|
Штемлер Илья Петрович
[18.1.1933, Баку]
— прозаик, драматург.
Отец Штемлер — библиотекарь, завлит Бакинского театра русской драмы, с 1941 по
1945 на фронте, после войны — слесарь на сажевом заводе; мать — бухгалтер. О
драматической судьбе отца, семейном быте детства, проведенного в
интернациональном Баку, о друзьях и увлечениях тех лет Штемлер рассказал в
автобиографической книге «Звонок в пустую квартиру» (1998). По окончании
геологического факультета Азербайджанского индустриального института он был
направлен (1956) в контору «Сталинграднефтегеофизика», а с 1959 по 1967 работал
инженером на ленинградском заводе «Геологоразведка».
Искушение литературой Штемлер, по его признанию, испытал еще в средней школе,
когда они с товарищем сочинили «шпионскую» повесть «Янтарная рыбка», однако
всерьез заняться литературой он смог, лишь обосновавшись в Ленинграде. На
рубеже 1950-60-х Штемлер посещал объединение начинающих прозаиков при
Ленинградском отделении издательства «Советский писатель», где получил хорошую
профессиональную выучку (вместе с А.Битовым, В.Поповым, О.Базуновым и др.) в
«мастер-классе» М.Л.Слонимского и Г.С.Гора.
Первые напечатанные рассказы Штемлера: «Разговор с уведомлением» (газета
«Смена». Л., 1958) и «На берегу Лирги» (сб. «Бронированное сердце», Сталинград,
1959).
Известность Штемлер принес роман «Гроссмейстерский бал», опубликованный в
московском журнале «Юность» (1965. №2-4) и попавший в русло той популярной
молодежной прозы 1960-х, тон которой задали «Коллеги» В.Аксенова и «Продолжение
легенды» А.Кузнецова. Эта исповедальная проза с ее «романтической полуправдой»
содержала в себе, по словам Штемлера, «хоть толику свежего воздуха» и заметно
повлияла на становление и гражданскую позицию «шестидесятников». Романы
Штемлера «Уйти, чтобы остаться» (1965-66) — на материале Пулковской
обсерватории — и «Обычный месяц» (1970-71), задуманный как продолжение
«Гроссмейстерского бала» — «о судьбах людей более взрослых и опытных, чем
вчерашние студенты» — разрабатывали заявленную в первом романе
научно-производственную проблематику с учетом новых общественных реалий.
Сам Штемлер склонен считать себя основателем российского «городского делового
романа», где «главной средой обитания» оказывается современный мегаполис —
«живое действующее лицо, диктующее свои законы». По мысли писателя, диктат этот
особенно нагляден в каком-нибудь типичном для города учреждении, в силу чего
повествование требует досконального знания той или иной профессиональной
специфики. Наблюдая подобные учреждения в их повседневной практике (ссылаясь
при этом на опыт различных западных писателей — от Э.Золя до А.Хейли), Штемлер
избирал для себя роль прямого участника событий: около года шоферил в такси — в
результате чего родился роман «Таксопарк» (1980); потом подвизался на должности
инспектора в Доме ленинградской торговли, вникая во «внутрикастовые» отношения
в этой сфере, и в итоге написал роман «Универмаг» (1982); хлопотливая служба
вагонным проводником принесла Штемлеру роман «Поезд» (1982-84), а работа в
Областном историческом архиве — роман «Архив» (1987-89). Завершил этот цикл
«остросюжетный роман о русском бизнесе» «Коммерсанты» (1993-94).
Романы Штемлера инсценировались в театре («Гроссмейстерский бал», «Уйти, чтобы
остаться» — в Московском театре на Малой Бронной), экранизировались на
телевидении («Обычный месяц», Лентелефильм, реж. И.Хамраев) и в кино («Плата за
проезд», Ленфильм, 1986, реж. В.Сорокин). Есть у Штемлера и оригинальные пьесы:
«Старая пластинка» (1971), «Смена караула» (1973) и другие. Относясь к
драматургии как к ремеслу и безоговорочно отдавая предпочтение прозе, писатель,
помимо романов, постоянно обращался к жанру лирических записок («Скачущая
Мексика», 1971; «Взгляни на дом свой, путник», 1991; «Breakfast зимой в пять
утра», 2000). Завзятый путешественник, Штемлер побывал в Японии и Вьетнаме,
Мексике и США, Израиле и многих странах Европы. Свои путевые впечатления он
определил как «дорожные записки, сложенные в повесть-документ», и сквозная тема
здесь — жизнь за границей советских эмигрантов 1970-90-х, людей, лично знакомых
писателю: знаменитых (И.Бродский, С.Довлатов, М.Шемякин) и рядовых, ничем не
примечательных.
Большая часть произведений Штемлера публиковалась в провинциальных и столичных
российских журналах («Сибирские огни», «Север», «Нева», «Новый мир», «Молодая
гвардия», «Октябрь», «Аврора»), его книги переведены в Швейцарии и США, Чехии,
Венгрии, Польше, Китае и Вьетнаме.
Лауреат премии им. Володина (2005).
Соч.:
СС: в 5 т. СПб., 1997;
Гроссмейстерский бал: роман. Л., 1966;
Признания Глеба Карцева: повесть // Молодая гвардия. 1978 №8;
День благодарения История одной судьбы: кн. 1. СПб.; М., 2002. Кн. 2. СПб.; М.,
2003.
Лит.:
Печатников К., Молчанова Л., Латынина А. Рыцари прилавка // Литературная
газета. 1983 5 янв.;
Бондаренко В. По ту сторону прилавка // Советская Россия. 1983. 12 апр.;
Амусин М. В глубину или по поверхности // Звезда. 1981. №6;
Урусов И. Надувные шары // Литературное обозрение. 1974. №3;
Байгушев А. Изнанка «Поезда» // Литературная Россия. 1986. 14 нояб.;
Шифрин Г. Едет поезд // Подъем. 1987. №7;
Захаров А. Правила, которые мы выбираем: Заметки о романах И. Штемлера //
Звезда. 1988. №8.
И.С.Кузьмичев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|