|
Афанасьев Анатолий Владимирович
[3.6.1942, Москва — 8.10.2003, Москва]
— прозаик, драматург.
Родом из крестьян Спас-Клепиковского р-на Рязанской губ. В 1931 семья
перебралась из деревни в Москву, где после окончания высших учебных заведений
стали работать в электронной промышленности его мать и отец — доктор
технических наук, профессор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской
премии (примечательно, что впоследствии некоторые герои романов Афанасьева
будут выходцами из среды технической интеллигенции). Отслужив в армии,
Афанасьев окончил факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова (1971), работал
репортером в газете «Московский комсомолец». К этому времени относятся первые
публикации Афанасьева: фельетоны, очерки, рассказы и стихи.
Свой литературный путь Афанасьев начал как представитель т.н. «московской
школы», или школы «сорокалетних». Первые произведения — лирические повести и
романы, в которых автор тяготеет к психологическому анализу романтических
чувств. Первая книга Афанасьев, сб. рассказов «В городе, в 70-х годах», вышла в
«Современнике» в 1974 с предисловием Юрия Трифонова, который оказал
литературную поддержку начинающему автору.
Затем последовали романы «Привет, Афиноген!» (1976), «Командировка» (1978),
«Больно не будет» (1980), «И помни обо мне» (1982), «Мелодия на два голоса.
Повести и рассказы» (1983), которые принесли Афанасьеву популярность. Афанасьев
публиковался в журнале «Подъем», «Реалист», «Московский вестник», «Москва»,
«Наш современник».
Член СП с 1975.
В 1980-е был секретарем московской писательской организации, работал в приемной
комиссии СП. Был членом Ревизионной комиссии СП РСФСР (1985-91), входил в
состав правления СП РФ (с 1994), редколлегии еженедельника «Литературная
Россия» (с 1987), редколлегии газеты «День», журнале «Советская литература (на
иностранных языках)», альманах «Реалист» (1995) и «Роман-газета» (с 1998).
Рубеж 1980-90-х ознаменовал новый этап творчества Афанасьева: основной
тематикой его произведений стала криминальная жизнь в совр. России. Такие
романы, как «Первый визит сатаны» (М., 1989), «Грешная женщина» (М., 1995),
«Московский душегуб» (М., 1995), «Между ночью и днем» (М., 1996), «Монстр сдох»
(М., 1998), «Зона номер три» (М., 1998), «Реквием по братве» (М., 2000) —
представляют собой единый монороман о новом «смутном времени». Афанасьев
стремится «обнаружить скрытые пружины поведения своих героев, постичь тайные
законы, которыми движется сегодняшняя русская жизнь» (Селиванова С.).
Благодаря этим романам Афанасьев стал известен широкому кругу читателей, вошел
в пятерку самых издаваемых авторов, ни один из перечисленных романов не выходил
тиражом ниже 100000 экземпляров. В то время как опирающаяся на опыт
отечественной классики литература оказывалась порой бессильной выразить
происходящие со страной катаклизмы, а оттого и неспособной конкурировать с
переводными или же ориентирующимися на западные образцы произведениями
детективного жанра, романами-триллерами, боевиками, романы Афанасьева оказались
востребованными, ибо содержали попытку ответить на вопросы о том, почему в мире
стало так много зла и что ему можно сегодня противопоставить.
Сам писатель признавался: «Из моря бед, обрушившихся на страну и на каждого
отдельного человека, на меня роковое впечатление произвело поведение творческой
интеллигенции или, точнее, тех, кто публично себя к ней причисляет.
Патологическая нечувствительность этих людей к страданиям народа, их
породившего, жестокость и усердие, с которым они кинулись лакействовать перед
тираном и его ближайшей свитой, жадность и себялюбие, которые проявились в них
на уровне животных инстинктов,— все это, казалось, еще вчера не могло
привидеться и в кошмаре» (Автобиография. Отдел новейшей литературы ИРЛИ).
Критики относят его произведения к фантастике, отмечая гротескное изображение
происходящего, но сам автор считал себя реалистом, даже консерватором, для
которого новизна формы не имеет особенного значения.
