Аверченко Аркадий Тимофеевич [27.03.1881-12.03.1925]

Аверченко Аркадий Тимофеевич
       [15(27).3.1881, Севастополь — 12.3.1925, Прага]
       — прозаик, драматург, журналист, критик.
       Сын небогатого купца. Получил начальное домашнее образование. Есть сведения, что Аверченко обучался 2 года в севастопольской гимназии. С 15 лет начал зарабатывать себе на жизнь.
       С 1896 по 1897 служит младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. С 1897 работает конторщиком в Акционерном обществе Брянских каменноугольных копей и рудников. Вместе с правлением рудников затем перемещается в Харьков. 31 окт. 1903 в харьковской газете «Южный край» напечатан первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Сам же Аверченко своим литературным дебютом считал рассказ «Праведник» (Журнал для всех. 1904. № 4). В 1905 сотрудничал в «Харьковских губернских ведомостях». С 1906 редактирует журнал «Штык», с 1907 и журнал «Меч». Эти издания стали первой постоянной трибуной Аверченко, который вел почти все разделы под многочисленными псевдонимами.
       1907 — переезд в Петербург, сотрудничество во второстепенных изданий, в т.ч. в журнале «Стрекоза». С 1908 группа молодых сотрудников «Стрекозы» начала издание нового юмористического журнала «Сатирикон». Для Аверченко работа в этом издании стала центральной вехой в творческой биографии. Продолжаются начатые в Харькове поиски собственных тем, стиля, жанра. Рассказы Аверченко подписывал настоящей фамилией. Под псевдонимами Фальстаф, Медуза Горгона, Фома Опискин Аверченко выступал с передовицами и фельетонами, за подписью Волк — с юмористической «мелочью», а под псевдонимом Ave сообщал о вернисажах, музыкальных вечерах, театральных постановках, вел знаменитый «Почтовый ящик». За острую политическую направленность некоторых материалов Аверченко подвергался судебному преследованию. Популярности Аверченко это не убавило. Слава и успех сопутствовали ему в эти годы — его произведения занимают около половины в каждом номере «Сатирикона», ежегодно издает по 2-3 сборников рассказов.
       Современники вспоминают его как веселого, остроумного, окруженного свитой поклонников, «прекрасно одетого господина, немножко полного, красивого и ленивого» (Лев Гумилевский). В этой атмосфере удачливости и довольства стали мелькать «пошловатые или поверхностные вещицы» (Михайлов О. С.11). В 1910 сб.: «Рассказы (юмористические)»; «Зайчики на стене»; «Веселые устрицы» (более 20 переизданий). После опубликования Аверченко статьи «Марк Твен» (Солнце России. 1910. №12) критики заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена (В.Полонский, М.А.Кузмин), другие сопоставляли его с ранним Чеховым (А.Измайлов). Бодрый, заразительный смех Аверченко звучал некоторым диссонансом с утонченно-изломанным эстетизмом декаданса. Аверченко выступал активным сторонником реализма и в своих непосредственных творческих декларациях: «До сих пор при случайных встречах с модернистами я смотрел на них с некоторым страхом: мне казалось, что такой художник-модернист среди разговора или неожиданно укусит меня за плечо, или попросит взаймы».
       Аверченко затрагивал разные темы, но главный его «герой» — это быт Петербурга и жизнь его обитателей: писателей, мировых судей, ремингтонисток, городовых, коммивояжеров, горничных, недалеких и всегда у него очаровательных дам. Аверченко изобретательно издевается над глупостью, вызывая у читателя «ненависть к среднему, стертому, серому человеку, к толпе, к обывателю» (К.Чуковский).
       В 1912 в Петербурге выходят в свет книги Аверченко «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за А. закрепляется титул «короля смеха». Рассказы инсценировались и ставились в петербургских театрах. Однако примерно к этому времени относится и суровая критика «пустозвонства» (А.К.Воронский) и «сытого смеха» Аверченко. Революционно настроенной части российской интеллигенции претил «краснощекий юмор» Аверченко. Но многоперсонажный «театр абсурда» писателя давал богатую панораму русской жизни этих лет.
       До 1913 Аверченко продолжал вести «Сатирикон», который был «чудесной отдушиной, откуда лил свежий воздух» (А.Куприн). Здесь, а затем и в «Новом сатириконе» сотрудничали в разное время художники Ре-Ми (Н.Ремизов), А.Радаков, А.Юнгер, Л.Бакст, И.Билибин, М.Добужинский, А.Бенуа, Д.Митрохин, Н.Альтман. Печатались мастера юмористической прозы — Тэффи, О.Дымов, поэты Саша Черный, С.Городецкий, О.Мандельштам, молодой В. Маяковский, а также А.Куприн, Л.Андреев, А.Толстой, А.Грин. В коллективных усилиях «Сатирикона» ощущалась цельная эстетическая программа. По замыслу сотрудников, их ж. «неустанно старался очищать и развивать вкус среднего русского читателя, привыкшего к полуграмотным распивочным листкам». Хлестко высмеивая бездарность, дешевые штампы («Неизлечимые», «Поэт»), Аверченко выступает поборником не просто талантливого, но жизненного, реалистического искусства. Высмеивает крайности романтизма («Русалка»), теоретические постулаты «нового» искусства («Аполлон»).
