|
Рогов Валерий Степанович
[6.12.1938, г.Тихорецк Краснодарского края]
— прозаик, публицист.
Родился в семье служащих. Отец работал в Министерстве финансов СССР; затем
прикомандирован к Министерству иностранных дел и послан в Маньчжоу-Го. В 1941,
с началом Великой Отечественной войны, переведен в советское посольство в
Японии. В дальнейшем на дипломатической службе. Мать с началом войны
эвакуирована с сыном из Маньчжоу-Го в Свердловск; в марте 1943 приехали в
Москву.
Отрочество и юность Рогов провел у деда с бабкой на Кубани. Дед — паровозный
машинист; в Гражданскую войну дважды приговаривался к расстрелу — сначала
белыми (дроздовцами), а затем красными (кочубеевцами), но спасся. В советскую
эпоху был кавалером мн. трудовых орденов и знаков отличия. Истовый книгочей,
именно он внушил внуку страсть к чтению. По признанию Рогова, в юности светочем
для него стал М.Шолохов, его восхищали также «Казаки» и «Хаджи Мурат»
Л.Н.Толстого, дворянские романы С.И.Тургенева, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина,
«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, босяцкие рассказы А.М.Горького,
произведения А.Н.Толстого, лирическая проза К.Г.Паустовского, суровый «Сын
рыбака» Вилиса Лациса.
В старших классах школы Рогов писал стихи, рассказы и корреспонденции в
районную газету «Сталинский путь». Мечтал поступать на журналистский факультет
МГУ, но после десятилетки по комсомольской путевке направлен в МГИМО (в те годы
закрытое учебное заведение). В годы учебы в институте (1956-62) публиковал
репортажи и памфлеты в газете «Советская Россия» и «Труд». Окончив институт,
работал в «Труде» литсотрудником, заместителем редактора отдела, политическим
обозревателем. Как спецкор объездил многие страны Азии и Африки, начиная с
«горячих точек» — Вьетнама и Ближнего Востока.
С 1972 по 1980 — собственный корреспондент «Труда» в Великобритании.
В 1981 был принят в СП СССР по рекомендациям В.Солоухина, Б.Стрельникова и
А.Жукова.
Свой первый роман «Полюса» Рогов написал в 24 года — о двух друзьях-товарищах,
один из которых начинал трудовую биографию на «полюсе холода», в заснеженном
Заполярье, а другой на «полюсе жары», в Египте. Роман был передан в журнал
«Юность», но опубликован не был. Положительные оценки рецензентов получило и
повествование в рассказах «Акварели», написанное в середине 1960-х. Оно было
посвящено послевоенной юности на Кубани, еще полной несчастий и бед, но и
солнечных надежд; описанию жизни провинциального городка сопутствовали картины
весенней степи под блистающими небесами, волнуемой напористыми ветрами, словно
море; первой любви, нежной и светлой. «Акварели» были приняты издательством
«Советский писатель», но рукопись так и не попала в издательский план.
Первая изданная книга Рогова — публицистическая: «Португальский репортаж»
(1975) — о революции в Португалии. Она была переведена на португальский язык
как документальное свидетельство советского журналиста. Вторая книга —
«Синеборье» (рассказы и повесть, 1978). В рецензии О.В.Волков особо выделил
образ молоденькой учительницы Нади — с ее любовью к людям и своему краю,
которая «стремится видеть людей чистыми душой, без лжи, преданными своей земле»
(Литературная Россия. 1978. №38). О сборнике Рогова «Чужая луна» (1983) критики
писали: «Рассказы свои Рогов пишет непритязательно, но в высшей степени
правдиво и искренне. И оттого их хочется сравнить с песней: в каждой строке
слышится отзвук песенного лада, чистого и светлого, пусть немного печального.
Проза эта лирична, и, заметим сразу, в ней не так просто отделить фигуру
повествователя от лирического героя» (Клименко В. [Рец.] // Наш современник.
1984. №10).
Сборник повестей и рассказов «Неужива» (1986) принес Рогов устойчивую
известность в литературных и читательских кругах, прежде всего повестями
«Колядкин» и «Неужива». Б.Шереметьев обстоятельно разобрал «весьма удачную
повесть "Колядкин", где В.Рогов с едкой иронией и даже сарказмом обрисовал, кто
есть кто в театре Рюрика Михайловича Гартвина, раскрыл "ам-плю-а" его актеров,
объяснил, что такое "гартвинская система"» (Московский литератор. 1987.
