|
Михайлов Олег Николаевич
[18.6.1932, Москва]
— прозаик, критик, литературовед.
Отец — из крестьян Вяземского у. Смоленской
губ. В Германскую войну воевал в чине подпоручика, Георгиевский кавалер. После
революции — кадровый командир Красной Армии. Мать — из семьи потомственных
военных. Дед Павел Андреевич дважды во время Гражданской войны переходил от
белых к красным и закончил ее, командуя 1-м Иннокентьевским полком на Восточном
фронте. Продолжая семейные воинские традиции, Михайлов поступил в 1943 в
Курское суворовское военное училище и завершил среднее образование в 1950 в 1-й
Московской спецшколе ВВС. В том же году стал студентом филологического
факультета МГУ.
С 1955 по 1958 — аспирант ИМЛИ.
Печатается с 1954. Первые публикации связаны с изучением лит-ры русской
эмиграции.
В 1967 вышла его книга «И.А.Бунин. Очерк творчества», в 1976 — «Строгий талант.
Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество», в 1981 — «Куприн»; в итоговых работах
«Литература Русского зарубежья» (1995) и «От Мережковского до Бродского» (2001)
Михайлов затрагивает тему идейно-нравственного противопоставления первой и
третьей волн эмиграции. Среди критических работ выделяется книга «Верность.
Родина и литература» (1974), где наиболее яркой является глава о так называемой
«одесской школе» — «В исканиях гуманизма».
В 1973 вышел исторический роман «Суворов», который был переведен на 10
иностранных языков и за который Михайлов был удостоен в 1980 премии
Министерства обороны СССР в области литературы. О.Добровольский писал о романе:
«...в чем же заключается художественность книги о Суворове? Прежде всего в
самом образе полководца, его писательском постижении и воплощении. В долгой
череде ярко, мастерски выписанных эпизодов, картин, сцен, в которых зримо
запечатлены люди и эпоха... Художественность и в уже вполне выработавшейся
авторской манере изложения, авторском слоге — простом, строгом, сдержанном,
искреннем» (Добровольский О. Первый меч России // Литературная Россия. 1978.
№25).
В 1977 Михайлов публикует «Романизированное описание исторических происшествий
и подлинных событий, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина». В
предисловии к книге член-корреспондент АН СССР Л.И.Тимофеев писал:
«Невыдуманный облик Державина, его жизнь, его судьба, переданная пером живым и
ярким, поможет лучше узнать и полюбить одного из замечательных поэтов XVIII в.,
который, по определению Белинского, был "первым живым глаголом поэзии
русской"». В статье «Путь к прозе. О книгах Олега Михайлова» А.Ушаков, говоря о
«Державине», подытоживал: «Это уже в самом точном смысле слова художественная
проза... Перо автора окончательно обращается к живописанию, возникают
композиция и сюжет, отражающие, с одной стороны, картину исторического времени,
реальность судьбы Державина, а с другой стороны, подчиненные законам
художественного повествования» (Литературная Россия. 1977. №49). Роман о
Державине получил литеатурную премию журнала «Волга», где был опубликован.
Роман «Генерал Ермолов», появившийся в 1983, воскрешает фигуру одного из героев
войны 1812 и грозного проконсула Кавказа. Неоднозначное отношение к Ермолову
вызвало необходимость предисловия, написанного доктором исторических наук Хаджи
Муратом Ибрагимбейли, который, в частности, отмечал: «Тенденция к
психологическому анализу вообще и персонажей романа в частности, проникновение
в их глубокий внутренний мир, метод историзма при создании центральных и
второстепенных образов — характерная черта романа Олега Михайлова. Другой
особенностью данного сочинения является анализ человеческих взаимоотношений в
описываемую эпоху с дифференцированным подходом к представлениям каждой
социальной группы. В конечном итоге в романе предпринята попытка изучить
анатомию всего общества в России в конце XVIII — первой трети XIX вв.». Роман
вызвал острую полемику на страницах «Литературной газеты», «Нашего
современника», «Литературной России», подчас принимавшую резко критический
характер (см., например: Мальгин А. Разрушение жанра, или Кое-что об
исторической прозе // Литературная газета. 1983. №38).
