|
Серебряков Геннадий Викторович
[30.1.1937, Акмолинск Казахской ССР - 16.3.1996, станция Семхоз, под Москвой]
— поэт, прозаик.
Родители Серебрякова родом из окрестностей знаменитого с.Палех, из крестьянских
семей, приобщившихся к живописному делу: дед Серебрякова по отцу —
потомственный богомаз, по преданию, и фамилия раньше звучала как Сереброковы
(ковали серебряные оклады для икон). Отец Серебрякова, Виктор Алексеевич,
мальчишкой убежал на фронт, стал красным командиром, чапаевским бойцом. Окончив
командирскую школу, служил в дальних гарнизонах, в основном пограничных.
Геннадий родился во время одного из переездов семьи, прямо в пути, а
зарегистрировали его в г.Акмолинске. Отечественная война застала семью на
западной границе, с последним эшелоном мать с детьми успели эвакуироваться.
Детство Серебряков прошло в дедовской деревне Смертино в 5 км от Палеха.
Отец погиб на фронте. Пройдя более полутора тысяч километров, раненный в обе
ноги, по вражеским тылам от границы до Брянщины, он стал начальником штаба
партизанского соединения. «Партизанскому Суворову» — так звучит надпись на его
обелиске. Сын узнал о фронтовой судьбе отца много позднее, из рассказов
однополчан. Тема памяти о войне станет в его творчестве одной из главных и
патриотически насыщенных.
Окончив индустриальный техникум, Серебряков работал на текстильных фабриках
Поволжья. Стихи начал писать рано. Но серьезное увлечение пришло, когда в
1950-е поехал на целину, оттуда послал тетрадку стихов в Литературный институт,
куда позже поступил учиться. Первые книги вышли в начале 1960-х. Материалом их
служили жизненные впечатления, а пафос определялся атмосферой времени —
безрассудным энтузиазмом молодых покорителей природы: «И я, прямой, как
просека, сквозь заросли иду» («Просека», 1954); «В могучую грудь степную /
Вбивается первый кол» («Целина», 1957).
Большую роль в самоопределении поэта сыграла журналистская работа: начинал
Серебряков в шуйской городской газете «Знамя коммунизма», ивановской молодежной
газете «Ленинец» (там и появились его первые поэтические публикации), позже
работал в «Комсомольской правде», журнал «Молодая гвардия», входил в
редколлегию «Нашего современника».
Публицистичность, гражданственность сразу определили его поэтическую
индивидуальность. Идеологическая прямолинейность, патриотическая риторика часто
перевешивали в его стихах 1970-80-х живую лирическую интонацию. Названия его
стихотворений этого времени напоминают заголовки передовиц («Баллада о Серпе и
Молоте», «Баллада о комиссаре»), а темы — политинформацию. Показательно такое
признание: «мир разделен на белых и на красных / Есть цветовые гаммы, есть
оттенки. / Но мир я вижу все-таки контрастным». Демократизм стиля и стиха
сделал некоторые его поэтические произведения песнями («Гуси-лебеди»,
«Разговоры», «Любит — не любит»).
Живая лирическая стихия вырывалась наружу в пейзажной лирике, рождая
запоминающиеся, незаемные образы и разнообразные интонации: «Снова
закручинилась неясыть, / Плачет над пугливою водой» («На душе тревожно и
неясно...», 1975); «В ресницах из рыжей осоки / Озерные стынут глаза» («Как
будто бы неба осколки. ..», 1966); «Оранжевым конем стреноженным / Пасется
солнце на лугу» («Вновь душу что-то растревожило...»); «Кудрявый и смуглый, как
Пушкин / Кленок у дороги стоит» («Дорога на Болдино», 1971); «Пчелы дикие
кружат. / Чернобылом горчит. / И хронометр кузнечика / Чутко / В травах стучит»
(«Вот и лета макушка...», 1978). Но порой и в этой теме поэт не избегал
идеологической «нагрузки» («Маки»).
В творчестве Серебряков достаточно большое место занимают опыты в жанре поэмы.
В них Серебряков идет по пути сочетания исторического со злободневным,
биографического с беллетристическим («Первопроходцы» (1969-72); «Фронтовики»
(1974-75). В этом ряду выделяется поэма-сказание о Палехе «Солнечные кони»
(1971-76), умело расцвеченная оригинальной метафорической образностью: «когда
же копытами кони / Ударили в сердце твое?»; «багряные краски мечты... пылающие,
лихие, с расплавленным солнцем в крови».
Книга «Соловьи на снегу» (М., 1988) стала последней прижизненной книгой
Серебрякова и ярко обозначила драму его поколения, не желающего отрекаться от
своих идеалов. Публицистичность и риторика поэзии Серебрякова возрождаются в
новом ракурсе: «Отечество не выбирают, / Отечеству принадлежат» («Заклинание»);
«Припадут к лесной отчизне сердцем, / Чтоб ее от стужи отогреть» («Соловьи на
снегу»). В то же время на этом общем фоне нельзя не заметить настоящих
поэтических находок: «Вновь Россия едет, едет... / Но куда? / Куда? / Куда?!»
(«На вокзале»); «В глазах мировая тоска... / Лишь детство анютиных глазок / На
строгом сукне сюртука» («К портрету Батюшкова с цветком в петлице»); «Как угли
кисти распалила / И над собою подняла» («Рябина»).
Серебряков пробовал себя и в прозе. В 1985 он издал исторический роман о
поэте-воине Денисе Давыдове. В последние годы начал работу над романом на
близкую тему о старшем сыне Пушкина, Александре, профессиональном военном.
Растерянность и горечь жизненных итогов, творческая невостребованность новым
временем звучит в поздних поэтических признаниях Серебрякова: «Сижу, в ладони
уронив чело, / И об одном лишь думаю устало, / О том, как быстро прошлое ушло,
/ А будущее / Так и не настало».
Соч.:
Просека: стихи. Иваново, 1963;
Полюс радости: Новая книга стихов. Ярославль, 1965;
Наедине с Россией: Книга стихов. М., 1969;
Именем любви: Книга лирики. М., 1976;
Дым Отечества: Книга стихов. М., 1977;
Ситцевая радуга. М., 1980;
Солнечные кони: поэма. М., 1982;
Полдень. М., 1984;
Денис Давыдов: роман. М., 1985;
Избранное: Стихотворения. Поэмы. М., 1987;
Соловьи на снегу: Стихотворения и поэма. М., 1988.
Лит.:
Таганов Л. Вокруг «лирической обоймы» // Молодые о молодых. М., 1974.
С.246-251;
Таганов Л. На поэтических меридианах. Ярославль, 1975. С.94-104;
Сердюк В. Отчая земля. Ярославль, 1978. С.100-116;
Шевцов И. Светлый талант // Литературная Россия. 1997. №9;
Между прошлым и будущим: Посмертная книга стихов. Воспоминания друзей. Иваново,
1998.
К.И.Шарафадина
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|