Прокопьева Зоя Егоровна [15.11.1936]

Прокопьева Зоя Егоровна
       [15.11.1936, с. Белозерское Белозерского р-на Курганской обл.]
       — прозаик.
       Родилась в семье кузнеца и крестьянки, детство было полусиротским — с 1938 семья жила без кормильца. Реалии трудных военных и послевоенных лет отразились впоследствии в автобиографических повестях «Звереныш» и «Такая длинная ночь».
       В 1949 Прокопьева переезжает в Челябинск, где ее «университетами» стал Челябинский металлургический комбинат, на котором она проработала 18 лет табельщиком, бригадиром, художником-оформителем. Среднее образование получила в школе рабочей молодежи, а образование творческое — в литобъединении «Металлург» (откуда вышло почти 20 членов СП России).
       Первые произведения Прокопьевой были опубликованы в коллективном сборнике «Первый рассказ» (Челябинск, 1968) и были благожелательно встречены критикой.
       В конце 1960-х — начале 1970-х Прокопьева активно печатается в журнале «Урал», местных сборниках и альманахах, а в 1971 вышла первая книга писательницы — сборник рассказов «Лиюшка». «Быт, природа, завод, деревня — все это писательница знает, любит и умеет изобразить» (Маршалов Б. Первая книга // Челябинский рабочий. 1971. 21 февр.). Прокопьева демонстрировала прекрасное знание и водной стихии: «...Так они и плыли: то мимо темного берега, то мимо мелких каменистых островков, поросших пихтами, березами и соснами, исчахлыми на ветру, а то ехали узкими камышистыми протоками и мягко лоснящимися заводями» (Такая длинная ночь. С.176). Пейзажи в прозе Прокопьевой — не только результат «созерцания», но и активного действия: любимыми увлечениями Прокопьевой в эти годы становятся охота, рыбалка, парусный спорт.
       В 1958-68 она — яхтенный капитан 1-го класса по дальним плаваниям, обладательница 1-го спортивно-гоночного разряда.
       В 1973 Прокопьева вступает в СП и получает направление на Высшие литературные курсы, которые заканчивает в 1975. В предисловии к книге «Розовая птица» (1974) О.Кожухова писала: «Прокопьева повествует преимущественно о рабочем классе... Но чаще всего это взгляд на человека как бы изнутри. Исходная точка отсчета в отношении к героям — сильное человеческое чувство, любовь к ребенку, к природе», а во вступлении к вышедшему в столице сборнику прозы «Белая мель» (1976) поэт В.Цыбин отмечал, что «Прокопьева обладает самобытным почерком и манерой видения жизни. Главные достоинства ее произведений — это психологизм, умелая передача духовного состояния героев, их переживаний, раздумий, ощущений; их сочный, в меру насыщенный уральским говором, язык, это точная и пластичная деталировка».
       Вернувшись на родину после окончания ВЛК, Прокопьева возглавляет Бюро пропаганды художественной литературы Челябинской областной писательской организации. Публикует сборник прозы в Челябинске и в Москве, которые в основном развивают «биографическую» и «рабочую» темы. Книги встречают разноречивые оценки — некоторые указывают на увлеченность «палубными романами» (Шапошников В. Любовь или «палубный роман»? // Литературная газета. 1973. 12 сент. С.7), другие, напротив, отмечают «строгую доброту» героев Прокопьевой (Павлов Б. Строгая доброта // Челябинский рабочий. 1973. 29 июля). Но не наставления критики, а логика развития таланта писательницы становится причиной тематических изменений в творчестве Прокопьевой. Фактически работа в малых и средних жанрах были только «пробой сил» перед главным замыслом, который был воплощен в одном из лучших романов советской эпохи — «Своим чередом».
       Первый вариант романа был создан в 1977, в тайге, при керосиновой лампе, за 2 зимних месяца. Впоследствии Прокопьева неоднократно переделывала роман, в т.ч. и по требованию цензуры. Рукопись 8 лет кочевала по редакциям столичных издательств («Современник», «Советский писатель») и журнала («Наш современник», «Роман-газета»), но была опубликована лишь в Челябинске в «эпоху гласности» — в 1986. Т.Набатникова сразу отметила своеобразие этого произведения: «Роман "Своим чередом" стоит особняком не только среди книг Прокопьевой, но и в текущей литературе этого жанра... Писательница успешно преодолела привычный канон — вместо традиционного патетического героизма мы встречаем здесь героизм трагический. Многие победы в этом романе хочется не столько отпраздновать, сколько оплакать» (Набатникова Т. Задумываясь над прошлым // Литературная Россия. 1987. 13 марта).
       Роман — эпическое полотно, повествующее о раскулачивании, индустриализации, предвоенных репрессиях и тыловой жизни в большом промышленном городе в годы великого военного противостояния. В центре повествования кузнец, а впоследствии инженер, организатор производства Нил Краюхин и его «народ» — мужики, бабы, дети из сибирских сел, всего 310 человек. Сначала они оказываются в тайге, куда их вывезли валить лес — без жилья, продовольствия, инструмента, затем их перебрасывают на строительство тракторного гиганта на голом в буквальном смысле месте.
       События, происходящие и в основанной «переселенцами поневоле» д.Бедяево, и в городе, и в большой стране, не излагаются в хронологической последовательности, а появляются в романе синхронно. Прокопьева показывает мир сквозь особую «линзу», где видно сразу все — и прошлое, и настоящее, и будущее.
       По сравнению с «Вечным зовом» А.Иванова или «Строговыми» Г.Маркова в романе Прокопьевой не только отсутствует какая бы то ни было «лакировка», но появляется совершенно иная «точка видения» автора. Несмотря на драматизм и глубину страданий изображенных людей роман можно назвать жизнеутверждающим. Сила жизни, соединенная с силой любви и силой рода, народа (в романе есть историческая параллель с далеким «скифским» прошлым), умноженная на силу веры (в атеистическое советское время Прокопьева создала замечательный образ священника, отца Сидора) способна воистину творить чудеса, — в этом его основная идея. Роман трудно назвать реалистическим произведением — в нем причудливо переплелись и традиции русских сказок и бажовских сказов, и элементы «индустриального романа», и мотивы, присущие прозе «деревенщиков». Но при такой разноплановости и широте «Своим чередом», тем не менее, оставляет ощущение цельности. Не случайно, что к этому произведению все чаще и чаще обращаются современной критики. М.Солнцева, размышляя о нынешнем состоянии уральской литературы, призывает не забывать «оригинальный, глубокий, пронзительный роман Зои Прокопьевой "Своим чередом"» (Книжная полка Марии Солнцевой // Российский писатель. 2001. №22. С.15).
       В начале 2000-х Прокопьева работает над романом о Николае Вавилове.

