|
Рыленков Николай Иванович
[2(15).2.1909, д. Алексеевка Смоленской губ.— 23.6.1969, Смоленск]
— поэт, прозаик.
В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где
крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов
лесного Рославльского уезда... В годы моего детства в ней не насчитывалось и
полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса...» Отец
запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы,
окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». С раннего детства
Рыленков осваивал «хитрую науку, / Как строить хаты, как сажать деревья, / В
какую пору начинать посев». Судьба «упорно приучала / Ходить босым по жесткому
жнивью». К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец
Рыленкова, в 1919 — умерла любимая мать.
5 классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу
в с.Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала «Искорки».
Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем, и
Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. В Смоленске жил
трудно, перебиваясь случайными заработками, но продолжал литературное
творчество. К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор
присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих
русских поэтов.
В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская
деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах «Наша деревня», «Путь
молодежи», «Брянский рабочий».
В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал
учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в
смоленской газете «Рабочий путь». Вспоминал: «Я знал, что в город ухожу, / Но
сердце оставляю в поле» — это была не метафора, но жизненная программа:
заведует сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем
работает секретарем и председателем сельсовета.
В 1933 в Смоленске Рыленков опубликовал первую книгу стихов «Мои герои». Второй
книгой также в Смоленске стал сборник «Встречи». В конце 1930-х были изданы
«Стихи о зажиточной жизни», поэма «Земля», за ними последовал «Березовый
перелесок» (1940). С первых книг Рыленков заявил о себе, как о певце родного
края: «Край родной, я рос под шум дубравы, / Все во мне твое — любовь и
грусть». Рыленков создает стихи об истории Смоленска «Мастер Фёдор Конь»,
«Кутузов в пути», «Памятник 1812 года в Смоленске» и другие. Стихи Рыленков
получают признание, о них одобрительно отзывается М.Горький. С 1936 Рыленков
возглавляет Смоленскую писательскую организацию. Становясь мастером эпического
жанра, пишет поэмы на темы русской истории «Большая дорога» (1938), «Скоморох
Овсей Колобок» (1939), «Великая Замятия» (1940).
В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не
подлежал призыву по состоянию здоровья. Взял с собой на фронт книги Блока и
Гейне, командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках
продолжал писать стихи. Все более значительным содержанием наполняется тема
России. В стихах военных лет появляются публицистические призывы, ранее для
Рыленкова не характерные, например: «Солнце жизни моей, Россия, / Укрепи на
подвиг меня!» Рыленков стал военным журналистом, листовки с его
стихами-призывами сбрасывали с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям
временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии; автор был награжден медалью
«Партизану Великой Отечественной войны». Рыленков работает в разных жанрах,
пишет стихи, песни, баллады, поэмы «Апрель», «Лесная сторожка», «Возвращение»,
«Сотворение мира», «В родном краю». Стихотворение Рыленкова «Отомсти, товарищ»
пели, как народную песню.
В 1943-44 были изданы книги стихов Рыленкова «Синее вино», «Прощание с
юностью», «Смоленские леса». В одном из своих выступлений военного времени
А.Сурков, говоря о лирике, отметил «"С тобой и без тебя" К.Симонова, прекрасные
стихи Н.Рыленкова...» (Сурков А. Голоса времени. М., 1965. С.164). Участвовали
в войне и довоенные строки Рыленкова — на тайных сходках молодые
смоляне-подпольщики читали призывные строки поэмы Рыленкова «Великая Замятня»,
посвященной борьбе жителей Смоленска против интервентов в прежние времена. В
стихах 1945 родная страна предстает в ореоле победительницы: «Глядит в грядущие
века / Как совесть времени, Россия».
В 1946 Рыленков издал книгу с записями партизанских песен «Живая вода»
(Смоленск).
Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают
повести «Великая Росстань», «На старой Смоленской дороге», выстраивается
автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет»,
«Дорога уходит за околицу». Чист и емок язык этой прозы — «русский язык со
всеми присущими только ему прелестями, со всеми оттенками — скромности,
простоты, застенчивости, ясности, улыбки, душевности» (Баруздин С. Люди и
книги. М., 1978. С.16). В адрес Рыленкова раздавалась и критика — упрекали за
якобы пассивное любование природой, за отсутствие гражданственности в стихах о
ней. Действительно, поэт чутко слышит «яблони знобкую дрожь», среди его героев
«ива, ивушка зеленая», калина и рябина (характерно название одной из его книг
«Рябиновый свет»). К природе Рыленков подходит с позиции народного
миропонимания, именно в духе народной поэзии обращается он к березке, как к
живому существу: березка и впрямь одушевлена, она повторяет «девичьи запевки у
окна», она «переходит вброд» «белый-белый плес», «кивает с холма» поэту; где б
ни был он, «в душе березки русые», родную Смоленщину называет он краем
березовым. Образы природы в творчестве Рыленкова глубоко гражданственны и
патриотичны. Публицистически резко негодует поэт, когда «жадные шальные топоры
/ У берез отхватывают руки». В прозаических этюдах Рыленков «Синие глаза зимы»,
«Моя бессонная весна», «Как пахнет лето», «Осенняя радуга» соединен опыт поэта
и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта,
свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».
Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленков «Ходит по полю
девчонка». К песенным стихам Рыленкова обращались многие композиторы
(М.Фрадкин, А.Флярковский, И.Массалитинов и др.).
Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».
Последнее десятилетие жизни поэта было особенно продуктивно, вышли книги прозы
«Волшебная книга» (1964), «На озере Сапшо» (1966) и другие, книги стихов «Корни
и листья» (1960), «Жажда» (1961), «Пятое время года», «Избранная лирика» (обе —
1965), «Снежница» (1968), «Книга времени» (1969) и др.
Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии —
«Традиции и новаторство» (1962), где русская поэзия развернуто предстает от
М.Ломоносова до В.Бокова, «Душа поэзии» (1969), в которую включены статьи о
Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие. Многим поэтам
посвящены и стихи Рыленкова. Его стихи о М.Глинке и Бетховене вошли в антологию
«Музыка в зеркале поэзии». Проявлением «доброй души» поэта (так названа книга о
нем) явились и его переводы поэтов соседней Смоленщине Белоруссии — Я. Коласа,
П. Бровки, М. Танка, А. Кулешова, П.Панченко, А.Велюгина, А.Зарицкого,
Ф.Пестрака, П.Труса, К.Киреенко, а также статьи об их творчестве. Переводил
Рыленков стихи и поэтов других народов, часть переводов собрана в книге
«Журавлиные трубы» (1972).
Ныне имя Рыленкова носят в Смоленске улица, библиотека, школа. Его строки
начертаны у Смоленской крепостной стены на могиле погибших во время Великой
Отечественной войны.
Соч.:
СС: в 3 т. М., 1985;
Стихотворения и поэмы: в 2 т. М., 1959;
Избранные произведения: в 2 т. М., 1974;
Стихотворения и поэмы. Л., 1981. (Б-ка поэта. Б. серия);
Стихотворения (1924-1969). М., 1988;
Корни и листья. М., 1960;
Из лирики разных лет. М., 1961;
Волшебная книга: Повести, рассказы. М., 1964;
Душа поэзии. Портреты и раздумья. М., 1989;
Отчий край: Избранные стихотворения. М., 1977;
Насущный хлеб поэзии: Размышления, заметки, письма. М., 1989.
Лит.:
Македонов А. О стихах Николая Рыленкова // Звезда. 1960. №1;
Н.Рыленков — лирик, прозаик, переводчик. Смоленск, 1972;
Добрая душа: Книга о Николае Рыленкове: Воспоминания, стихи, статьи, рецензии.
М., 1973;
Осетров Е. Муза в березовом перелеске: Стихи и дни Николая Рыленкова. М., 1974;
Македонов А. Поэзия народного подвига. М., 1986. С.152-198;
Звездаева В. Николай Рыленков. М., 1987;
Кочетов В. Журавлиные трубы Николая Рыленкова // Рыленков Н. Стихотворения
(1924-1969). М., 1988. С.5-14;
Котова М. ...Он стоит, окруженный сияньем легенд... // Край Смоленский. 1992.
№3;
Редькин В. Пейзажная лирика Николая Рыпенкова // Природа в художественном мире
писателя. Волгоград, 1994. С.59-66;
Смирнов В. Сын и отец // Литературная Россия. 1998. №13;
Творчество М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского, Н.И.Рыленкова в контексте русской
и мировой литературы. Смоленск, 2000.
В.А.Шошин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|