|
Зёрнов Николай Михайлович
[9(21).10.1898, Москва — 25.8.1980, Оксфорд]
— прозаик, философ, историк русского религиозного возрождения XX в.
Родился в семье врача и общественного деятеля М.С.Зернова. Мать — урожденная С.А.Кеслер, педагог, общественная деятельница. Воспитывался в традициях православия и русской культуры. Зимой семья жила в Москве, с лета по осень — в Ессентуках (где М.С.Зернов в 1890 основал Вспомогательное общество «Санаторий») и в имении «Сандаш» (Сочи). В Москве и на Кавказе в их доме собирались писатели, артисты, духовенство.
В 1917 Зёрнов с золотой медалью окончил московскую гимназию Л.И.Поливанова и поступил на медицинский факультет Московского университета.
В марте 1921 семья Зерновых, которую революция застала на Кавказе, покинула Россию: Константинополь, далее Сербия, где Зёрнов поступил на богословский факультет Белградского университета. Один из организаторов Белградского православного кружка, в заседаниях которого принимали участие профессора В.Зеньковский, Д.Философов, епископ Вениамин.
В 1925 Зёрнов перебирается в Париж с целью укрепить и расширить работу студенческих религиозных кружков.
С 1925 по 1932 — секретарь Русского христианского студенческого движения.
В 1925-1929 Зёрнов первый редактор журнала «ВРСХД». Осенью 1927 отец Сергей Булгаков обвенчал Зёрнова с Милицей Владимировной Лавровой, изучавшей в Париже медицину, активной участницей Студенческого христианского движения, ставшей сподвижницей и помощницей Зёрнова во всех его начинаниях.
В 1930 Зёрнов зачислен для соискания докторской степени в Оксфордский университет.
С 23 июня 1932 — доктор философии.
В 1934 Зёрнов с женой переезжает в Англию по приглашению Фонда англо-православного содружества помощи русской церкви.
С 1934 по 1947 — секретарь и вице-председатель Англо-Православного содружества им. Сергия Радонежского и св. мученика Албания.
С 1947 по 1966 читал в Оксфордском университете лекции по восточно-православной культуре.
С 1966 — доктор богословия. Принимал участие в богословских конференциях и съездах. Член Королевского общества литературы.
В годы Второй мировой войны в связи с возросшим интересом к России Зёрнов ездил по Англии с лекциями, пропагандируя русскую православную культуру. Впечатления о поездках опубликованы в журнала «Соборность» (1945. №33; 1946. №34). Его книга «Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев» (1944) выдержала несколько изданий. За годы жизни в Оксфорде им написаны книги «Вселенская церковь и русское православие» (1952), «Русское религиозное возрождение XX в.» (1963).
В 1959 Зёрнов и его жена создали в Оксфорде Дом св.Григория и св.Макрины, ставший религиозным экуменическим центром.
В 1953-1954 Зёрнов — принципал Католиканского колледжа в Траванкоре (Индия), профессор богословия в американских университетах в Дрю (Нью-Джерси), Айове, Дьюке (Сев. Каролина). Совместно с М.В.Зерновой написаны очерки «Путешествие вокруг света» (1965), вошедшие в книгу «За рубежом».
Вкладом Зёрнова в летопись судеб русской эмиграции является трилогия «На переломе: (Три поколения одной московской семьи) (Семейная хроника Зерновых, 1812-1921)» (Париж, 1970); «За рубежом: Белград-Париж-Оксфорд (Хроника семьи Зерновых) (1921-1972)» (Париж, 1973); «Закатные годы: Эпилог хроники семьи Зерновых» (Париж, 1981), где собраны воспоминания членов семьи Зерновых. В структуре трилогии звучат восемь голосов, представлено восемь взглядов на одно историческое событие, общее постигается через индивидуальное. В воззрениях Зёрнова исключительное значение отводится ценности человеческой жизни, причастности к всеобщности, или соборности. В этом контексте он рассматривал значение русского православия, религиозного искусства и культуры для Запада и Америки. Книга «За рубежом» ограничивается воспоминаниями и размышлениями членов лишь одного из семейств, покинувших родину в начале революции. Однако переживания и убеждения Зерновых характерны для многих других изгнанников, и потому «хроника отражает настроения, выходящие за пределы семейного круга» (За рубежом. С. 558).
