|
Виноградов Иван Иванович
[8.5.1920, д. Глебездово Новгородской обл.— 13.9.1999, Петербург]
— прозаик.
Родители крестьяне.
Первая публикация — частушки в районной газете Новоржевского района Псковской обл. (1935). Его литературному становлению способствовали занятия в Ленинградской студии при Промкооперации, которой руководили поэты А.Крайский и М.Троицкий.
В 1940 Виноградов окончил ленинградский строительный техникум. Во время Великой Отечественной войны служил сапером, начальником клуба, политруком. Став военным журналистом, с 1942 печатал в дивизионной и фронтовых газ. статьи, очерки, рассказы, стихи, посвященные армейской жизни, опасной работе саперов.
В 1956 окончил военное училище. До своей демобилизации в 1963 служил в разных районах страны, от Крыма до Крайнего Севера, что обогатило его знание жизни, характеров.
Особенно увлек его Север, которому и посвящены первые книги Виноградова. Он стремился найти в современниках те черты характера, что были хорошо знакомы ему по военным годам,— мужество, постоянная готовность к риску. Пережитый военный опыт исподволь помогал писателю понимать поступки людей в сложных драматических ситуациях. Однако в сборнике очерков и рассказов «Белая степь» (1951), «Пост №9» (1954), «Вторая находка» (1956), «Иней на ресницах» (1958) почти нет воспоминаний о войне. Военная проза пришла позже и органично вписалась в литературную атмосферу конца 1950-х и начала 1960-х. Вл.Бахтин не разделяет произведения писателя на те, где идет речь о войне, и те, что посвящены послевоенному времени, так как во всех них «война живет в сознании автора» и всюду присутствуют многочисленные военные эпизоды.
В 1962 принят в Союз Писателей.
Военная проза Виноградов подкупает своей достоверностью, в ней чувствуется документальность и правдивость без прикрас, которую одно время не без осуждения называли «окопной правдой». Дневники, которые постоянно вел Виноградов, позволили ему не только создать психологически правдивые характеры, присущие определенному времени или даже отрезку времени, но и насытить свои рассказы и повести конкретными жизненными чертами, штрихами и бликами. Читатель чувствует невыдуманность такой прозы и полностью доверяет писателю. Ставка на достоверность, отсутствие условно-беллетристических условностей — этими качествами Виноградов близок военной прозе начала 1960-х (Г.Бакланов. Ю.Бондарев, В.Быков, А.Ананьев, В.Астафьев, В.Курочкин, Е.Носов, А.Адамович, Вяч.Кондратьев, и др.).
Проза Виноградов при внешней «заземленности» всегда содержит в себе высокую духовную вертикаль, поднимающую глаза и души его героев к небу. Эта проза высоких нравственных ориентиров. Произведения Виноградов так густо заселены, так подробны в освещении «мелочей» (а из них ведь и складывается жизнь), что создают в совокупности панораму войны, где есть и малое, и великое, но они объединены и уравнены высокой нравственной вертикалью. Дробность повествования не мешает читателю воспринимать мир объемно, в движении, когда сиюминутная ситуация позволяет догадываться о ее будущих последствиях и оценках. Он пишет, например, о сентябрьских событиях 1941 под Ленинградом: «Где-то правее шел бой. Потом говорили, это водил бойцов в атаку Ворошилов и был при этом легко ранен. Много лет спустя мы станем осуждать маршала за эту его старомодность, а он, в сущности, тоже был ополченцем, он еще не знал такой войны». Это было написано еще до того времени, когда была проанализирована «старомодность» советской военной доктрины 1930-х.
Виноградов не склонен был что-либо кардинально пересматривать и осуждать. Он сохранял в себе коммунистическое, «партийное» начало и в этом отношении был вполне «старомоден». Но его художественная проза о войне проникнута такой правдой и человечностью, что она порою шла как бы впереди его политических установок. Очень характерна его фраза из миниатюры «Здравствуй, мир!»: «Не спугнуть бы лишней громкостью» тишину обретенной Победы. И вся его военная проза проникнута стремлением передать душевные переживания, потаенный всплеск эмоций. Для него главное — человечность, основное и всеобъемлющее — человек. Характерна в этом отношении повесть «Потери — один человек». Ее главная мысль: один человек — это очень много, для погибшего человека — погиб весь мир, а к его матери пришла страшная, оглушающая боль. Между тем в сводке о прошедшем бое чувствуется удовлетворенность, ведь потери — всего один человек. Эта маленькая повесть, в художественные отношении уступающая «Немой атаке» или «Белой весне», «Дороге», по силе воздействия на читательскую душу, по всей концентрированно-сти и символичности может быть поставлена в центр его творчества. Критика доброжелательно, а иногда и очень высоко оценивавшая вклад Виноградова в нашу военную прозу, отмечала, что он — как писатель — обладает живым чувством народа.
Соч.:
Белая степь: рассказы. Хабаровск, 1951;
Пост №9: рассказы. М., 1954;
Вторая находка: рассказы. Хабаровск, 1956;
Иней на ресницах: рассказы. М., 1958;
Полоса препятствий. М., 1960;
Где сходятся дороги: рассказы. М., 1962;
Земля — Небо — Земля: повести и рассказы. М., 1962;
Колумб третьей переправы. Фронтовые страницы. М., 1965;
Шагай, капитан: повести и рассказы. М., 1965;
Мое несказанное слово: повести и рассказы. М., 1969;
Его большое поле: повести. П., 1972;
Немая атака. Л., 1973;
Жизнь продленная: повести. П., 1975, 1978;
Потери — один человек: повести. М., 1976;
Подробности жизни: роман. Л., 1980;
Потери — один человек. Утро Победы. Дом. Волны. Л., 1980;
Плотина: роман // Звезда. 1981. № 2,3;
Избранное. Л., 1988.
Лит.:
Полянский Д. Стерегущие небо // Красная звезда. 1963. 22 мая;
Зотов М. «Голубая Русь» сегодня. О прозе Ивана Виноградова // Знамя. 1973. №3;
Раковский Л. Раздумья очевидца. О прозе Ивана Виноградова // Аврора. 1978. №5;
Емельянов Л. Правда простых историй // Виноградов И. Избранное. Л., 1978. С.3-10;
№8; Коносов М. Время - жизнь // Звезда. 1979. №9;
Шеломенцева М. Прошлое и настоящее // Нева. 1983. №2.
А.И.Павловский
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|