AZ-libr.ру

информационный портал





Тэффи Надежда [08.05.1872-06.10.1952]

Тэффи Надежда (настоящее имя Надежда Александровна Лохвицкая, по мужу Бучинская)
       [26.4(8.5).1872, Петербург — 6.10.1952, Париж]
       — поэт, прозаик, драматург, переводчик.
       Тэффи родилась в семье с глубокими литературными традициями. Ее прадед, масон Кондратий Лохвицкий (1774-1830), писал «мистические стихи»; отец Тэффи Александр Владимирович Лохвицкий (1830-84) — юрист, публицист, редактор журнала «Юридический вестник», автор книги «Обзор современных конституций» (1862-63) и других научных трудов; старшая сестра Тэффи, Мария — известная поэтесса Мирра Лохвицкая. Литераторами стали и сестры Тэффи Варвара и Елена.
       Еще учась в петербургской Литейной гимназии, Тэффи начала писать стихи, но профессиональным литератором она стала уже после брака с юристом Владиславом Бучинским, рождения трех детей и развода. Первая публикация — стихотворение «Мне снился сон безумный и прекрасный...» (Север. 1901. №35. С.1101). За ней последовал стихотворный фельетон «Покаянный день» (Театр и искусство. 1901. №51). В 1902-03 Тэффи печатается в журнале И.Ясинского «Почтальон» и «Беседа», в 1904 становится сотрудником «Биржевых ведомостей». Первое беллетристическое произведение Тэффи — рассказ «Веселая вечеринка» (Биржевые ведомости. 1904. №183. 11 апр.). В 1905 Тэффи активно сотрудничает с рядом сатирических изданий («Сигнал», «Зарницы», «Красный смех», «Вперед») и с большевистской газетой «Новая жизнь». В приложении к «Ниве» печатаются ее рассказы «Рубин принцессы» и «День прошел» (1905. №2,8).
       С 1908 Тэффи — постоянный автор журнала «Сатирикон» (позднее и «Нового сатирикона»).
       Однако Тэффи связана не только с миром газетчиков-фельетонистов. Очень быстро она входит в круг символистов, становится завсегдатаем салона Ф.Сологуба, появляется на «средах» на «Башне» Вяч.Иванова. Одновременно с А.Блоком, в февр. 1906 Тэффи принята в кружок поэтов «Вечера К.К.Случебского». Следы «ученичества» у Ф.Сологуба, В.Брюсова и других поэтов-символистов видны в первой книге Тэффи, анонсированной еще в 1908, но вышедшей только в 1910 в издательстве «Шиповник» — книге «Семь огней». В.Я.Брюсов назвал стихи из этой книги подражательными (Брюсов В. Среди стихов. 1894-24. М., 1990. С.325), Н.С.Гумилев оценил «их литературность в лучшем смысле этого слова» (Аполлон. 1910. №7. С.35-36. См. также: Гумилев Н. СС: в 4 т. Вашингтон, 1968. Т.4. С.227).
       В 1910-е поэтическое творчество отходит на второй план (большая подборка новых стихов Тэффи появилась в 1915 в «Журнале журналов»). Стихотворение 1910-х — начала 1920-х вошли в книги «Passiflora» (Берлин, 1923) и «Шамрам. Песни Востока» (Берлин, 1923).
       Всероссийскую славу Тэффи принесли не поэтические произведения, а ее еженедельные фельетоны и юмористические рассказы. Тэффи оставалась «газетной писательницей» — ее произведения печатали «Речь», «Русское слово» и другие влиятельные и читаемые издания. Лучшие рассказы (и в их выборе писательница была к себе очень строга) Тэффи объединяла в сборники.
       Первой книгой прозы Тэффи стали «Юмористические рассказы» (М., 1910. Т.1-2), на появление которых положительными рецензиями откликнулись А.Измайлов, В.Кранихфельд, М.Кузмин и др. До 1917 книга выдержала более 10 переизданий. Сборник «И стало так» (1912) переиздавался 7 раз, «Дым без огня» (1914) — 9. Менее повезло книге «Карусель» (1913), вышедшей лишь четырьмя изданиями. Тэффи стала одним из самых «модных» писателей, среди же писателей-юмористов она, по мнению современников, бесспорно занимала первое место. Читателей покорял не только тонкий юмор писательницы, но и свойственный только ей лиризм.