Задумывая трилогию, Зёрнов видел ее задачу в определении роли эмиграции в истории России, значения этого массового исхода русских со своей родины, их многострадального странствия по миру для духовной культуры нации. Хроника Зёрнова исполнена веры, что «советским властям не удастся заключить всех русских людей в послушный коллектив и оторвать их от истоков нашей христианской культуры» (Там же. С.558).
В 1963 в Лондоне вышла в свет книга Зёрнова «Русское религиозное возрождение XX века», написанная им на английском языке. В «Предисловии автора» указывалось: «для друзей Русской Церкви, преимущественно англикан, которые близко познакомились и полюбили Православие». Зёрнов писал о непонимании западными философами развиваемых им идей: «Моя попытка раскрыть религиозно-демонический характер ленинизма окончилась неудачей. Православные богословы находились под влиянием западного рационализма начала века и были глухи к голосу русских религиозных философов» (Там же. С.245). «Революция,— пишет Зёрнов,— резко изменила мое отношение к Западу. Я стал смотреть на него, как на обреченный мир, отравленный безверием, эгоизмом и жаждой наживы. Я, как и многие другие эмигранты, считал Францию и, особенно, Англию предателями союзной с ними России, не поддержавшими Белых армий, оставшихся верными Антанте» (Там же. С.36). Книга состоит из 12 глав, прим. и «Библиографии русских религиозных и философских книг, изданных представителями религиозного возрождения, их ближайшими последователями и учениками за рубежом». В главах «Русская интеллигенция против империи и церкви», «Расцвет литературы и искусства», «Дух и плоть» рассмотрено значение литературы и искусства в духовной жизни России, их влияние на формирование общественного сознания. Показана негативная роль «позитивистов» — Герцена, Чернышевского, Писарева — в истории России, как разрушителей ее национальных устоев. Расцвет литературы и искусства в эпоху Серебряного века Зёрнова связывает с именами 3.Гиппиус, Д.Мережковского, Леонида Андреева, К.Бальмонта, А.Блока, Андрея Белого, Вяч.Иванова, Клюева и других. Особо выделена роль С.П.Дягилева, Л.Бакста, К.Сомова, А.Бенуа — основателей журнала «Мир искусства» (1899-1904), отказавшихся от всего, на чем лежала «тень или отзвук 60-х годов», бросивших «дерзкий вызов, устоявшемуся кредо интеллигентского ордена» (Там же. С.100), обратившись к прекрасному в национальной жизни. Свидетельство перемен Зёрнов видел в публикации «Миром искусства» исследования Мережковского о Достоевском и Толстом, где «Мережковский первым из критиков рассматривал этих писателей прежде всего как религиозных учителей, т.е. в аспекте, ранее не замечавшемся русской интеллигенцией. Эта работа вызвала горячие споры, завершила длительный период антихристианских настроений, характерных для левого крыла интеллигенции, и явилась поворотным пунктом в эволюции русской литературы» (Там же. С.101).
Соч. на рус. яз.:
Вселенская церковь и русское православие. Париж, 1952;
Библиография русских зарубежных богословов, церковных историков, социологов и литературоведов. Нью-Йорк, 1965;
На переломе: три поколения одной московской семьи (1812-1921). Париж, 1970;
За рубежом: Белград-Париж-Оксфорд. Хроника семьи Зерновых (1921-1972). Париж, 1973;
Русские писатели эмиграции: биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, истории церкви и православной культуры. Бостон, 1973;
Русское религиозное возрождение XX в. Париж, 1974, 1991;
Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М., 1995.
Соч. на англ. яз.:
Moscow the Third Roma. London, 1937;
The Church of Eastern Christians. N. Y., 1942;
Three Russians Prophets: Khomiakov, Dostoevsky, Soloviev. London, 1944, 1973;
The Russians and Their Church. N.Y., 1945;
The Christian East. Deli, 1956;
Orthodox Encounter. London, 1961;
Eastern Christendom. London, 1961;
The Russian Religiosus Renaissance of the XX century. London, 1963.
Лит.:
Ремизов А. В сиянье голубом. Ессентуки. Памяти доктора С.М.Зернова // Последние новости. Париж, 1938;
Андреев Н. О семейной хронике Зерновых // Новый журнал. 1973. №111;
Андреев И.Е. Некролог // Новый журнал. 1980. №140;
Красавченко Г.Н. Вновь о России, которую мы потеряли: Семья Зерновых // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. 1994. №1.
С.А.Коваленко
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|