдонимами «Синее домино», «Помещица Анфиса Чубукова». Наиболее интересны ее мемуары «Встречи и знакомства» (о литературно-художественной жизни России второй половины XIX в.). Фамилию Дорошевич получил от приемного отца, домовладельца Михаила Ивановича Дорошевича, который усыновил ребенка 6-ти месяцев от роду, оставленного матерью в дешевом номере гостиницы. Спустя 10 лет А.И.Соколова через суд сумела вытребовать сына к себе. Власу была нанесена тяжелая душевная травма. Впоследствии он не раз обращался к теме «О незаконных и о законных, но несчастных детях».
Систематического образования Дорошевич не получил: из гимназии его исключили, вероятно, по причине дерзкого отношения к начальству. В своих фельетонах он с горечью высмеивал детскую школу, где «готовили маленьких чиновников». На формирование мировоззрения Дорошевич сильное воздействие оказали революционно-демократические идеи 1860-70-х. Он увлекался книгой писателя-демократа А.К.Шеллера-Михайлова «История пролетариата во Франции», считая ее обязательной для всякого «мыслящего» юноши; занимался изучением истории Великой французской революции. Его любимыми писателями были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Достоевский, Тургенев и особенно Салтыков-Щедрин, которого Дорошевич считал своим «величайшим учителем». Дорошевич знал английский и французский язык, латынь. Самообразование и усиленное чтение сделали его одним из образованных людей своего круга.
Неполных 16-ти лет Дорошевич ушел из дома в самостоятельную жизнь.
В начале литературной деятельности — в 1880-е и последующие годы Дорошевич тяготел к народной культуре. В поисках средств к существованию он переложил для лубочной книги повесть Гоголя «Страшная месть» и продал ее молодому издателю Ив.Сытину для Никольского книжного рынка. Это был его первый литературный опыт.
В 1881 редактора-издателя газеты «Московский листок» Н.И.Пастухова привлекло остроумное перо молодого Дорошевича, способное поразвлечь читателя. «Веселый Москвич» (псевдоним Дорошевич) становится известным как составитель иллюстрированных лубочно раскрашенных сборников, рассчитанных на простонародный вкус («Веселый листок для чтения: на даче, в вагоне, на пароходе, в гостинице и дома» и др.).
Дорошевич не устраивала роль развлекателя публики, и вскоре на страницах журнала «Волна» появился «Дневник профана», своеобразный «манифест» Дорошевича, верность принципам которого он сохранил на протяжении всей жизни: «Я объявляю себя стоящим вне всяких партий, не принадлежащим ни к какой литературной корпорации и потому с большей свободой, основываясь только на здравом смысле, присущем всякому русскому человеку, буду судить о всех событиях общественной жизни, с калейдоскопической быстротой происходящих перед нами. "Карать" и "клеймить" тоже я не обещаю... Мое дело будет представить читателю факты, очистить их от всех затемняющих обстоятельств, осветить истинным светом». Заметим, что эта декларация типичного восьмидесятника явно перекликалась с аналогичными высказываниями А.П.Чехова.
Вместе с А.П.Чеховым, В.А.Гиляровским, А.В.Амфитеатровым и др. Дорошевич сотрудничал в юмористических журналах «Будильник» и «Развлечение», где вел ряд фельетонных обозрений: «Шипы и розы провинции», «Москва и москвичи», «Письма к бабиньке», «Картинки общественной жизни». Даже на фоне его знаменитых современников Дорошевича привлекал читателей богатой выдумкой, сатирическим выразительным языком, умелой лепкой масочных характеров купцов, разночинцев, бедного люда. Дорошевич был изобретателен в своих псевдонимах, которых насчитывается более сотни: «Иван Иванов сын Иванов», «Сын своей матери», «Профан», «Жан Хлестаков», «Забавник», «Козьма-сын-Прутков», «Маркиз Враль», «Шаловливый Власик» и др. Дорошевич работал, пародируя стиль Гоголя, Щедрина, Чехова и др. с таким расчетом, чтобы факт пародирования был осознанно читателем.
Расцвет творчества Дорошевич падает на 1890-е. «Литературной сенсацией» (К.И.Чуковский) явился приезд Дорошевича в Одессу и его сотрудничество в газету «Одесский листок». Фельетоны Дорошевич наполнились социальным содержанием и приобрели резко сатирическую окраску (сб. «Одесса, одесситы и одесситки», 1895). В.Г.Короленко признавал «несомненный талант» Дорошевича, его хлесткость, остроумие, однако писал, что он был «истинным сыном... уличной прессы».
Особую область творчества Дорошевич образуют мастерски выполненные художественные портреты видных русских артистов: Н.П.Рощина-Инсарова, М.Т.Иванова-Козельского, Е.Я.Неделина, Н.Н.Фигнера и позднее (во время работы в газете «Россия» и «Русское слово») Ф.И.Шаляпина, М.Г.Савиной, М.Н.Ермоловой, А.П.Ленского, П.А.Стрепетовой и др. Театр для Дорошевича служил мерилом всех вещей. Он любил повторять: «Мы ходили в университет и учились в Малом театре».
