|
Чёрный Саша (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг)
[1(13).10.1880; Одесса — 5.8.1932, Франция, Прованс; похоронен на кладбище Лаванду, департамент Вар]
— поэт, прозаик, переводчик,
Чёрный родился в семье провизора, агента торговой фирмы, в многодетной семье. Чтобы ребенок мог поступить в гимназию, он был крещен в православную веру, но в гимназии проучился недолго. Чёрный тяготился местечковой обывательской средой, мучился обстановкой в семье, где он никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Пережив множество трудностей и приключений, став нищим-попрошайкой, он вернулся домой, но отец и мать не приняли блудного сына.
О его горестной судьбе написали в газете, и К.К.Роше, растроганный всей этой историей, взял Чёрный к себе. Новый отец был в Житомире высокопоставленным чиновником, занимавшимся широкой благотворительностью и страстно любившим поэзию. Он оказал на подростка большое и плодотворное влияние. Равнодушие и злоба родителей, ранившие его душу, сменились добротой приемного отца. Возможно, что характерное для Чёрного сочетание желчи, сарказма и язвительности, сказавшиеся в сатирах, с нежностью и добротой, выразившихся в лирике и произведениях для детей, обусловлены изломами и контрастами его ранней биографии.
Литературный дебют состоялся 1 июня 1904 в житомирской газете «Волынский вестник»; здесь был опубликован «Дневник резонера» (подпись: «Сам по себе») и др. Однако газета просуществовала недолго, и Чёрный отправился в Петербург, устроился там на должность письмоводителя. Служба, напоминавшая существование гоголевского Акакия Акакиевича, была ему ненавистна. Спасла женитьба. Он занялся литературной деятельностью. После манифеста 1905, отменившего предварительную цензуру, расцвела сатира. Можно сказать, что Чёрный рожден первой русской революцией. Он сотрудничает в одном из самых прославленных журналов того времени — в «Зрителе». Именно здесь впервые появился псевдоним, вполне соответствовавший характеру автора: нежное, детски-беззащитное имя и мрачная фамилия. После опубликования в «Зрителе» стихотворения Чёрного «Чепуха», с прозрачным намеком на особу государя, журнал был закрыт, но Чёрный публиковал свои сатиры в других изданиях («Молот», «Альманах», «Маски» и т.д.). В 1905 появилась первая книга — «Разные мотивы». Сборник оказался достаточно слабым, в нем были помещены ранние опыты Чёрного, но политические стихи, открывавшие его, грозили Чёрному едва ли не арестом. Чёрный своевременно уехал за границу, где намеревался прослушать курс лекций в Гейдельбергском университете.
С 1906 он стал выступать и как прозаик — вначале это были шутки и афоризмы, но впоследствии проза сделалась заметной частью его творчества: «Библейские сказки» (1920), «Детский остров» (Белград; Париж, 1930-33). «Дневник Фокса Микки» (Париж, 1927), «Несерьезные рассказы» (Париж, 1927), «Солдатские сказки» (Париж, 1933). В Германии писатель провел 2 года, написав цикл стих. «У немцев», саркастически высмеивавших германского филистера. В России он снова пишет сатирические стихи, главным образом политического характера. С 1908 Чёрный стал постоянным сотрудником нового журнала. «Сатирикон». Именно со стихов, печатавшихся в «Сатириконе», началась всероссийская известность Чёрного. В 1910 выходит сборник «Сатиры», в 1913 — «Сатира и лирика». Главная тема сатир Чёрного — обличение ренегатствующей интеллигенции. В 1914 Чёрный пишет поэму на библейский сюжет о всемирном потопе — «Ной».
В годы Первой мировой войны Чёрный уходит добровольцем на фронт. Впечатления от войны послужили основой для создания цикла стихов «Война», опубликованного после революции, и др. Февральскую революцию он встретил восторженно и даже занимал пост заместителя комиссара Совета солдатских депутатов Северного фронта, но Октябрьская революция его разочаровала, и он вскоре (в 1920) оказался в эмиграции: сначала в Берлине, потом в Париже.
Круг тем и интересов Чёрного во время эмигрантской жизни заметно изменился: сатира исчезает, вместо нее приходит юмор по поводу мелких нелепостей быта. Он трагически ощущал отрыв от родины. Во многих его произведениях сквозит призыв, обращенный к русским людям, волею судьбы оказавшимся за границей, помнить родину и всеми силами способствовать укреплению патриотизма — особенно в детском сознании. Он ежегодно участвует в «Днях русской культуры», организует альманах, для юношества «Русская земля», принимает участие в подготовке изданий русских народных сказок и сам пишет несколько произведений для детского чтения: «Дневник Фокса Микки», «Кошачья санатория» (1928), повесть «Чудесное лето» (1929). Несколько лирических стихотворных зарисовок посвящает Чёрному рядовым эмигрантам, рассказывая об их лишениях и моральном унижении. С таким же сочувственным вниманием описывает он и тружеников-французов — нищету рыбаков, старика, занимающегося стрижкой собак, с сочувствием вглядывается он в незатейливые уличные сценки. Большое место начинает занимать в его творчестве проза («Московский случай», «Судьба под каланчой», повесть «Молодое вино», «Провансальские страницы», «Тихое кабаре» и др.).
В историю русской литературы Чёрный вошел как поэт, юморист и сатирик.
Чёрный скончался от сердечного приступа, после того как помогал тушить пожар у соседей. Накануне он послал в газету рассказ «Илья Муромец» и стихотворение «С холма».
А.Куприн писал в 1932 о Чёрном: «Милый поэт, совсем своеобразный, полный доброго восхищения жизнью, людьми, травами и животными, тот ласковый и скромный рыцарь, в щите которого, заменяя герольда, смеется юмор и сверкает капелька слезы».
Соч.:
Стихотворения. Л., 1960. (Б-ка поэта. Б. серия);
Стихотворения. М., 1991;
Избранная проза. М., 1991.
Лит.:
Чуковский К. Саша Черный // Чёрный Саша. Стихотворения. Л., 1960;
Евстигнеева Л.А. Литературный путь Саши Чёрного // Чёрный Саша. Стихотворения. Л., 1960;
Кривин Ф. Саша Чёрный // Чёрный Саша. Стихотворения. М., 1991;
Иванов А. «Жил на свете рыцарь бедный...» // Чёрный Саша. Избранная проза. М., 1991.
А.И.Павловский
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|