       Первой книгой, показавшей, что Тэффи — не только писатель-юморист, был сборник «Неживой зверь» (1916). Обращение к теме «земной печали» (название одного из рассказов Б.К.Зайцева тех лет) вводит писательницу в «большую литературу».
       Еще в 1900-е Тэффи попробовала себя как рецензент (отклики на «Победу смерти» и «Навьи Чары» Ф.Сологуба, две статьи о книге А.Белого «Пепел», рецензия на книги издательства «Шиповник»). Статья о книге Н.Евреинова «Введение в монодраму» (1909) обнаруживает знакомство рецензента со всеми символистскими теориями театра (Волошин, Вяч.Иванов, Сологуб и др.).
       Тэффи и сама была одним из популярных в начале XX в. драматургов, работавших преимущественно «в легком жанре», и входила в Союз драматических и музыкальных писателей. Первая ее пьеса «Женский вопрос» (1907), «комедия-шутка в одном действии», была поставлена в Петербургском драматическом (Суворинском) театре. В этот период Тэффи дружна с В.Э.Мейерхольдом и Г.И.Чулковым. Еще в 1906 она входила в инициативную группу театра «Факелы». В 1908 ею была написана рекомендованная Ф.Сологубом Театру В.Ф.Комиссаржевской пьеса «Полдень Дзохары — легенда Вавилона» (др. название — «Царица Шаммура-мат»). Кстати, она и посвящена Сологубу. Постановка не осуществилась, а пьеса была включена в книгу «Семь огней». Тогда же, в 1908, Тэффи становится одной из участниц нового петербургского театрального предприятия — театра «Кривое зеркало». В первый же вечер здесь шла ее пьеска «Любовь в веках» (др. название «Круг любви»). В «Кривом зеркале» было поставлено еще две пьески Тэффи — «Эволюция дьявола» и «Страшный кабачок». В 1909 в «Летнем Фарсе» Б.С.Неволина поставлена мелодрама «Алмазная пыль».
       В творчестве Тэффи-драматурга начинается период одноактных пьес, миниатюр, скетчей. Некоторые из них издавались отдельно: «Алмазная пыль» (1909), «Черный ирис» (1915), «Лешка выслужился» (1916). Кроме того, вышло 2 сб.: «Восемь миниатюр» (СПб., 1913) и «Миниатюры и монологи. Том II» (Пг., 1915). В 1912-15 большинство одноактных пьес и миниатюр Тэффи ставились петербургским Литейным театром. В 1913 здесь была поставлена «Царица Таир». Появление этой пьесы связано с увлечением Тэффи Востоком и может быть рассмотрено как комическое или даже пародийное переосмысление ее ранней пьесы «Полдень Дзохары», написанной с явной ориентацией на символистский театр, прежде всего пьесы Ф.Сологуба. Некоторые приемы, использованные в «Царице Таир», восходят к классической пародии «Кривого зеркала», знаменитой «Вампуке».
       В 1915 Тэффи пробует себя в большом жанре: создает 4-актную пьесу «Шарманка сатаны». Основная тема мелодрамы весьма традиционно: противостояние героини царству пошлости. В дек. 1915 драма принята к постановке московским Малым театром, через год «Шарманка...» идет в петербургском театре К.Н.Незлобина. В 1917 в соавторстве с Л.Г.Мунштейном (Lolo) Тэффи написала оперетту «Екатерина Великая». Одноактные пьесы Тэффи создавала и в эмигрантский период («Дамский бридж» и др.). Большинство дореволюционных миниатюр вошло в ее сборник «Пьесы» (Париж, 1934). Драматические произведения Тэффи составили значительную часть репертуара открывшегося в 1936 в Париже Русского театра. В 1937 там была поставлена 4-актная пьеса Тэффи «Момент истины», в 1939 — пьеса «Ничего подобного».
       Менее известна Тэффи как переводчик. В 1912 Тэффи и ее сестра Елена, писавшая под псевдонимом Элио, перевели с французского стихами комедию А.Ривуара «Король Дагобер». Через 3 года она была поставлена в Москве в театре К.Незлобина, а затем и в его петербургском театре на Офицерской.
