|
Прокопьева Зоя Егоровна
[15.11.1936, с. Белозерское Белозерского р-на Курганской обл.]
— прозаик.
Родилась в семье кузнеца и крестьянки, детство было полусиротским — с 1938
семья жила без кормильца. Реалии трудных военных и послевоенных лет отразились
впоследствии в автобиографических повестях «Звереныш» и «Такая длинная ночь».
В 1949 Прокопьева переезжает в Челябинск, где ее «университетами» стал
Челябинский металлургический комбинат, на котором она проработала 18 лет
табельщиком, бригадиром, художником-оформителем. Среднее образование получила в
школе рабочей молодежи, а образование творческое — в литобъединении «Металлург»
(откуда вышло почти 20 членов СП России).
Первые произведения Прокопьевой были опубликованы в коллективном сборнике
«Первый рассказ» (Челябинск, 1968) и были благожелательно встречены критикой.
В конце 1960-х — начале 1970-х Прокопьева активно печатается в журнале «Урал»,
местных сборниках и альманахах, а в 1971 вышла первая книга писательницы —
сборник рассказов «Лиюшка». «Быт, природа, завод, деревня — все это
писательница знает, любит и умеет изобразить» (Маршалов Б. Первая книга //
Челябинский рабочий. 1971. 21 февр.). Прокопьева демонстрировала прекрасное
знание и водной стихии: «...Так они и плыли: то мимо темного берега, то мимо
мелких каменистых островков, поросших пихтами, березами и соснами, исчахлыми на
ветру, а то ехали узкими камышистыми протоками и мягко лоснящимися заводями»
(Такая длинная ночь. С.176). Пейзажи в прозе Прокопьевой — не только результат
«созерцания», но и активного действия: любимыми увлечениями Прокопьевой в эти
годы становятся охота, рыбалка, парусный спорт.
В 1958-68 она — яхтенный капитан 1-го класса по дальним плаваниям,
обладательница 1-го спортивно-гоночного разряда.
В 1973 Прокопьева вступает в СП и получает направление на Высшие литературные
курсы, которые заканчивает в 1975. В предисловии к книге «Розовая птица» (1974)
О.Кожухова писала: «Прокопьева повествует преимущественно о рабочем классе...
Но чаще всего это взгляд на человека как бы изнутри. Исходная точка отсчета в
отношении к героям — сильное человеческое чувство, любовь к ребенку, к
природе», а во вступлении к вышедшему в столице сборнику прозы «Белая мель»
(1976) поэт В.Цыбин отмечал, что «Прокопьева обладает самобытным почерком и
манерой видения жизни. Главные достоинства ее произведений — это психологизм,
умелая передача духовного состояния героев, их переживаний, раздумий, ощущений;
их сочный, в меру насыщенный уральским говором, язык, это точная и пластичная
деталировка».
Вернувшись на родину после окончания ВЛК, Прокопьева возглавляет Бюро
пропаганды художественной литературы Челябинской областной писательской
организации. Публикует сборник прозы в Челябинске и в Москве, которые в
основном развивают «биографическую» и «рабочую» темы. Книги встречают
разноречивые оценки — некоторые указывают на увлеченность «палубными романами»
(Шапошников В. Любовь или «палубный роман»? // Литературная газета. 1973. 12
сент. С.7), другие, напротив, отмечают «строгую доброту» героев Прокопьевой
(Павлов Б. Строгая доброта // Челябинский рабочий. 1973. 29 июля). Но не
наставления критики, а логика развития таланта писательницы становится причиной
тематических изменений в творчестве Прокопьевой. Фактически работа в малых и
средних жанрах были только «пробой сил» перед главным замыслом, который был
воплощен в одном из лучших романов советской эпохи — «Своим чередом».
Первый вариант романа был создан в 1977, в тайге, при керосиновой лампе, за 2
зимних месяца. Впоследствии Прокопьева неоднократно переделывала роман, в т.ч.
