|
Кочетов Всеволод Анисимович
[22.1(4.2).1912, Новгород — 4.11.1973, Москва]
— прозаик.
Родился в крестьянской семье. Приехав в 1925 в Ленинград, работал грузчиком в
порту. Окончил сельскохозяйственный техникум ив 1931 работал агрономом. В
Подмосковье, был научным сотрудником сельскохозяйственной опытной станции под
Ленинградом. В 1934 в районной газете «Красногвардейская правда», вместе с
отрывками из «Тихого Дона» М.Шолохова и «Петра Первого» А.Толстого, было
опубликовано стихотворение Кочетова «Дозор». Написал поэму о борьбе за свободу
китайского народа «Красные пики», затем повесть об истории Новгорода «Начало
песни» (первоначальное название «Красное и голубое»). Работал сотрудником
газеты г.Павловска «Большевистская трибуна», «Ленинградской правды».
Освобожденный от службы в армии по болезни сердца, Кочетов с первого дня
Великой Отечественной войны стремился на фронт.
Вступил на Кировском заводе в народное ополчение, служил в действующей армии
как корреспондент «Ленинградской правды», затем газета Ленинградского фронта
«На страже Родины». Уже 23 июня 1941 была опубликована его первая военная
корреспонденция. Н.Тихонов вспоминает: «...порой ноги сами подкашивались от
усталости, а сердце, негодное к войне сердце, давало себя знать. Тогда он
где-нибудь наскоро отлеживался и снова не только входил в огненную атмосферу
боя, но писал очерки с неослабевающим чувством фронтового корреспондента,
который хочет рассказать правду о людях на войне» (Воспоминания о Всеволоде
Кочетове. С.4).
Повесть Кочетова «На невских равнинах», посвященная воинам народного ополчения,
была написана в 1942 и принята к публикации в журнале «Звезда».
В 1944 рукопись была отправлена в набор, но по сигналу из обкома партии
публикация была отменена. Лишь в 1946 на публикации повести настоял В.Саянов,
успев сделать это до выхода постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и
«Ленинград». С задержкой в это же время была опубликована и повесть
«Предместье» — о самоотверженной работе колхозников во время войны.
В 1947 вышла из печати повесть Кочетова «Профессор Майбородов», в которой
нарисован образ крупного ученого-орнитолога. В повести «Нево-озеро» (1948)
автор обратился к истокам русского национального характера, воссоздал жизнь
края, сохранившего традиции предков. В романе «Товарищ агроном» (1948) создал
яркий и цельный характер сельского интеллигента. Этот роман встал в ряд с
произведениями В.Овечкина, А.Калинина, обративших внимание на нужды
послевоенного сельского хозяйства.
Вслед за очерками «Дружба», «Корабельщики», «Балтийская марка», «Черты
характера» Кочетов в 1952 публикует роман «Журбины», в основу образов которого
легли реальные характеры и судьбы знакомых автору ленинградских судостроителей.
В романе «Журбины» автор сумел выйти за рамки уже привычных, ставших
тривиальными «производственных» сюжетов и конфликтов. Это был не столько
«производственный», сколько «семейный» роман, впервые поведавший о большой
советской рабочей династии. Духовный мир рабочего человека согрет в романе
теплотой зоркого писательского взгляда. Роман сразу же принес автору широкую
известность, вызвал целый ряд позитивных откликов (Гринберг И. Хозяева жизни //
Дружба народов. 1952. №4; Плоткин Л. Гордость рабочего человека // Труд. 1952.
11 мая; Выходцев П. Роман о советских рабочих// Пропаганда и агитация. 1952.
№10 и др.). Критики отметили, что в «Журбиных» была сделана успешная попытка
осмыслить жизнь и труд рабочей династии, рабочий класс изображен автором как
«могучая, ведущая сила во всех областях общественной жизни» (Гринберг И. Точка
опоры. М., 1969. С.123-124).
Романом «Журбины» Кочетов как бы приступил к изучению основных слоев общества
своей эпохи. Следующий роман — «Молодость с нами» (1954) — был посвящен
проблемам жизни технической интеллигенции, он также привлек к себе внимание.
Особенно много откликов в печати вызвал острополемический роман Кочетова о
жизни современного общества «Братья Ершовы» (1958). О пафосе этого
произведения, его идейной направленности говорят уже характерные заголовки
рецензий на него: «Революция продолжается» (Комсомольская правда. 1958. 10
авг.); «Братья Ершовы ведут бой» (Литература и жизнь. 1958. 3 сент.); «Плечом к
плечу» (Советская культура. 1958. 18 сент.); «Дыхание жизни, дыхание
современности» (Знамя. 1958. №11); «Сражающийся современник» (Вопросы
литературы. 1959. №1) и др.
Не менее яркое представление о злободневности творчества Кочетова дает и роман
«Секретарь обкома» (1961), у истоков которого — впечатления автора от завода в
г.Дзержинске. В романе раскрыт генезис двух начал в партийном руководстве —
творческого и косного. В Денисове и Артамонове воплощены два типа партийных
работников — те, которые действительно помогали партии, и те, кто в конце
концов погубил ее. Как показало время, автора романа нельзя упрекнуть в
отсутствии у него исторического предвидения.