Романы Афанасьева походят на традиционный триллер или детектив — интригующий
сюжет с неожиданными поворотами и развязками, мафиозные стычки,
гипертрофированные страсти, убийства. Вместе с тем герои и коллизии порой
оказываются сложнее, чем того требуют законы этих жанров. «Описанное автором —
только внешняя сторона невидимых для нас событий и потрясений: неслучайно один
из героев Афанасьева слышит "томительный гул вечности, фатально втягивающий мир
в воронку необратимых и далеко не лучших перемен"» (Селиванова С.).
Проза Афанасьев тяготеет к фактографической достоверности, при этом у читателя
может возникать ощущение, что изображенная действительность — это только
оболочка, сквозь которую прорываются признаки иных, скрытых от посторонних глаз
сил. Характеры и лица героев, понятные читателю и легко им узнаваемые,
оказываются всего лишь масками, за которыми скрывается их иная, настоящая,
сущность.
Герои Афанасьев тщетно ищут свое место в изменившемся и чуждом им мире. Россия
начала жить по законам уголовной зоны, в которую она превратилась за
удивительно короткий срок,— законам, где каждый так или иначе должен
приспособиться к желаниям новых хозяев страны. Афанасьев рисует картину
всеобщего зла, окружающего людей,— наркомания, насилие, продажность всех и вся.
Таких понятий, как любовь, уже не существует — она тоже стала товаром в мире,
где все продается и покупается. Такую картину можно назвать предвестием
апокалипсиса — кажется, что еще чуть-чуть, и мир рухнет, не выдержав страшной
концентрации зла. Подобная ситуация описывается в одном из последних романов
Афанасьева — «Гражданин тьмы» (2001). Главный герой, Анатолий Викторович
Иванцов, попадает в закрытое учреждение, называемое «хосписом», где проводят
бесчеловечные эксперименты над людьми, используя сильнейшие наркотики,
электрошок. Все это делается для того, чтобы лишить человека его личности,
индивидуальных качеств в целях дальнейшего клонирования. Человек превращается в
«голографическое изображение», не способное ни думать, ни действовать
самостоятельно — он предназначен только для выполнения одной определенной
функции: быть уборщиком, мойщиком и т.д. Таким образом, люди, по выражению
главного героя, становятся «одной из функций материализованного кошмара»,
который обрушивается на его голову («Гражданин тьмы»). Клонирование сулит
немалый доход его организаторам — они собираются таким образом поставлять
дешевую рабочую силу за границу. Сюжет романа не так удален от реальности, как
может показаться на первый взгляд. Общество уже не поражается таким немыслимым
еще недавно событиям, как похищение людей прямо на улице, убийства известных
политиков, предпринимателей. Иванцов радуется, что его сын стал «новым
русским», а дочь — любовницей видного политика.
Людская масса, народ занимают важное место в произведениях Афанасьева. Толпа
безучастна к происходящему и легко подчиняется чужой воле. Народ воспринимает
неприкрытое зло равнодушно: «качества россиянина — неприхотливость,
долготерпение, стадность мышления...» («Гражданин тьмы»). Прозаик усматривает
причину обрушившихся на страну бед в неспособности россиян противостоять
насилию, в безволии и трусости, однако оставляет надежду на изменение ситуации
к лучшему.
Изображение современной действительности гротескно и проникнуто авторской
иронией. Именно эти качества в сочетании со склонностью к литературной
мистификации и психологическому анализу выделяют прозу Афанасьева на фоне
современной литературы.
Почти все персонажи оказываются перед выбором: как приспособиться к новому
укладу жизни. Прежние герои-интеллигенты «городской» прозы Афанасьева 1970-80-х
претерпевают коренные изменения: их мучительные поиски смысла жизни сменились
едким цинизмом и полной апатией. Неожиданно для них на сцене появились новые
герои: люди-оборотни, лишенные человечности, но обладающие властью.