№14-15). Продолжая разговор об этой повести, В.Сухнев подчеркнул: «Это повесть
о глубокой и малозаметной для окружающих драме Человека, повесть, написанная
великолепным русским языком. Парадоксально, но не о театре она — о земле, о
деревне, которая не дает Колядкину, сыну своему, пропасть и упасть»
(Литературная Россия. 1987. №15). Книга «Неужива» была признана одной из
«лучших публикаций 1986 года» (Московский литератор. 1987. №9).
В 1988 вышел роман Рогова «Крылатый гонец». Он посвящен
Санкт-Петербургу-Ленинграду; царю Николаю I и леди Лондондерри, Наталье
Пушкиной и Александру Сергеевичу в последний год жизни; историософским
размышлениям о Российской и Британской империиях; лондонским воспоминаниям
автора; и, конечно, любви. «Длительное время оторванный от своего Отечества,—
писал Б.Шереметьев,— главный герой романа Виктор Ветлугин старается объективно
оценить все увиденное в стране, разобраться в психологии поступков "деловых
людей", выросших на родной почве, понять истоки их перерождения. Правда, это
ему не всегда удается...» Не удается ему и любовь — «слишком по-разному они с
возлюбленной Екатериной Протасьевой видят цели и смысл жизни...» (Литературная
Россия. 1989. №4). 100-тысячный тираж книги, получившей широкое признание,
разошелся в 2 недели.
Повесть «Гербовый столб» (1991) описывает путешествие автора по Калужской и
Орловской земле. В.Ротов отмечал: «По духу своему, по спокойному и емкому
показу трагизма российской глубинки, по какой-то генной вере в силу духа
русского народа книга представляется мне первой проталиной в заснеженном
пространстве нашего безвременья... Автор сурово всматривается в русскую
действительность, приутихшую под хламом обветшалых идей, в руинах строек и
перестроек... Всматривается и размышляет. И нас приглашает присмотреться и
поразмышлять. Не всегда мягко и деликатно. Иной раз настойчиво. А порой и
теребит больно — да проснитесь же вы!» (Ротов В. - С.485-489).
В драматические годы либерально-демократической ломки страны Рогов был рабочим
секретарем СП России (1990-93), спасая писательский союз от уничтожения. В
середине 1990-х возглавлял Творческое объединение московских прозаиков, был
секретарем Московского отделения СП РФ (1995-98).
В 1990-е Рогов вернулся к публицистике, а в художественном творчестве — к
коротким жанрам: рассказам и новеллам. Они широко публиковались в
патриотических изданиях; некоторые них — «Звонарь», «Волчий гон», «Вороненок»,
«Беглый палач», «Тайна Боттичелли» — сделались широко популярными у читателей и
впоследствии не раз перепечатывались. Известность получил и цикл московских
новелл «Времена погубительные»: «Солнцеворот», «Ортодокс», «Яйцеголовый»,
«Рыженькая», «Под поездом», «Коля-Котик», «Оглашенная». А.Савеличев
подчеркивал: «"Времена погубительные" можно понимать и как "времена покаянные".
Кровная сыновья вина перед Россией? Да, вина. Еще не скоро, видно, придет общее
"Прощеное Воскресение"» (Московский вестник. 1996. №2).
В 1998 вышла новая книга Рогова — «Звонарь», в которой была опубликована
повесть «Волчьи сумерки», вызвавшая сразу пристальное внимание коллег и
читателей. В.Шашин отмечал тонкую нюансировку, глубину авторского психологизма,
и приходил к выводу: «Та парализующая волю растерянность, которая охватила
персонажей повести, не схлынула и по сей день. Волчьи сумерки продолжаются, они
переходят в ночь волков, в ночь оборотней. Она уже наступает, уже входит в свои
права, а мы так и не запаслись ни факелами, ни ружьями, да и решимостью
стрелять не преисполнились. Похоже, пытаемся к волкам привыкнуть, научиться
жить среди них, не вздрагивая от воя и кровожадного клацанья» (Послесловие к
книге «Претендент на царство». М., 2003).
