Михайлов Олег Николаевич [18.06.1932]

Михайлов Олег Николаевич
       [18.6.1932, Москва]
       — прозаик, критик, литературовед.
       Отец — из крестьян Вяземского у. Смоленской губ. В Германскую войну воевал в чине подпоручика, Георгиевский кавалер. После революции — кадровый командир Красной Армии. Мать — из семьи потомственных военных. Дед Павел Андреевич дважды во время Гражданской войны переходил от белых к красным и закончил ее, командуя 1-м Иннокентьевским полком на Восточном фронте. Продолжая семейные воинские традиции, Михайлов поступил в 1943 в Курское суворовское военное училище и завершил среднее образование в 1950 в 1-й Московской спецшколе ВВС. В том же году стал студентом филологического факультета МГУ.
       С 1955 по 1958 — аспирант ИМЛИ.
       Печатается с 1954. Первые публикации связаны с изучением лит-ры русской эмиграции.
       В 1967 вышла его книга «И.А.Бунин. Очерк творчества», в 1976 — «Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество», в 1981 — «Куприн»; в итоговых работах «Литература Русского зарубежья» (1995) и «От Мережковского до Бродского» (2001) Михайлов затрагивает тему идейно-нравственного противопоставления первой и третьей волн эмиграции. Среди критических работ выделяется книга «Верность. Родина и литература» (1974), где наиболее яркой является глава о так называемой «одесской школе» — «В исканиях гуманизма».
       В 1973 вышел исторический роман «Суворов», который был переведен на 10 иностранных языков и за который Михайлов был удостоен в 1980 премии Министерства обороны СССР в области литературы. О.Добровольский писал о романе: «...в чем же заключается художественность книги о Суворове? Прежде всего в самом образе полководца, его писательском постижении и воплощении. В долгой череде ярко, мастерски выписанных эпизодов, картин, сцен, в которых зримо запечатлены люди и эпоха... Художественность и в уже вполне выработавшейся авторской манере изложения, авторском слоге — простом, строгом, сдержанном, искреннем» (Добровольский О. Первый меч России // Литературная Россия. 1978. №25).
       В 1977 Михайлов публикует «Романизированное описание исторических происшествий и подлинных событий, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина». В предисловии к книге член-корреспондент АН СССР Л.И.Тимофеев писал: «Невыдуманный облик Державина, его жизнь, его судьба, переданная пером живым и ярким, поможет лучше узнать и полюбить одного из замечательных поэтов XVIII в., который, по определению Белинского, был "первым живым глаголом поэзии русской"». В статье «Путь к прозе. О книгах Олега Михайлова» А.Ушаков, говоря о «Державине», подытоживал: «Это уже в самом точном смысле слова художественная проза... Перо автора окончательно обращается к живописанию, возникают композиция и сюжет, отражающие, с одной стороны, картину исторического времени, реальность судьбы Державина, а с другой стороны, подчиненные законам художественного повествования» (Литературная Россия. 1977. №49). Роман о Державине получил литеатурную премию журнала «Волга», где был опубликован.
       Роман «Генерал Ермолов», появившийся в 1983, воскрешает фигуру одного из героев войны 1812 и грозного проконсула Кавказа. Неоднозначное отношение к Ермолову вызвало необходимость предисловия, написанного доктором исторических наук Хаджи Муратом Ибрагимбейли, который, в частности, отмечал: «Тенденция к психологическому анализу вообще и персонажей романа в частности, проникновение в их глубокий внутренний мир, метод историзма при создании центральных и второстепенных образов — характерная черта романа Олега Михайлова. Другой особенностью данного сочинения является анализ человеческих взаимоотношений в описываемую эпоху с дифференцированным подходом к представлениям каждой социальной группы. В конечном итоге в романе предпринята попытка изучить анатомию всего общества в России в конце XVIII — первой трети XIX вв.». Роман вызвал острую полемику на страницах «Литературной газеты», «Нашего современника», «Литературной России», подчас принимавшую резко критический характер (см., например: Мальгин А. Разрушение жанра, или Кое-что об исторической прозе // Литературная газета. 1983. №38).
       Широкое признание получил исторический роман Михайлов «Кутузов» (премия Пикуля; вошел в 100 лучших книг за 1988 по читательскому опросу в «Книжном обозрении»). В очерке «Единство. Штрихи к портрету Олега Михайлова» В.Васильев отмечал: «Читатель, конечно, не видит того пота, который проливает автор, добиваясь этой вот свободы, легкости. Между тем со страниц книги О.Михайлова встает живой Кутузов <...>. Без преувеличения замечателен фон, который возникает, создавая "романный воздух",— целый сонм современников, каждый из которых несет черты резкой индивидуальности» (Литературная Россия. 1988. №22).
       Последний в этом цикле роман «Забытый император» (1996) — об императоре-миротворце Александре III.
       Как «чистый» прозаик Михайлов выступает в 1978, публикуя роман «Час разлуки», в 1981 — сборник рассказов «Маленькая Наташа», затем — книгу прозы «Особняк с фонариками» (1987), наконец, роман о перестройке и событиях последних лет, пропущенных через призму драматических переживаний главного героя,— «Пляска на помойке» (2000). Роман «Час разлуки», как и вся проза Михайлова, носит исповедальный характер. Критик А.Ланщиков, разбирая роман «Час разлуки» и рассказы Михайлова, пришел к выводу: «...чувства лирического героя новеллы "Бессонное око", не только углубляют прочтение характеров героев др. произведений О.Михайлова, но и придают всей книге философское звучание. Олег Михайлов обратился к нам с исповедью, частности которой не мешают нам утолить и наше собственное наболевшее, но не высказанное чувство» (Ланщиков А. Право на исповедь // Литературная Россия. 1979. 12 нояб.). Позднее, однако, он переменил свою точку зрения, высказавшись о романе в критических тонах (статья «Когда не сбываются детские сны...» // Москва. 1983. №3). С Ланщиковым спорил В.Черкасов в очерке «Средь шума городского» (в своей книге «Путешествия. Рассказы о писателях России». М., 1987). Он, в частности, приводит строки из издательской рецензии на роман В.Лихоносова: «Примечательно, что в отличие от некоторых прочих романов, шумевших у нас, "Час разлуки" своей беспощадностью направлен не на так называемые общественные язвы, а на "собственную" жизнь героя. Это исповедь, это очищение болью — не вдохновенная литературная игра, нет; слово произнесено негромко и записано себе, но как бы в силу открытого характера отдано потом на публику. Редкое умение! Вот в чем первая прелесть романа, его притягательность, заразительность и сущая правда».
       Последний роман Михайлова «Пляска на помойке» завершает жизнь и судьбу сквозного героя. «Михайлов,— заключает рецензент А.Колобродов,— пишет вопиюще нетрадиционное сочинение <...>, текст <...> я определил бы <...> как постсоцреалистический, учитывая не только сюжетные коллизии, но и жанр, стилистику... И если за классицизмом любого пошиба следует сентиментализм с его магистральным жанром — романом воспитания, историей духовного становления человека в эпохе, то все это без труда можно наблюдать в "Пляске на помойке". С небольшой поправкой — вектор Михайловского текста устремлен не в будущее, а в прошлое: роман воспитания перерастает в свою жгуче современную вариацию — попытку самооправдания» (Новый мир. 1999. №9).

Соч.:
       Избранное: в 2 т. М., 1989.

Лит.:
       Краткая литературная энциклопедия. Т.9;
       Казак В. Лексикон русской литературы. XX в. М., 1996;
       Современная политическая история России. Т.2. Лица России. М., 1998.

Н.С.Русинкова

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:06 UTC