Жуковская Аделаида Казимировна [15.02.1874-25.06.1925]

Герцык Аделаида Казимировна (в замужестве Жуковская; псевдоним Сирин)
       [3(15).2.1874 (1875?), г. Александров Московской губ.— 25.6.1925, Судак]
       — поэт, прозаик, переводчик.
       Родилась в семье инженера-путейца, происходившего из обрусевшего польского дворянского рода. Детство провела в Александрове, с 1898 жила в Москве и в Судаке, где семья Герцык приобрела дом. Росла замкнутым, вдумчивым ребенком, склонным к самоанализу, создавала в воображении собственный фантастический мир. Получила многостороннее гуманитарное образование. В юности совершила несколько поездок по Западной Европе (Швейцария, Франция, Германия).
       Имя Герцык появилось в печати в начале XX в. как переводчицы трудов Дж.Рескина, Ф.Ницше и автора литературно-критических и мемуарных эссе («Религия красоты» о Дж.Рескине, 1902 и др.). С 1905 Герцык сотрудничала как автор рецензий в журнале символистов «Весы» под псевдонимом Сирин.
       В 1907 вышла замуж за Д.Е.Жуковского — ученого, издателя, переводчика философской литературы. В квартире Герцык собирались многие литераторы и философы, близкими друзьями Герцык были Л.Шестов, С.Булгаков, М.Волошин, Вяч.Иванов, М.Цветаева.
       Первая значительная публикация стихотворений Герцык — цикл «Золотой ключ» в альм, символистов «Цветник Ор. Кошница первая» (СПБ., 1907). Для ранних стихов характерны состояния томления, духовного поиска, одиночества («я только сестра всему живому»). Стихи насыщены религиозно-философской символикой, но по форме близки к фольклору: заплачки, причитания, песни. Действительность мифологизируется, наполняется знаками и символами. Утонченный мир лирической героини, напевность поэзии Герцык отмечали Бальмонт, Волошин, Брюсов, Вяч.Иванов. Лучшие стихи раннего периода вошли в единственную книгу Герцык «Стихотворения» (1910).
       Для периода 1910-17, когда Герцык печатается в журнале «Северные записки», «Альманахе Муз» и др., характерны попытки обрести единство с бытием через эстетический пафос. В то же время лирика Герцык становится более предметной («Может быть, я к родине / Приближаюсь ныне, / Слушаю предания, / Узнаю святыни?» («У меня нет родины...», 1912). Возникает тема поэзии как служения Творцу («Благослови меня служить Тебе словами...», 1911), неустанного бодрствования духа. Долгие религиозные искания Герцык приводят ее в Православную церковь.
       Дореволюционная проза Герцык — очерки, посвященные становлению личности ребенка, эссе о литераторах — автобиографична и глубоко психологична («Из мира детских игр», 1906; «О том, чего не было», 1911 и др.)
       Годы революции и Гражданской войны Герцык проводит в Крыму, переживая красный террор, аресты и расстрелы близких, голод, едва не унесший жизнь детей.
       В янв. 1921 Герцык была арестована и провела несколько недель в тюрьме-подвале в Судаке, где создала цикл стихотворений «Подвальные». Позже, в 1924-25, написала «Подвальные очерки» (вскоре частично опубликованы Б.К.Зайцевым в рижском журнале «Перезвоны», 1926, № 25-27).
       Последний период — важнейший для внутреннего развития и для поэзии Герцык, когда созданы лучшие ее стихи. «В сущности, она всегда была поэтесса-святая. Невидная собою, с недостатком произношения, недостатком слуха, А.Герцык была — великая скромность, чистота и душевная глубина»,— писал Б.К.Зайцев (Зайцев Б.— С.397). С.Н.Булгаков вспоминал, что Герцык была исполнена внутреннего света, который от страданий становился лишь ярче и чище (Наше наследие. 1991. №3. С.124). Этот внутренний свет озаряет и стихи, и прозу Герцык последнего периода.
       Тема «Подвальных очерков» — пограничное состояние людей на пороге смерти, когда уходят временные, земные желания и заботы и человеку открывается Истина Евангелия. Прощаясь друг с другом на земле, люди становятся «братьями в вечности». Трагические сцены выдержаны в строгом, сдержанном стиле. Все происходящее побуждает автора к раздумьям: «Не слишком ли мы полагаемся на себя? Не слишком ли редко обращаемся мыслями к незримой вневременной власти?» (очерк «Todesreif», т.е. «Готовый к смерти»).
       Те же мотивы жизни на грани смерти, предчувствия близкого перехода в мир иной звучат и в поэзии Герцык этих лет, которую можно охарактеризовать как редкую для XX в. «христианскую лирику». Путь поэта, вслед за пушкинским «Пророком», осмысляется как следование Божию призыву: «Нейди вперед, не засветив лампады, / Чтоб каждый день в веках не угасал!» («Сонеты», 1919). Переживание вины, тоска, отчаяние разрешаются в сладости жертвы Христу. В мире, где стало «пустынно и сурово», крепнет вера, что «смерти нет» («Какая радость снять оковы.», 1924-25). Страдания возвысили и очистили душу поэтессы. Стихи этого периода — «это религиозные гимны. Это великое приятие всех бедствий и страданий, величайшее утверждение смирения и любви к Богу» (Зайцев Б. - С.398).
       Была похоронена в Судаке; могила не сохранилась. Дом Герцык в Судаке уцелел.

Соч.:
       Стихи и проза: в 2 т. / сост., предисл., комм. Т.Н.Жуковской. М., 1993;
       Жарок был цвет души...: очерк, стихотворения // Наше наследие. 1991. №3;
       [Стихотворения] // Subrosa. M., 1999;
       Сестры Герцык. Письма / сост. и комм. Т.Н.Жуковской. СПб.; М., 2002.

Лит.:
       Герцык Е.К. Воспоминания. М., 1996;
       Волошин М, Лики творчества. Л., 1988;
       Сестры Аделаида и Евгения Герцык и их окружение. М.; Судак, 1997;
       Зайцев Б. К. Светлый путь (Памяти А. Г.) // Зайцев Б.К. Знак креста. М., 1999;
       Калло Е. Четыре имени в русской поэзии // Sub rosa. Женская лирика Серебряного века. М., 1999.

А.М.Любомудров

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:34 UTC