Широкое признание получил исторический роман Михайлов «Кутузов» (премия Пикуля;
вошел в 100 лучших книг за 1988 по читательскому опросу в «Книжном обозрении»).
В очерке «Единство. Штрихи к портрету Олега Михайлова» В.Васильев отмечал:
«Читатель, конечно, не видит того пота, который проливает автор, добиваясь этой
вот свободы, легкости. Между тем со страниц книги О.Михайлова встает живой
Кутузов <...>. Без преувеличения замечателен фон, который возникает, создавая
"романный воздух",— целый сонм современников, каждый из которых несет черты
резкой индивидуальности» (Литературная Россия. 1988. №22).
Последний в этом цикле роман «Забытый император» (1996) — об
императоре-миротворце Александре III.
Как «чистый» прозаик Михайлов выступает в 1978, публикуя роман «Час разлуки», в
1981 — сборник рассказов «Маленькая Наташа», затем — книгу прозы «Особняк с
фонариками» (1987), наконец, роман о перестройке и событиях последних лет,
пропущенных через призму драматических переживаний главного героя,— «Пляска на
помойке» (2000). Роман «Час разлуки», как и вся проза Михайлова, носит
исповедальный характер. Критик А.Ланщиков, разбирая роман «Час разлуки» и
рассказы Михайлова, пришел к выводу: «...чувства лирического героя новеллы
"Бессонное око", не только углубляют прочтение характеров героев др.
произведений О.Михайлова, но и придают всей книге философское звучание. Олег
Михайлов обратился к нам с исповедью, частности которой не мешают нам утолить и
наше собственное наболевшее, но не высказанное чувство» (Ланщиков А. Право на
исповедь // Литературная Россия. 1979. 12 нояб.). Позднее, однако, он переменил
свою точку зрения, высказавшись о романе в критических тонах (статья «Когда не
сбываются детские сны...» // Москва. 1983. №3). С Ланщиковым спорил В.Черкасов
в очерке «Средь шума городского» (в своей книге «Путешествия. Рассказы о
писателях России». М., 1987). Он, в частности, приводит строки из издательской
рецензии на роман В.Лихоносова: «Примечательно, что в отличие от некоторых
прочих романов, шумевших у нас, "Час разлуки" своей беспощадностью направлен не
на так называемые общественные язвы, а на "собственную" жизнь героя. Это
исповедь, это очищение болью — не вдохновенная литературная игра, нет; слово
произнесено негромко и записано себе, но как бы в силу открытого характера
отдано потом на публику. Редкое умение! Вот в чем первая прелесть романа, его
притягательность, заразительность и сущая правда».
Последний роман Михайлова «Пляска на помойке» завершает жизнь и судьбу
сквозного героя. «Михайлов,— заключает рецензент А.Колобродов,— пишет вопиюще
нетрадиционное сочинение <...>, текст <...> я определил бы <...> как
постсоцреалистический, учитывая не только сюжетные коллизии, но и жанр,
стилистику... И если за классицизмом любого пошиба следует сентиментализм с его
магистральным жанром — романом воспитания, историей духовного становления
человека в эпохе, то все это без труда можно наблюдать в "Пляске на помойке". С
небольшой поправкой — вектор Михайловского текста устремлен не в будущее, а в
прошлое: роман воспитания перерастает в свою жгуче современную вариацию —
попытку самооправдания» (Новый мир. 1999. №9).
Соч.:
Избранное: в 2 т. М., 1989.
Лит.:
Краткая литературная энциклопедия. Т.9;
Казак В. Лексикон русской литературы. XX в. М., 1996;
Современная политическая история России. Т.2. Лица России. М., 1998.
Н.С.Русинкова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|