       В 1913 из-за разногласий с издателем «Сатирикона» М.Г.Корнфельдом основные сотрудники выходят из состава редколлегии и основывают «Новый Сатирикон». С началом Первой мировой войны появляются политические темы. Редакция разделяет мнение правительства о необходимости единства нации перед опасностью внешнего врага. Публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и др. Полны горечи очерки и фельетоны Аверченко, передающие то состояние развала, в котором находилась Россия накануне революции. В некоторых своих рассказах Аверченко бичует разгул спекуляции, лихоимства, нравственной нечистоплотности.
       В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: Фома Опискин. «Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности, людях» (1914), «Одесские рассказы» (1915), «О маленьких — для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и др. Особую страницу среди них представляют «детские» рассказы А. (сб. «О маленьких — для больших», «Шалуны и ротозеи» и др.).
       Аверченко не огорчило падение романовской монархии («Мой разговор с Николаем Романовым»), но приход к власти большевиков вызвал его резкое неприятие («Дипломат из Смольного» и др.). В 1918 Аверченко уехал на занятый белыми войсками юг, сотрудничал в газете «Приазовский край», «Юг России». В памфлетах и рассказах этого периода обращается к белым генералам с призывом приблизить «час ликвидации и расчета» с большевиками. Подвергся репрессии со стороны врангелевской цензуры, распорядившейся закрыть газету «Юг России». В апр. 1920 Аверченко организовал собственный театр «Гнездо перелетных птиц». В окт. 1920 эмигрировал сначала в Константинополь, а затем, по его собственным словам,— «кубарем по Европам». В 1921 в Париже вышла книга памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где Аверченко сокрушался о гибели России. Его герои — дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие — с ностальгией вспоминают о прошлой жизни. В советской печати прозвучала резкая отповедь. Критик Н.Мещеряков писал: «Вот до какой мерзости, до какого юмора висельника дошел теперь веселый балагур Аркадий Аверченко». 22 нояб. 1921 в «Правде» была опубликована статья В.И.Ленина «Талантливая книжка», в которой Аверченко назван «озлобленным до умопомрачения белогвардейцем». Однако В.И.Ленин нашел книгу «высокоталантливой», отметив, сколь искусно «изображены» впечатления и настроения представителей старой, помещичьей и фабрикантской, богатой, «объевшейся и объедавшейся России». Среди эмиграции Аверченко отмечал «кипящий распад» («Осколки разбитого вдребезги», «Разговоры в гостиной» и др.). Некоторые рассказы, по мнению В.И.Ленина, «заслуживали перепечатки», что и выполнялось, поскольку часть произведений Аверченко продолжала выходить и после его эмиграции.
       С июня 1922 Аверченко жил в Праге, издал несколько сб., юмористический роман «Шутка мецената» (Прага, 1925). Трудно переживал разлуку с Россией: «...Тяжело как-то стало писать... Не пишется. Как будто не на настоящем стою» (из воспоминаний журналиста Л.Максима). Скончался в Пражской городской больнице от болезни сердца. Главные достижения Аверченко современная критика связывает со стихией юмористического. Н.А.Тэффи отмечала, что «он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы. Место его в литературе свое собственное, я бы сказала — единственного русского юмориста».

Соч.:
       Восемь одноактных пьес и инсценированных рассказов. СПб., 1911;
       Записки театральной крысы / предисл. В.Мейерхольда. М.; Л., 1926;
       Избранные соч. Т. 1-2. М., 1927;
       Юмористические рассказы. М., 1964;
       Избранные рассказы / предисл. О.Михайлова. М., 1985;
       Кривые углы. Рассказы / предисл. П.Горелова. М., 1989.

Лит.:
       Евстигнеева Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сотириконцы. М., 1968;
       Борисов Л. За круглым столом прошлого. Л., 1971;
       Левицкий Д.А. А.Аверченко: Жизненный путь. Вашингтон, 1973;
       Тэффи Н. Воспоминания. Париж, 1980;
       Брызгалова Е.Н. Дореволюционная новеллистика. А.Аверченко // Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX в. Тверь, 1994. С. 42-47;
       Молохов А.В. Аркадий Аверченко, страницы биографии [1881-1925] // Россия и современный мир. 1995. №1. С.184-197;
       Спиридонова А.Л. Бессмертие смеха. Комическое в литературе Русского зарубежья. М., 1999. С. 76-120.

Е.И.Колесникова

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:35 UTC