В романе-предупреждении «Претендент на царство» (2003) автор прослеживает
движение по жизни персонажа, подвизавшегося при советской власти в среднем
звене партаппаратчиков, а с первых же минут политических перемен в стране
ставшего директором ликероводочного завода, а потом криминальным олигархом.
Писатель показывает, как слой политиканов, не выпускавших из своих рук власть
на местах, легко перетек в буржуазно-чиновничье сословие новых хозяев жизни.
Этой книге Рогова в СП России был посвящен круглый стол (25 февр. 2004),
обсуждение получилось заинтересованным, порой даже страстным (см.: День
литературы. 2004. №3). Действительно, написанный с огромным публицистическим
зарядом, большой худож. убедительностью и в то же время не лишенный высокой
поэзии роман затрагивает проблему взаимоотношений коренного населения России и
все активнее заселяющих ее мусульманских народов. Главный антигерой романа
Ордыбьев мечтает создать на территории анемичной России свое мусульманское
царство. Сюжетная канва романа охватывает сразу несколько разновременных
пластов, погружаясь то в историю княжеских родов, то во времена Батыева
нашествия на Русь и разорения Рязани, то возвращаясь в наше время. Художник
показывает, что страшен не сам по себе «чужак», даже агрессивный, сколько
пассивное отношение к его вторжению в жизнь России и к тому, что происходит с
Отечеством. В рецензии на роман Н.Переяслов подчеркивает, что Рогов «в эти
отнюдь не литературные годы» удалось «поднять свое творчество на уровень
общенационального звучания», и заключает: «Роман написан очень хорошим
литературным языком и полон удивительных художественных образов. Русский язык —
это ведь тоже территория России, и пока он сохраняет свою красоту и образность,
в нем сохраняется и душа России» (Литературная газета. 2004. №11).
Рогов — лауреат премии СП СССР и ВЦСПС (1988), Бунинской премии (1996),
Булгаковской и Пушкинской премий (1997), а также многих газетных и журнальных
премий.
Соч.:
Португальский репортаж. М., 1975;
Синеборье. М., 1978;
Чужая луна. М., 1983;
Неужива. М., 1986;
Крылатый гонец. М., 1988;
Нулевая долгота. М., 1989;
Гербовый столб. М., 1991;
Звонарь. М., 1998;
Беглый палач. Калининград, 1998;
Волчьи сумерки. М., 1999;
Во гласе трубном. М., 2001;
Претендент на царство. М., 2003.
Лит.:
Волков О. Синеборье // Литературная Россия. 1978. №38;
Афанасьев А. С миром связь // Литературная Россия. 1984. №23;
Клименко В. Сопричастность // Наш современник. 1984. №10;
Сорокин С Быть самим собой // Балтиец. Л., 1986. №136;
Волков О. Современные судьбы // Наш современник. 1987. №10;
Шереметьев Б. Заинтересованный разговор // Московский литератор. 1987. №14, 15.
3 апр.;
Сухнев В. Колядкин и другие... // Литературная Россия. 1987. №15;
Гусев В. Судьба поколения // Правда. 1988. №319. 14 нояб.;
Шереметьев Б. Сила нравственного долга // Литературная Россия. 1989. №4;
Апасов А. Времена погубительные: [Предисл. к циклу рассказов] // Бежин луг.
1994. №3;
Савеличев А. Писатель времен погубительных // Московский вестник. 1996. №2;
Подсвиров И. [Предисл. к рассказу «Тайна Боттичелли»] // Бежин луг. 1996. №4;
Жукова Л. Уточнение идеала // Литературная Россия. 1999. №17;
Ротов В. Проталина в безвременьи // Ротов В. Ближе к истине. Краснодар, 2000.
С.485-489;
Чукреев В. Предмет для раздумий // День литературы. 2000. №11-12;
Потапов Вл. С верой в Россию // Слово: [газ.]. М., 2001. 5 окт.;
Шошин В. Писатель по имени и по званию // Рогов В.: Претендент на царство. М.,
2003. С.307-341;
Переделов Н. Писатель предупреждает... // День литературы. 2004. №3;
Переяслов Н. Пока народ безмолвствует... // Литературная газета. 2004. №11.
Т.Н.Акулова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|