       В 1918 Тэффи выехала на Украину, жила в Киеве, Новороссийске, Одессе, продолжая литературную работу. Ее эмигрантская одиссея началась в Константинополе. Затем Берлин и с 1920 — Париж. Рассказы Тэффи печатались в «Последних новостях», «Возрождении», «Сегодня» и др. изданиях русской эмиграции. Один за другим выходили сб.: «Сокровищница земли», «"Тихая заводь" и другие рассказы» (1921), «Так жили» (1922), «Танго смерти» (1927), «Книга июнь» (1931), «Ведьма» (1935), «О нежности» (1938), «Все о любви» (1946) и др. Обращалась Тэффи и к более крупным жанрам (повесть «Предел», 1924).
       Самое значительное (и самое большое по объему) произведение Тэффи — «Авантюрный роман» — печаталось в газете «Возрождение» (1930-31). Отдельным изданием книга вышла в 1932, на ее появление откликнулись Б.Зайцев, М.Алданов, П.Пильский и др. Уже первыми рецензентами была отмечена разница между заголовком и «душой» романа, его подтекстом. История о любви, об одиночестве, о призрачности существования человека в современном мире вправлена в почти детективную фабулу. Сочетание любовно-психологической и авантюрно-плутовской линий в книге Тэффи восходит к традиции, начатой романом «Манон Леско». Но с еще большей силой проявляется в романе ориентация на ближайшую по времени традицию: в его построении есть некоторые особенности, свойственные символистскому роману-мифу (использование мифологических и литературных архетипов, тема двойничества, активная роль снов в развитии сюжета, особая функция эпиграфов). «Авантюрный роман» можно считать центральным произведением в творчестве Тэффи эмигрантского периода; он вобрал в себя многие темы и образы сб. «Рысь» (1923), «Городок» (1927) и в свою очередь повлиял на дальнейшее развитие «малых жанров» в ее прозе.
       Еще один пласт литературного наследия Тэффи — ее мемуарная проза. Первые мемуарные очерки появляются в творчестве Тэффи в 1920-е («Колдун (Из воспоминаний о Распутине)», 1924, «О Бальмонте», 1925, «Рыцарь смерти», 1927), примыкают к ним автобиографические рассказы («Первое посещение редакции», «Псевдоним» и др.). В 1928-29 газета «Возрождение» печатала фельетоны Тэффи под названием «Воспоминания», в 1932 они были объединены в книгу, которую автор в предисл. называет повестью. «Воспоминания» — это произведение, совмещающее признаки мемуаров, путевых записок и сатирического романа-обозрения. В 1931 были написаны очерки об И.Репине («Вспомнилось») и об И.Ясинском («Василиск»), в 1936 статья «Река времен. Памяти М.А.Кузмина». Но большинство мемуарных очерков создано Тэффи в последние годы жизни (1948—1951) — это воспоминания о газете «Новая жизнь» («45 лет», «Новая жизнь», «Он и они») и серия лит. портретов («Алексей Толстой», «А.И.Куприн», «Фёдор Сологуб», «О Мережковских», «Зинаида Гиппиус», «Мой друг Борис Пантелеймонов», «Илья Фондаминский», «Бальмонт», «Моя летопись»). Все они, за исключением двух, опубликованных посмертно, были напечатаны в газете «Новое русское слово» (Нью-Йорк). Еще в 1951 издательство им. Чехова, отказавшись приобрести сборник рассказов Тэффи (он все же вышел там в 1952 под названием «Земная радуга»), предложило напечатать книгу ее воспоминаний. Работа над книгой «Моя летопись» не была завершена.

Соч.:
       СС: в 7 т. М., 1997-2001;
       СС: в 3 т. Т.1: Проза. Стихи. Пьесы. Воспоминания. Статьи. СПб., 1999;
       Ностальгия: Рассказы. Воспоминания. Л., 1989;
       Все о любви: Рассказы. Повести. Роман. М., 1991;
       Смешное в печальном. Рассказы. Авантюрный роман. Портреты современников. М., 1992.

Лит.:
       Нитраур Э. «Жизнь смеется и плачет...»: О судьбе и творчестве Тэффи // Тэффи. Ностальгия. Л., 1989. С.3-18;
       Творчество Н.А.Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. М., 1999;
       Neatraour E.В. Miniatures of russian life at home and in Emigration: the life and works of N.A. Teffi. Indiana University, 1972.

О.Л.Фетисенко



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:00 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"