Плодотворны его многократные поездки за границу (в Западную Европу, на Цейлон, в Индию, Японию, Китай, Иран, Турцию, Соединенные Штаты Америки). Они расширили кругозор журналиста, обострили его понимание российской социальной действительности. Один из существенных результатов поездки — цикл «Америка (Из моего путешествия по Соединенным Штатам)» (1898), написанный ярко, насыщенный бытовыми, психологическими и социальными подробностями.
В странах Востока Дорошевича интересовали быт, нравы, фольклор. Итогом его восточных странствий были «Турецкие сказки», «Сто золотых китайских сказок», «Арабские легенды» и др. («Легенды и сказки Востока». М., 1902). Общим для них явилось сатирическое изображение верхов (к примеру, китайских богдыханов и мандаринов), сочувствие к бедствиям простых людей.
Важным событием, определившим дальнейшее развитие творческой биографии Дорошевича, стала его поездка на о.Сахалин (1897). В двух книгах — «Как я попал на Сахалин» и «Сахалин» (обе — 1903) — Дорошевич, как до него А.П.Чехов, старался «добыть настоящую правду» об учреждениях, быте, нравах каторги. Характеризуя Сахалин как «помойную яму», «мертвый остров», Дорошевич указывал на невозможность возрождения, «нравственного воскрешения» преступников в таких условиях. Социальные вопросы, поднятые Дорошевичем, их освещение сделали его заметной фигурой дореволюционной журналистики. В течение четырех лет длился судебный процесс по обвинению Дорошевича «в клевете в печати», возбужденный смотрителем Дуйской тюрьмы А.С.Фельдманом. В итоге Дорошевич был оправдан. Сахалинские очерки Дорошевича опирались на традиции художественной публицистики Ф.М.Достоевского («Записки из Мертвого дома»), П.Ф.Якубовича (Мельшина) («В мире отверженных»), А.П.Чехова («Остров Сахалин»).
В 1890-1900-х Дорошевич выступил с фельетонами о российском судопроизводстве (в газете «Россия» и «Русское слово»). Вместе с Л.Н.Андреевым он добился оправдательного приговора для братьев Скитских («дело Скитских»). В ряде очерков, статей и памфлетов («Пытки», «Детоубийство», «Исчезнут ли тягчайшие наказания» и др.) он рассказал о применении пыток при следственных дознаниях, об истязании людей в тюрьмах и доведении их до самоубийства. Участие Дорошевича в судебных делах Золотовой, Коноваловой, Тальмы и др. позволило министру юстиции Н.В.Муравьеву назвать его «вторым прокурором, четвертым судьей и тринадцатым присяжным».
Дорошевич создал острокритические фельетоны и очерки на темы культуры («Письмо Хлестакова», «Горький» и др.) и журналистики: он изобличил редактора реакционной газеты «Новое время» А.С.Суворина за «оды измене и нагайке» («Сцена у фонтана»), нововременского критика В.П.Буренина, деятельность которого приравнял к работе сахалинского палача («Старый палач»); Дорошевич критически писал о политическом либерализме видных государственных деятелей России («Вихрь», «Н.П.Дурново», «Граф Витте» и др.).
В 1910-е творческая активность Дорошевич упала. Перед Октябрьской революцией он выпустил цикл статей «При особом мнении».
С авг. 1918 по май 1921 он жил в Севастополе, отказался от сотрудничества в контрреволюционных газет. По окончании Гражданской войны в Крыму уже больной Дорошевич сделал заявление о полном присоединении к советской власти.
В мае 1921 Дорошевич возвратился в Петроград и вскоре умер (похоронен неподалеку от могил Белинского и Плеханова).
Дорошевич вошел в историю литературы под именем «короля фельетонов». Его фельетон соединил элементы публицистики, сатирического и лирического репортажа. Дорошевич придал массовому газетному жанру художественность.
Соч.:
СС: в 9 т. М., 1905-07;
Избранные рассказы и очерки / сост., послесл., прим. С.В.Иванова. М., 1966;
Золотая лихорадка: сб. / сост. В.Сурмилов; рис. И.Сычева. М., 1982. (Б-ка «Крокодила»). №3 (896);
Сказки и легенды / вступ. статья С.В.Букчина. Минск, 1983;
Избранные страницы / сост., предисл., прим. С.И.Чупринина. М., 1986. (Литературная летопись Москвы);
Рассказы и очерки / вступ. статья А.П.Карелина. М., 1987.
Лит.:
Теплинский М. Влас Дорошевич — автор книги «Сахалин» // Сахалин: литературно-художественный сборник. Южно-Сахалинск, 1968;
Букчин С.В. Судьба фельетониста. Минск, 1975.
М.А.Телятник
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|