Расширяется жанровый диапазон творчества Кочетова. В соавторстве с С.Кара он
создает пьесу «Семья Журбиных» (1954) и киносценарий по роману «Журбины»;
художественный кинофильм «Большая семья» по этому сценарию в постановке
И.Хейфица проходит по кинотеатрам страны. Композитор И.Дзержинский увлеченно
работает над оперой по роману «Журбины», М.Лотарев инсценирует «Молодость с
нами» и «Братья Ершовы». Пьесу «Семья Журбиных» ставят Московский театр им.
Вл.Маяковского, Ленинградский театр драмы им. А.С.Пушкина; пьесу «Братья
Ершовы» (инсц. В.Пименова и М.Гершта) — театры в Москве, Горьком, Свердловске,
Тамбове, Луганске, Дзержинске. Публицистичность таланта К. ярко проявляется и в
собственно публицистических жанрах — в 1961 он выпускает книги «Руки народа. Из
китайского дневника» и «По двум тысячелетиям. Поездка в Италию», в 1963 — книгу
«Кому отдано сердце».
Острополемический настрой Кочетова вносит и в работу журнале «Звезда» и «Нева»,
членом редколлегий которых состоял. Затем, живя с 1955 в Москве, работает
главным редактором «Литературная газета.», избирается членом правления СП СССР,
членом Советского комитета защиты мира, заместителем председателя Общества
советско-индийской дружбы.
С 1961 работает главным редактором журнала «Октябрь». В литературе,
идеологических вопросах Кочетов занимал наступательную, резко непримиримую
позицию по отношению к своим оппонентам. Это порой негативно сказывалось на
общей атмосфере литературной жизни тех лет. Вместе с тем как редактор журнала
Кочетов оказывал постоянную и немалую поддержку многими литераторам. Фазу
Алиева, ставшая народной поэтессой Дагестана, вспоминает: «Это было трудное для
меня время... Острые жала казавшейся мне порой несправедливой критики больно
ранили меня. Мне нужна была помощь... И необходимая поддержка пришла — эти
слова были сказаны телеграммой В.А.Кочетова» (Всеволод Кочетов. Публицистика.
Воспоминания современников. С.159).
В 1960-е Кочетов издает путевые заметки «Остров бурь» и «Фронтовые записи»,
опирающиеся на его фронтовой дневник, книги «Годы фронтовые», «Встречи добрые и
недобрые», роман «Угол падения» (1968). Читательские конференции по новому
злободневно-публицистическому роману Кочетова «Чего же ты хочешь?» (1969)
проходят в Москве, Ленинграде, Воронеже, др. городах. Отвечая на упреки в адрес
автора, В.Ампилов писал: «Некоторые из прочитавших роман склонны утверждать,
будто краски в нем сгущены. Думается, что это не так. В нем отображена правда
нашей жизни» (Неман. 1970. №2. С.157). «Это был,— как вспоминал Дм.Молдавский,—
человек прямой, резкий, определенный. В его преданности идее, в его честности
не сомневались и недруги» (Всеволод Кочетов. Публицистика. Воспоминания
современников. С.261); маршал авиации А.Е.Голованов писал о Кочетове:
«Необыкновенно цельный, как из одной глыбы высеченный, был человек!» (Там же.
С. 185). Кочетов не успел завершить свой новый, также острополемический роман
«Молнии бьют по вершинам» (издан в 1983).
Именем писателя названы улица и школа в Новгороде, океанский корабль.
Соч.:
СС: в 6 т. М., 1987-89;
Избранные произведения: в 3 т. М., 1982;
Ленинградские повести: повести, рассказы. М., 1981;
Молнии бьют по вершинам: роман. М., 1983;
Улицы и траншеи: Записки военных лет. М., 1984;
Угол падения: роман. М., 1986.
Журбины: роман. М.,1988.
Лит.:
Мигунов А. Источник радости и вдохновения. М., 1963. С.32-52;
Денисова И. Любимый и главный герой // Знамя. 1963. №10;
Веленгурин Н. Всеволод Кочетов. М., 1970;
Всеволод Кочетов. Публицистика. Воспоминания современников. Л., 1976;
Леонов В. Всеволод Кочетов: очерк творчества. М., 1981;
Строков П. Он шел вровень с веком // Молодая гвардия. 1982. №2;
Алексеев М. Всеволод Кочетов! // Москва. 1982. №2;
Воспоминания о Всеволоде Кочетове. М., 1986;
Строков П. Всеволод Кочетов: страницы жизни, страницы творчества. М., 1985;
«За правдой надо идти в жизнь, к людям...»: К 75-летию со дня рождения
Всеволода Кочетова // Литературная газета. 1987. 4 февр.;
Софронов А. Мужество писателя: К 75-летию со дня рождения Всеволода Кочетова //
Москва. 1987. №2;
Гребенщиков А. Позиция бойца // Звезда. 1987. №2;
Леонов Б. «...Вот наш с тобой портрет»: О молодых героях в творчестве
Вс.Кочетова // Молодая гвардия. 1987. №2;
Буханцов Н. Писатель-гражданин // Октябрь. 1987. №2;
Идашкин Ю. Выше пристрастий и амбиций // Литературная Россия. 1987. 30 янв.;
Леонов Б. Верность героике жизни // Кочетов В. СС: в 6 т. М., 1987. Т.I.
С.5-22;
Марченко А. В расчете на память или беспамятство? // Искусство кино. 1988. №2;
Чалмаев В. Писатель и его книги // Кочетов В. Журбины. М., 1988. С.5-12.
В.А.Шошин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|