|
Самарин Юрий (совместный псевдоним супругов Анны и Константина Смородиных)
— прозаик, публицист.
В соавторстве Смородины опубликовали сборник рассказов и пьес «Исторический проезд» (Саранск, 1993); пьесу «Ныне отпущаеши...» (журнал «Диалог. Карнавал. Хронотоп». Витебск, 1994), поставленную Мордовским государственным телевидением в 1995; книгу рассказов-притч «Русский костер» (Саранск, 2000); сб. «Пьесы» (Саранск, 2002), «Великопостный дневник» (Саранские епархиальные ведомости, 2002), цикл эссе «Хочется подумать» (Саранские епархиальные ведомости, 2003). Горячев А. о рассказах-притчах «Русского костра» пишет: «...На сакраментальный вопрос "куда податься?" автор дает три тяготеющих к единому ответа. В Божий храм ("Под Иваном-воином"), в заветную сокровищницу народной христианской культуры ("Туесок"), в незамутненность чистой веры, устойчивой к соблазнам протестантизма с его буржуазными ценностями, католичества, с его экзальтированным естеством, ислама с его джихадом (притча "Остров")» (Горячев А. Родина и судьба // НГ Ex libris. 2000. №37.)
Под псевдонимом Юрий Самарин проза и публицистика А. и К. Смородиных публикуется в центральных и местных периодических изданий с 1995 (журнал «Странник», «Москва» (лауреаты премии журнала за 1997), «Юность», «Роман-журнал XXI век» и др.; газета «Литературная Россия», «День литературы», «Десятина» и др.). Смородины выпустили книгу повестей, объединенных в трилогию, «Особенные люди» (Саранск, 2000) и сборник рассказов, статей, эссе «Заснеженная Палестина» (Саранск, 2001). «Традиционной» назвал П.Басинский повести книги «Особенные люди», полагая качеством традиционности «поиск русским человеком Бога», но в то же время в ней отчетливы приметы современности — «наличие духовидцев, экстрасенсов, бывших афганцев» (Басинский П. Русское поле // Октябрь. 2001. №3). Кокшенева К. о рассказах Смородиных (книга «Заснеженная Палестина») говорит: «Психологическая ткань рассказов Юрия Самарина привлекательна и своей сдержанной простотою, и обязательным чувством меры: он часто говорит ровно столько даже на острейшие темы, сколько требует эстетическая совесть, чтобы не погрешить против достоинства меры... Прочитайте любой рассказ Юрия Самарина — и узнаете, что такое целомудренное творчество, питающееся токами самой простецкой жизни, скромной нашей русской природы, христианским чувством, не самопроизвольной, но канонически-твердой ортодоксальной мыслью» (Кокшенева К. Россия — навсегда // Москва. 2002. №6. С.176). Критик называет «Заснеженную Палестину» «честной христианской книгой», христианская суть которой идет не от моды, не от тенденции («так нужно», «так актуально»), но от верующего сердца (Там же. С.178).
Первоначально в совместном творчестве тяготели к мистико-фантастическому направлению (повести «Творец», «Билет в по-смертие», «Отсечь зло»). Постепенно эти мотивы отходят на второй план. Предметом изображения становится напряженная внутренняя жизнь героев, проявленная в поисках и обретении веры, надежды, любви. Кульминация произведений зачастую — сам момент преображения из ветхого в нового человека. Смородины отдают значительную дань жанру притчи, иносказательно рисуя путь совр. героя сквозь соблазн, шаткость окружающего мира к твердой духовно-нравственной основе Православия.
Чаще всего герой Юрия Самарина — молодой человек «интеллигентной» профессии (художник, фотокорреспондент, писатель), наш современник с «раздерганной душой». Ему, оторванному от жизни простых людей, предстоит как бы новое знакомство с родным народом, трудное перерождение из существа космополитического и отвлеченного — в личность, в человека, способного любить и сострадать (повесть «Жизнь в кайф»).
Повесть «В поисках славы» рассказывает о том, как студент университета, сын офицера, «младолитератор» знакомится на Грушинском фестивале с будущими друзьями, «бардами-историками», один из которых — поэт, а другой — воин, побывавший в «горячей» точке. Три молодых человека во время дружеской пирушки вроде бы в шутку делят то, чем «стоит на свете обладать»,— славу, женщин и деньги. События оборачиваются таким образом, что слава для героя обращается в «бесславие», деньги у поэта улетучиваются, а отношения воина с женщинами из-за ранения становятся братско-сестринскими. Увидеть сквозь черты обыденности другой смысл помогает герою «золотая греза» (мистико-символический план повествования), и он угадывает в своих друзьях возвышенные образы Рыцаря и Солдата, давно драгоценные для его собственной души. Внезапно открывшийся высокий смысл реальности позволяет родиться выводу-восклицанию: «До чего блаженна жизнь!»
Душевная радость, всегда сопутствующая внутреннему преображению, создает светлый, жизнеутверждающий настрой произведений Юрия Самарина.
В церковных изданиях (а с 2005 — и в светских) авторы печатаются под своими собственными фамилиями.
Соч.:
Исторический проезд. Саранск, 1993;
Ныне отпущаеши... // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1994;
Русский костер: Рассказы-притчи. Саранск, 2000;
Особенные люди: повести. Саранск, 2000;
Заснеженная Палестина: Эссе, рассказы, статьи. Саранск, 2001;
Пьесы. Саранск, 2002;
В поисках славы. Саранск, 2005.
Лит.:
Васильев Н. Пьесы одной семьи, или Смородины в новом амплуа // Известия Мордовии. 1995. №93;
Вербиева А. Август: и тут в свидетели призвали мы отцов // НГ Ex libris. 1998. №35;
Лыткина Т. Смородиноведение или Смородиновидение // Мордовия — 7 дней. 1998. №51;
Бородин Л. «Одни шли в лагеря, другие писали раскаяния...» // Книжное обозрение. 1999. №18-19;
Жаткии Д. «Я влип в этот город, какмуха в клей...» // Аргументы и факты [приложение «Пенза — Саранск»]. 1999. №20;
Герчук Е. Безумство храбрых // НГ Ex libris. 2000. №44;
Ремизова М.,Урицкий А. Сентябрь: не храм, но банк // Кулиса НГ. 2000. №14;
Ляшева Р. Пернатый викинг глобалистам не по зубам // Литератрная Россия. 2001. №12;
Ляшева Р. Зерна в борозду // Литературная Россия. 2001. №47;
Ляшева Р. Коньяк и христианство // Литературная Россия. 2002. №21;
Кокшенева К. Россия — навсегда // Москва. 2002. №6;
Кокшенева К. «Все та же любовь...» // Наш современник. 2002. №7;
Василевский А. Библиографические листки // Новый мир. 2002. №7;
Василевский А. Библиографические листки // Новый мир. 2003. №6;
Летрухин В. Искры любви из окаменевшего сердца // Мордовия - 7 дней. 2002. №34;
Огрызко В. Изборник //Литературная Россия. 2002. №51;
Рычкова О. Начало начал //Литературная газета. 2003. №2-3;
Гагаев А. Философия и логика рассказа К. и А. Смородиных «Остров» // Философская и культурно-типическая антропология. Саранск, 2003. С.143-147.
К.А.Кокшенева
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|