AZ-libr.ру

информационный портал





Штемлер Илья Петрович [18.01.1933]

Штемлер Илья Петрович
       [18.1.1933, Баку]
       — прозаик, драматург.
       Отец Штемлер — библиотекарь, завлит Бакинского театра русской драмы, с 1941 по 1945 на фронте, после войны — слесарь на сажевом заводе; мать — бухгалтер. О драматической судьбе отца, семейном быте детства, проведенного в интернациональном Баку, о друзьях и увлечениях тех лет Штемлер рассказал в автобиографической книге «Звонок в пустую квартиру» (1998). По окончании геологического факультета Азербайджанского индустриального института он был направлен (1956) в контору «Сталинграднефтегеофизика», а с 1959 по 1967 работал инженером на ленинградском заводе «Геологоразведка».
       Искушение литературой Штемлер, по его признанию, испытал еще в средней школе, когда они с товарищем сочинили «шпионскую» повесть «Янтарная рыбка», однако всерьез заняться литературой он смог, лишь обосновавшись в Ленинграде. На рубеже 1950-60-х Штемлер посещал объединение начинающих прозаиков при Ленинградском отделении издательства «Советский писатель», где получил хорошую профессиональную выучку (вместе с А.Битовым, В.Поповым, О.Базуновым и др.) в «мастер-классе» М.Л.Слонимского и Г.С.Гора.
       Первые напечатанные рассказы Штемлера: «Разговор с уведомлением» (газета «Смена». Л., 1958) и «На берегу Лирги» (сб. «Бронированное сердце», Сталинград, 1959).
       Известность Штемлер принес роман «Гроссмейстерский бал», опубликованный в московском журнале «Юность» (1965. №2-4) и попавший в русло той популярной молодежной прозы 1960-х, тон которой задали «Коллеги» В.Аксенова и «Продолжение легенды» А.Кузнецова. Эта исповедальная проза с ее «романтической полуправдой» содержала в себе, по словам Штемлера, «хоть толику свежего воздуха» и заметно повлияла на становление и гражданскую позицию «шестидесятников». Романы Штемлера «Уйти, чтобы остаться» (1965-66) — на материале Пулковской обсерватории — и «Обычный месяц» (1970-71), задуманный как продолжение «Гроссмейстерского бала» — «о судьбах людей более взрослых и опытных, чем вчерашние студенты» — разрабатывали заявленную в первом романе научно-производственную проблематику с учетом новых общественных реалий.
       Сам Штемлер склонен считать себя основателем российского «городского делового романа», где «главной средой обитания» оказывается современный мегаполис — «живое действующее лицо, диктующее свои законы». По мысли писателя, диктат этот особенно нагляден в каком-нибудь типичном для города учреждении, в силу чего повествование требует досконального знания той или иной профессиональной специфики. Наблюдая подобные учреждения в их повседневной практике (ссылаясь при этом на опыт различных западных писателей — от Э.Золя до А.Хейли), Штемлер избирал для себя роль прямого участника событий: около года шоферил в такси — в результате чего родился роман «Таксопарк» (1980); потом подвизался на должности инспектора в Доме ленинградской торговли, вникая во «внутрикастовые» отношения в этой сфере, и в итоге написал роман «Универмаг» (1982); хлопотливая служба вагонным проводником принесла Штемлеру роман «Поезд» (1982-84), а работа в Областном историческом архиве — роман «Архив» (1987-89). Завершил этот цикл «остросюжетный роман о русском бизнесе» «Коммерсанты» (1993-94).
       Романы Штемлера инсценировались в театре («Гроссмейстерский бал», «Уйти, чтобы остаться» — в Московском театре на Малой Бронной), экранизировались на телевидении («Обычный месяц», Лентелефильм, реж. И.Хамраев) и в кино («Плата за проезд», Ленфильм, 1986, реж. В.Сорокин). Есть у Штемлера и оригинальные пьесы: «Старая пластинка» (1971), «Смена караула» (1973) и другие. Относясь к драматургии как к ремеслу и безоговорочно отдавая предпочтение прозе, писатель, помимо романов, постоянно обращался к жанру лирических записок («Скачущая Мексика», 1971; «Взгляни на дом свой, путник», 1991; «Breakfast зимой в пять утра», 2000). Завзятый путешественник, Штемлер побывал в Японии и Вьетнаме, Мексике и США, Израиле и многих странах Европы. Свои путевые впечатления он определил как «дорожные записки, сложенные в повесть-документ», и сквозная тема здесь — жизнь за границей советских эмигрантов 1970-90-х, людей, лично знакомых писателю: знаменитых (И.Бродский, С.Довлатов, М.Шемякин) и рядовых, ничем не примечательных.
       Большая часть произведений Штемлера публиковалась в провинциальных и столичных российских журналах («Сибирские огни», «Север», «Нева», «Новый мир», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Аврора»), его книги переведены в Швейцарии и США, Чехии, Венгрии, Польше, Китае и Вьетнаме.
       Лауреат премии им. Володина (2005).

Соч.:
       СС: в 5 т. СПб., 1997;
       Гроссмейстерский бал: роман. Л., 1966;
       Признания Глеба Карцева: повесть // Молодая гвардия. 1978 №8;
       День благодарения История одной судьбы: кн. 1. СПб.; М., 2002. Кн. 2. СПб.; М., 2003.

Лит.:
       Печатников К., Молчанова Л., Латынина А. Рыцари прилавка // Литературная газета. 1983 5 янв.;
       Бондаренко В. По ту сторону прилавка // Советская Россия. 1983. 12 апр.;
       Амусин М. В глубину или по поверхности // Звезда. 1981. №6;
       Урусов И. Надувные шары // Литературное обозрение. 1974. №3;
       Байгушев А. Изнанка «Поезда» // Литературная Россия. 1986. 14 нояб.;
       Шифрин Г. Едет поезд // Подъем. 1987. №7;
       Захаров А. Правила, которые мы выбираем: Заметки о романах И. Штемлера // Звезда. 1988. №8.

И.С.Кузьмичев



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:02 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"