Одно из самых известных произведений Афанасьева, «Зона номер три», было
поставлено критиками в ряд лучших романов криминального направления. В нем
повествуется о том, как в Москве начинают пропадать люди. Все они оказываются в
т.н. «зоне», где всем руководит бывший уголовник, а ныне депутат Госдумы. По
его решению люди живут или умирают. Вместе с этим Афанасьев показывает читателю
и другую сторону этой реальности — он изображает деревенского пророка Савелия,
который знает ответы на вопросы, и Олега Гурко, который владеет фантастическими
дзенскими техниками, позволяющими ему менять структуру тканей.
Считая себя реалистом и консерватором, преклоняющимся перед литературой XIX в.,
Афанасьев вместе с тем успешно соединяет в своем творчестве традиционное для
русской классики «призывание милости к падшим» с формальными достижениями
различных модернистских течений вплоть до постмодернизма.
В своих произведениях Афанасьев рисует необузданную стихию зла, царящего в
совр. мире, но при этом не позволяет читателю погрузиться в уныние. «От
страницы к странице крепнет убеждение, что рано или поздно морок рассеется, и
благородный герой одним ударом меча разрушит призрачный замок зла»
(Энциклопедия фантастики: кто есть кто. Минск, 1995. С 44).
Афанасьев также автор пьес «Которого нет» (М., 1983); «По-всякому бывает» (М.,
1983) и др.
По произведениям «Командировка» и «Мелодия на два голоса» были сняты
телефильмы. Некоторые его произведения были изданы в Германии, США, Франции,
Японии, Швейцарии. Книги Афанасьева переводились на английский, японский,
немецкий, финский, китайский, польский, чешский языки.
Афанасьев удостоен литературной премии СП РСФСР за лучший роман (1986) и премии
«Роман-газета» (2000). Роман «Гражданин тьмы» был номинирован в 2002 на премию
«Национальный бестселлер».
Соч.:
В городе, в 70-х годах: повести и рассказы. М., 1974;
Привет, Афиноген! М., 1976;
Командировка. М., 1978;
Предварительное знакомство: повести и рассказы. М., 1980;
Мелодия на два голоса: повести и рассказы. М., 1983;
...И помни обо мне: Повесть об Иване Сухинове. М., 1985;
Поздно или рано: роман, рассказы. М., 1986;
Искушение: повесть. М., 1988;
Последний воин: романы. М., 1989;
Те, кто рядом: Повесть с чудесами. М., 1990;
Первый визит сатаны. М., 1993;
Посторонняя. М., 1994;
Мужчина на закате. Больно не будет: романы. М., 1995;
Грешная женщина. М., 1995;
Московский душегуб. М., 1995;
Умереть в одиночку. М., 1996;
Между ночью и днем: в 2 т. М., 1996;
Сошел с ума. М., 1997;
Почем девочки? М., 1997, 1998, 2000;
Зона номер три. М., 1998, 1999;
Монстр сдох. М., 1998, 1999;
Одиночество героя. М., 1998,1999;
Против всех. М., 1999;
Радуйся, пока живой. М., 1999, 2000;
Бойня в Москве. М., 1999;
Реквием по братве. М., 2000;
Ужас в городе. М., 2000;
Лизетта - бич Божий. М., 2000;
Гражданин тьмы. М., 2001;
Мимо денег. М., 2001;
Всему есть предел. М., 2001;
Возвращение из мрака. М., 2002;
Ярость жертвы. М., 2002;
Влекущая в ад. М., 2002;
В объятиях олигарха. М., 2003.
Лит.:
Переяслов Н. Вертухайная реальность Анатолия Афанасьева // Литературная Россия.
1998.№38. С.10-11;
Переяслов Н. Оправдание постмодернизма // Наш современник. 1999 №5;
Переяслов Н. Очередная «зона» Анатолия Афанасьева // Литературная Россия. 1999.
№41. С.10;
Золотцев С. Опознание антихриста: Читая роман Анатолия Афанасьева «Ужас в
городе» // Литературная Россия. 2001. №28. С.14;
Селиванова С. Эсхатологический реализм Анатолия Афанасьева // Москва. 2003.
№11;
Козлов Ю. Душа чиста и свободна: Памяти Анатолия Афанасьева // Литературная
Россия. 2003. №42. 17 окт.
И.Г.Карнаух
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|