Соч.:
       Лиюшка: рассказы. Челябинск, 1971;
       Такая длинная ночь: проза. Челябинск, 1973;
       Розовая птица: Повести, рассказы. 1974;
       Белая мель: повести. М., 1976;
       Таловая сторона: повести. Челябинск, 1977;
       Ведьмин круг: Повести и рассказы. М., 1985;
       Своим чередом: роман. Челябинск, 1986.

Лит.:
       Ткаченко П. Верь лучшему в людях // Вечерний Челябинск. 1971. 19 февр.;
       Бондина Л. Вечные нелады с вечной темой // Литературная газета. 1974. 2 окт.;
       Петров С. Шаг вперед и... в сторону // Вечерний Челябинск. 1974. 20 нояб.;
       Шепелева Л. Исследование нравственного чувства. О творчестве Зои Прокопьевой // Каменный пояс: Литературно-художественный и общественно-политический сб. Челябинск, 1978. С.248-255;
       Кожухова О., Цыбин А., Курбатов В. О творчестве Зои Прокопьевой // Челябинский рабочий. 1986. 26 янв.;
       Шепелева Л. В мире героев Зои Прокопьевой. Каменный пояс. Литературно-художественный и общественно-политический сб. Челябинск, 1986. С.211-221;
       Чивилихин В. Зеркало души. М., 1987. С.330;
       Сычёва Л. Какие русские нужны России? // Литературная Россия. 2002. №24.

Л.А.Сычёва

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:41:42 UTC