и по требованию цензуры. Рукопись 8 лет кочевала по редакциям столичных
издательств («Современник», «Советский писатель») и журнала («Наш современник»,
«Роман-газета»), но была опубликована лишь в Челябинске в «эпоху гласности» — в
1986. Т.Набатникова сразу отметила своеобразие этого произведения: «Роман
"Своим чередом" стоит особняком не только среди книг Прокопьевой, но и в
текущей литературе этого жанра... Писательница успешно преодолела привычный
канон — вместо традиционного патетического героизма мы встречаем здесь героизм
трагический. Многие победы в этом романе хочется не столько отпраздновать,
сколько оплакать» (Набатникова Т. Задумываясь над прошлым // Литературная
Россия. 1987. 13 марта).
Роман — эпическое полотно, повествующее о раскулачивании, индустриализации,
предвоенных репрессиях и тыловой жизни в большом промышленном городе в годы
великого военного противостояния. В центре повествования кузнец, а впоследствии
инженер, организатор производства Нил Краюхин и его «народ» — мужики, бабы,
дети из сибирских сел, всего 310 человек. Сначала они оказываются в тайге, куда
их вывезли валить лес — без жилья, продовольствия, инструмента, затем их
перебрасывают на строительство тракторного гиганта на голом в буквальном смысле
месте.
События, происходящие и в основанной «переселенцами поневоле» д.Бедяево, и в
городе, и в большой стране, не излагаются в хронологической последовательности,
а появляются в романе синхронно. Прокопьева показывает мир сквозь особую
«линзу», где видно сразу все — и прошлое, и настоящее, и будущее.
По сравнению с «Вечным зовом» А.Иванова или «Строговыми» Г.Маркова в романе
Прокопьевой не только отсутствует какая бы то ни было «лакировка», но
появляется совершенно иная «точка видения» автора. Несмотря на драматизм и
глубину страданий изображенных людей роман можно назвать жизнеутверждающим.
Сила жизни, соединенная с силой любви и силой рода, народа (в романе есть
историческая параллель с далеким «скифским» прошлым), умноженная на силу веры
(в атеистическое советское время Прокопьева создала замечательный образ
священника, отца Сидора) способна воистину творить чудеса, — в этом его
основная идея. Роман трудно назвать реалистическим произведением — в нем
причудливо переплелись и традиции русских сказок и бажовских сказов, и элементы
«индустриального романа», и мотивы, присущие прозе «деревенщиков». Но при такой
разноплановости и широте «Своим чередом», тем не менее, оставляет ощущение
цельности. Не случайно, что к этому произведению все чаще и чаще обращаются
современной критики. М.Солнцева, размышляя о нынешнем состоянии уральской
литературы, призывает не забывать «оригинальный, глубокий, пронзительный роман
Зои Прокопьевой "Своим чередом"» (Книжная полка Марии Солнцевой // Российский
писатель. 2001. №22. С.15).
В начале 2000-х Прокопьева работает над романом о Николае Вавилове.
Соч.:
Лиюшка: рассказы. Челябинск, 1971;
Такая длинная ночь: проза. Челябинск, 1973;
Розовая птица: Повести, рассказы. 1974;
Белая мель: повести. М., 1976;
Таловая сторона: повести. Челябинск, 1977;
Ведьмин круг: Повести и рассказы. М., 1985;
Своим чередом: роман. Челябинск, 1986.
Лит.:
Ткаченко П. Верь лучшему в людях // Вечерний Челябинск. 1971. 19 февр.;
Бондина Л. Вечные нелады с вечной темой // Литературная газета. 1974. 2 окт.;
Петров С. Шаг вперед и... в сторону // Вечерний Челябинск. 1974. 20 нояб.;
Шепелева Л. Исследование нравственного чувства. О творчестве Зои Прокопьевой //
Каменный пояс: Литературно-художественный и общественно-политический сб.
Челябинск, 1978. С.248-255;
Кожухова О., Цыбин А., Курбатов В. О творчестве Зои Прокопьевой // Челябинский
рабочий. 1986. 26 янв.;
Шепелева Л. В мире героев Зои Прокопьевой. Каменный пояс.
Литературно-художественный и общественно-политический сб. Челябинск, 1986.
С.211-221;
Чивилихин В. Зеркало души. М., 1987. С.330;
Сычёва Л. Какие русские нужны России? // Литературная Россия. 2002. №24.
Л.А.Сычёва
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|